Найти в Дзене
Известия

Подтверждение пройденного: калининградских врачей осудили за смерть младенца

Мособлсуд вынес приговор неонатологу Элине Сушкевич и бывшему главврачу Калининградского роддома № 4 Елене Белой по делу об убийстве новорожденного. Сушкевич назначено наказание в виде девяти лет колонии общего режима, Белой — 9,5 года. По версии следствия, в 2018 году врачи умышленно ввели недоношенному младенцу смертельную дозу сульфата магния — чтобы имитировать его смерть в утробе матери и не допустить ухудшения статистики роддома. В сентябре 2022 года Мособлсуд уже приговаривал Белую и Сушкевич к аналогичным срокам, однако президиум Верховного суда отменил решение и направил дело на повторное рассмотрение. Адвокаты врачей заявили, что намерены обжаловать и нынешний приговор, чтобы доказать невиновность своих подзащитных. Подробнее о резонансном деле — в материале «Известий». Московский областной суд 11 августа огласил приговор калининградским врачам Елене Белой и Элине Сушкевич по делу о смерти младенца: 9,5 и девять лет в колонии общего режима соответственно. Это уже второй по сч
Оглавление

Мособлсуд вынес приговор неонатологу Элине Сушкевич и бывшему главврачу Калининградского роддома № 4 Елене Белой по делу об убийстве новорожденного. Сушкевич назначено наказание в виде девяти лет колонии общего режима, Белой — 9,5 года. По версии следствия, в 2018 году врачи умышленно ввели недоношенному младенцу смертельную дозу сульфата магния — чтобы имитировать его смерть в утробе матери и не допустить ухудшения статистики роддома. В сентябре 2022 года Мособлсуд уже приговаривал Белую и Сушкевич к аналогичным срокам, однако президиум Верховного суда отменил решение и направил дело на повторное рассмотрение. Адвокаты врачей заявили, что намерены обжаловать и нынешний приговор, чтобы доказать невиновность своих подзащитных. Подробнее о резонансном деле — в материале «Известий».

За что осудили калининградских врачей

Московский областной суд 11 августа огласил приговор калининградским врачам Елене Белой и Элине Сушкевич по делу о смерти младенца: 9,5 и девять лет в колонии общего режима соответственно.

Это уже второй по счету приговор Мособлсуда по этому делу: первый был вынесен в сентябре 2022 года, тогда сроки лишения свободы были аналогичными. Но впоследствии президиум Верховного суда отправил дело на новое рассмотрение.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

По версии следствия, 5 ноября 2018 года в роддом № 4 Калининграда поступила гражданка Узбекистана Заримхон Ахмедова. На крайне раннем сроке беременности она родила мальчика весом около 700 г. Поскольку ребенок родился глубоко недоношенным, в роддом вызвали реанимационную бригаду неонатологов областного перинатального центра. В числе приехавших была и анестезиолог-реаниматолог Элина Сушкевич.

Исполняющую на тот момент обязанности главврача роддома Елену Белую следствие сочло организатором преступления, а Элину Сушкевич — исполнителем. Белая, как полагают следователи, поручила Сушкевич ввести младенцу летальную дозу сульфата магния, чтобы имитировать его смерть еще в утробе матери. В результате ребенок скончался. Следователи полагают, что высокие показатели магния в организме младенца при вскрытии могли бы заставить судмедэкспертов поверить в эту версию.

Как утверждало следствие, мотивом преступления стало то, что Белая на тот момент ждала переназначения на должность главврача. А ухудшение показателей младенческой смертности могло повлиять на эти перспективы.

В материалах дела есть аудиозапись разговора Елены Белой с подчиненными 6 ноября 2018 года, то есть на следующее утро после рождения младенца. На записи бывшая главврач отчитывает подчиненных за оказание реанимационной помощи ребенку в тяжелом состоянии и требует переписать медицинскую историю ребенка.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Как рассказала «Известиям» представитель матери погибшего ребенка Лариса Гусева, обвинение врачей строилось на результатах судмедэкспертизы, которая показала большую концентрацию сульфата магния во внутренних органах младенца.

— Когда следствие начало с этим разбираться, врачи роддома начали давать показания в отношении Белой и Сушкевич, — сказала адвокат. — Их показания в совокупности с экспертизой легли в основу обвинения.

В своих показаниях сотрудники роддома № 4 рассказали, что после смерти ребенка Елена Белая приказала переписать историю родов — указать, что ребенок родился мертвым.

Что сказали Белая и Сушкевич

На последнем перед приговором заседании потерпевшая Заримхон Ахмедова заявила суду, что для нее это был долгожданный ребенок, которого она с мужем очень ждала.

«Мне столько лет было больно, я долго не могла забеременеть и потеряла ребенка из-за вас», — сказала она.

Белая и Сушкевич вину не признали. По их словам, младенец умер своей смертью, поскольку родился глубоко недоношенным. В своем последнем слове Белая заявила, что потерпевшая не обследовалась после первого выкидыша и не наблюдалась во время беременности.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

«На приеме ей была предложена госпитализация, и она от нее отказалась», — сказала бывшая главврач роддома.

По словам Белой, на утренней планерке подчиненные спровоцировали ее на конфликт и записали его на аудио.

«Ваша честь, дело сфабриковано, оно заказное», — сказала Белая в своем последнем слове.

Адвокат Сушкевич Камиль Бабасов в ходе прений сторон заявил, что «нет никакого мотива, чтобы лишать жизни человека, и нет никакой статистики».

«Мы не видели никакого шприца и никаких доказательств, мы не согласны с вердиктом присяжных», — сказал адвокат.

В свою очередь, Сушкевич заявила, что не вводила ребенку магнезию, а, напротив, пыталась его спасти.

«Экспертам (проводившим экспертизу по делу. — «Известия») было неизвестно, как ребенку была оказана помощь, — сказала она. — Для меня Ахмедова не является потерпевшей, она для меня мама, которая потеряла своего ребенка. Для спасения ребенка с моей стороны я сделала все действия».

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В 2020 году первый состав присяжных оправдал Белую и Сушкевич, но прокуратура опротестовала это решение, и дело пошло на новый круг. В июле 2025 года вторая коллегия присяжных признала Белую и Сушкевич виновными в умышленном причинении смерти ребенку. Также присяжные постановили, что подсудимые не заслуживают снисхождения.

Суд запретил Белой и Сушкевич заниматься врачебной деятельностью в течение трех лет и взыскал солидарно 171 тыс. рублей в счет погашения судебных издержек. Кроме того, суд в полном объеме удовлетворил гражданский иск потерпевшей на сумму 2 млн рублей — по 1 млн с каждой подсудимой.

Что сказали адвокаты

Адвокаты подсудимых заявили, что считают приговор незаконным и будут его обжаловать.

— Есть шансы на отмену приговора, — сказал «Известиям» адвокат Сушкевич Вячеслав Жуковский. — Мы уже прошли путь до президиума Верховного суда, и мы намерены пройти его снова. Процесс, который предшествовал обвинительному вердикту, был неравноправным и не состязательным. Мы уверены: если бы присяжные обладали всей полнотой информации, вердикт был бы другим.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

По подсчетам адвокатов, из назначенного судом приговора суд зачел в качестве отбытого срока пять лет и 10 месяцев. Это тот период времени, который Белая и Сушкевич провели под домашним арестом и затем под стражей.

— Они уже отсидели почти весь срок, и через два месяца у нас формально появляется возможность для постановки вопроса об условно-досрочном освобождении. Но нас не устраивает возможность УДО. Мы хотим доказать, что Элина Сушкевич не убивала младенца. Она спасала младенца, но по объективным причинам не смогла этого сделать, — сказал Вячеслав Жуковский.

Если суд уже зачел пять лет и 10 месяцев из назначенного срока, то Элине Сушкевич останется отбывать три года и два месяца, а Елене Белой — три года и семь месяцев, посчитала медицинский адвокат коллегии адвокатов «Правовая политика» Ирина Гриценко. При этом, по ее словам, обжаловать решение суда и одновременно подавать на УДО подсудимые не смогут, несмотря на то что сроки УДО уже подошли.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— Прошение об УДО рассматривает не тот суд, который вынес приговор, а тот, который находится по месту отбытия наказания, — сказала адвокат. — В любом случае подавать на УДО без положительной характеристики из колонии бесполезно, потому что в нем откажут. А колонии не дают такие характеристики раньше чем через шесть месяцев, им нужно сначала за человеком понаблюдать.

Полный цикл нового обжалования может занять от полутора до трех лет, сказал «Известиям» адвокат адвокатского бюро «Авекс Юст» Егор Панин.

— Здесь важно учитывать ключевой момент: после апелляции приговор вступит в законную силу и у ФСИН появится безусловное законное право направить осужденных отбывать наказание в соответствующее исправительное учреждение, — напомнил адвокат. — Если срок наказания истечет до завершения всех стадий обжалования, осужденные будут освобождены и будут ожидать окончания процедуры на свободе.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Вероятнее всего, наказание будет отбыто до того момента, как будут исчерпаны все механизмы. Но это не лишит осужденных возможности довести всю процедуру обжалования до конца, резюмировал Егор Панин.