«Как это у Пушкина было? "Ай да Пушкин, ай да ... сын!" Ай да Штирлиц!»
Как разведчики общаются с женами? Своими и не своими… Как они отдыхают? Как они..? А как они..?
Показать на экране агента своего или шпиона чужого – дело максимально сложное. Если, конечно, эти и другие многочисленные вопросы решать не на «школьном» уровне.
При этом важно соблюсти, так сказать, правильные пропорции, показав приемы разведки:
- достаточно интересно для телезрителей, в том числе информативно (какие хитроумные способы используют, как шифруются, как, наоборот, разоблачают и т. п.), чтобы публика фильм смотрела и пересматривала;
но и
- достаточно завуалированно, чтобы никто не догадался – какие техники используют настоящие агенты.
При этом важно не переборщить, продемонстрировав всё серьезно, не скатившись в шарж.
Также важна условная пропорция между:
- фактическими обстоятельствами (политические события, исторические моменты, условия культуры и проч.)
и
- личной стороной.
Допустим, нередко агентам придумывают лирическую линию. Вот как в случае с героями фильма «Щит и меч», которые были вполне хорошей парой, но вынужденно разошлись, причем он по ее же совету подобрал немку, чтобы на ней жениться.
И всё – ради целей разведки.
Или, как говорил в этом кино герой, сыгранный самим режиссером – Владимиром Басовым, надо уметь вживаться, сдирать с себя кожу, приспосабливаться и всегда улыбаться…
Особенно сложно показывать на экране разведчиков, так сказать, во времени. Вот западный агент 007 в течение нескольких десятков лет не менялся, вызывая ехидную улыбку зрителей-скептиков.
Наш же сюжет о самом известном разведчике книг и кино СССР – Максе Отто фон Штирлице / Максиме Исаеве / Всеволоде Владимирове – постарались отразить в фильмах разных лет похожим, но с соответствующими возрастными и конъюнктурными изменениями. Словно это на самом деле один и тот же человек, только он с годами приобрел еще большие рассудительность, мудрость, шарм и т. п.
Правда, собственно съемки получились как бы прокручиванием времени наоборот:
- в советском кино «17 мгновений весны» показали Штирлица в возрасте 45 лет (причем он и Генрих Мюллер называли там себя стариками);
- в постсоветском сериале «Исаев» подали уже опытного, но все равно идущего в начале пути Максима Максимыча.
Причем в сериале РФ подстраивали игру заглавного героя под манеры персонажа из кино СССР. Допустим, молодой Исаев точно так же, как зрелый Штирлиц, имел привычкой прищуриваться, говорил мягким голосом, переспрашивал собеседника: «Нет?» и т. д.
Кстати, самому Вячеславу Тихонову в этом сериале предложили сыграть отца Всеволода Владимирова. То есть… отца своего героя, в которого он воплотился в 1970-х гг. То бишь… по сути, отца самого себя.
Правильно актер сделал, что от предложения отказался. Иначе получилось бы совсем притянуто за уши, даже гротескно, на грани абсурда.
Впрочем, в результате в образе отца – Владимира Владимирова, «профессора права Петербургского университета, уволенного за свободомыслие и близость к кругам социал-демократии» – состоялся еще один замечательнейший актер СССР и РФ: Юрий Соломин.
Пожалуй, это был чуть ли не единственный верный выбор, который можно было сделать. Кому стоило бы еще доверить реализоваться в качестве отца нашего разведчика, которого тот обожал и уважал до глубины души и вспоминал всю жизнь как самого близкого человека?..
Кстати, любопытно, что в других экранизациях своих книг Юлиан Семенов отказывался показывать Штирлица. Так, именно он, будучи сценаристом в картине «Майор Вихрь», старательно вычеркнул все упоминания о своем любимце из сценария.
Интересно: что было бы, если бы «17 мгновений весны» снимались не после (как на самом деле), а до «Майора Вихря»?
А ведь там этот герой играл важную роль – и участвовал в спасении Кракова от нацизма, и встретился с собственным сыном, о существовании которого долгие годы знал лишь понаслышке. Те, кто читал одноименный роман Семенова, помнят, что сцена случайной первой встречи Штирлица с сыном – одна из самых трепетных историй в литературе о разведчиках…
Итак, фильмы о разведчиках – это целое отдельное направление в мире кинематографа. И даже в анимации. Ведь агенты тоже иногда бывают нарисованными, например в советских мультиках:
- «Полигон», комбинировавший фантастику, детектив и военную историю. Любопытно, что там некий изобретатель создал… беспилотный танк. И вот вокруг него разворачивались горячие события;
- «Шпионские страсти», где шеф иностранной разведки Штампф, у которого отчаянно болели зубы, узнал, что в Советском Союзе придумали панацею от любых зубных недугов. Разумеется, этот человек, добавив к своему профессиональному коварству отчаяние от недолеченности дёсен, попытался эту панацею выкрасть.
Кстати, сценарий к данному мультику СССР написал Лазарь Лагин – тот самый, который особенно прославился книжкой о старике Хоттабыче.
Разумеется, в разное время в различных странах было много фильмов, где так или иначе фигурировали агенты и суперагенты, лазутчики и ниндзя, приемы разведки и хитрости контрразведки.
Допустим, в японо-французском кино фильма «Кто вы, доктор Зорге?» раскрыли завесу тайны над нашим легендарным Рихардом Зорге. Или вот показали в постсоветских сериалах:
- «Разведчицы» – советских девушек, в годы Великой Отечественной учившихся быть тайными бойцами;
- «Легенда Феррари» – легендарную Ольгу Ревзину, которая обвела вокруг пальца самого Петра Врангеля;
- «Зорге» – пожалуй, самого легендарного нашего разведчика, кстати, одного из прототипов Штирлица;
- «Что сказал покойник» – хоть и в шутку, но настоящий детектор лжи;
- «Апостол» – превращение одного человека в другого, когда брату пришлось вместо своего умершего близнеца внедряться в самую гущу нацизма.
Что ж, поскольку тема агентов весьма и весьма широка, сегодня в тесте мы остановимся на самом-самом: лучших фильмах СССР о разведчиках.
П. с. Друзья, а какие кино и мульты о разведчиках запомнились вам?
Также читайте Дзен-статьи «Действительно ли разведчики были не вправе общаться со своими женами», плюс «10 весьма специфических (…) навыков советских разведчиц», а также «Кино о резиденте и "ТАСС уполномочен заявить…": почему наши Тульева перевербовали, а "Трианона" – нет».
И отвечайте на тест «Можно ли с вами идти в разведку?».
#кино #тест #разведчики #разведка #тесты #викторина #викторины #телевидение