Найти в Дзене

Анатомия пространства с Аленой Александровой. Интерьер 4-комнатной квартиры

Оглавление

«Главное, чтобы пространство могло жить», — на этом Алена Александрова, основатель студии «AA Design», делает главный фокус в своих проектах. Как все происходит на практике, рассказываем вместе с автором концепции.

Если сегодня заглянуть в просторную квартиру площадью 135 м² в ЖК Neva House на Петровском острове, то можно увидеть, как уютно устроена повседневная жизнь семьи с двумя детьми. Муж работает в Москве, поэтому Петербург стал вторым домом. «Оживлением» этого пространства занималась Алена, шаг за шагом создавая лёгкий, современный интерьер с элементами классики. Чтобы понять, с чего всё началось, важно заглянуть в самое начало этой истории.

ЗНАКОМСТВО С ЗАКАЗЧИКАМИ

— Как у вас сложилась история знакомства с заказчиками?

— Всё началось с профессиональной рекомендации. Владелица компании-подрядчика, с которой я работала на одном из крупных объектов, посоветовала меня своей близкой подруге. На первой встрече заказчики задали вопрос: «Какое у вас образование?». Это было впервые в моей практике, и мне не стыдно было сказать, что я окончила Академию Штиглица.

-2
-3

— С каким посылом они обратились?

— Изначально запрос был на современный интерьер, но в процессе обсуждений мы пришли к вневременному решению — лёгкой классике с современными элементами, чтобы интерьер оставался свежим и актуальным.

-4
-5

КВАРТИРА КАК ЧИСТЫЙ ХОЛСТ

Первый этап работы — проектирование помещений в абсолютно пустой бетонной коробке. Заказчики с трудом представляли, как в этих голых стенах можно выстроить комфортную и просторную квартиру, но в процессе работы пространство раскрылось. Гостиная, две детские, спальня, гардеробная, постирочная и две ванные комнаты — и вот уже появляется единая композиция.

— Есть ли главный принцип проектирования, которого ты придерживаешься в каждом объекте?

— Во всех интерьерах я изначально делаю основу, «организм», который начинает существовать самостоятельно, и даже без мебели смотрится жизненно. Интерьер должен быть цельный, как оболочка. А далее туда уже можно добавлять предметы мебели и смело делать вариации.

-7
-8

Проектирование для Алены — это не просто планировка, а создание «фундамента» атмосферы. Важную роль играет освещение, время суток, движение теней — дизайнер словно настраивает инструмент, готовый зазвучать с приходом людей.

— Поэтому у меня всегда много фотографий объекта в разное время года и в разное время суток. Как падают лучи на эту стену, какие отражения в утреннее время, как выглядит закатное свечение. Или какой красивый рисунок от створок окон на полу в гостиной, даже без мебели. Сам по себе объект уже имеет свою ценность.

ТОНКАЯ РАБОТА С ПРОСТРАНСТВОМ

Холл — одно из самых сложных помещений квартиры. Чтобы избежать эффекта «коридора с дверьми», использовали разные приёмы: двери скрытого монтажа, арку с тонированным стеклом, деревянные рифленные панели, в которые спрятали два хозяйственных помещения. В гостиной порталы ведут в спальню и прихожую, а лепной декор соединяет классику и современность: наличники сочетают в себе и керамогранит, и изящную лепку.

В проекте использовали английскую краску оттенка Slaked Lime — универсальный off-white, который подстраивается под интерьер и придает ему легкость, свежесть и воздушность. Алена использовала этот оттенок и на стены, и на потолок, что создало дополнительный объем в помещениях без лишнего дробления. Поставщик краски — шоурум дизайнерских обоев и тканей Artique.

— Как тебе удалось сохранить ощущение простора?

— Черные обрамления порталов и вертикальные линии в декоре визуально вытягивают высоту помещения. При чистовой высоте потолка в 2,85 м удалось создать эффект простора, будто высота — все 3,20 м.

Во всех современных ЖК потолки, как правило, невысокие, и интеграция вентиляции всегда вызывает вопросы. Здесь же найдено изящное решение: контрастные обрамления порталов вытягивают линии вверх, а вертикальные складки штор, лепнина и графичные светильники создают эффект большей высоты. Карнизы, переходящие со стен на потолок, размывают границы, позволяя глазу «скользить» по пространству, не встречая резких переходов.

— Какие еще дизайнерские приёмы помогли добиться такого эффекта?

— Эффект расширения пространства достигнут за счёт зеркал с подсветкой, игры плоскостей и особенного перехода краски со стен на потолок.

Цветовая палитра: сложные оттенки белого на стенах и потолке создали мягкие переходы и усилили ощущение воздушности. Лепнина и порталы добавили пространству историчности, органично вплетаясь в современный контекст. Индивидуальные элементы в детских — «пузыри» на шкафах, подсветка, обои с космосом и индивидуальная вышивка на мебели — всё это подчёркивает личность детей и создаёт среду для мечтаний.

ЗЕРКАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Точка притяжения в гостиной — зеркало ручной работы, выполненное по авторской технике травления. Это настоящая картина, которая всегда разная, зависящая от освещения, времени суток и движения людей.

— Расскажи подробнее про необычное зеркало в гостиной.

— Это сложная технология травления зеркала, полностью ручной труд, и ты не знаешь на старте, каким получится изделие – полностью индивидуальное производство. Компания, с кем я работаю, использует старинные техники. Рисунок, по сути дела, наносится вслепую, то есть в перевернутом состоянии, как негатив при проявлении пленки, а потом покрывается лаком. Только после этого переворачиваешь и видишь результат впервые. Если он не отвечает ожиданиям, то единственный выход — создать абсолютно новое изделие. Правки здесь недоступны, ведь мы имеем дело со сложным химическим процессом. Конечно, это риск, но уже сейчас несколько моих новых клиентов хотят такие зеркала в будущие проекты.

ОСВЕЩЕНИЕ КАК ОСНОВА АТМОСФЕРЫ

В проекте нет единственного источника света — важны сценарии. Мягкая подсветка зеркал создаёт уют, акцентные светильники выделяют ключевые зоны, а центральная люстра, похожая на застывшую волну, наполняет пространство динамикой. Этот многослойный подход позволяет интерьеру жить разными настроениями, адаптируясь к времени суток и эмоциональному состоянию. Работа с профессиональными подрядчиками позволила реализовать сложные технические задумки, включая интеграцию подсветки в лепные элементы.

— Какие предметы интерьера изменились в процессе?

— Самым ярким примером стала люстра. Изначально мы выбрали вариант из Америки, но доставка оказалась слишком дорогой. В итоге нашли люстру из итальянского стекла ручной работы, и она настолько гармонично вписалась в интерьер, что стало понятно — всё произошло к лучшему. Гибкость в выборе позволяет находить решения, которые оказываются даже удачнее первоначальных идей.

ЦВЕТ КАК НЕВИДИМАЯ ЭНЕРГИЯ

Основу палитры составляют сложные полутона: дымчатый серый, пепельный, оттенки топлёного молока. Они создают благородный, нейтральный фон, но в каждой комнате есть свой акцент — настроение, выраженное в цвете.

-14
-15

В спальне это глубокий горчично-жёлтый, в гостиной — стулья оттенка морской волны, в детской девочки — персиковый диван с вышивкой, которая напоминает мягкие шарики, а в комнате сына — тёмно-синие стены с космическими мотивами.

ПОНИМАНИЕ В ОСНОВЕ ВСЕГО

— Тебе важно изучить личность человека, чтобы создать для него идеальный интерьер?

— Да, обязательно. Я редко работаю удалённо — для меня важно личное общение, чтобы увидеть эмоции, услышать интонации. Диалог — это важная часть процесса, мы можем сами вместе что-то доработать, как-то видоизменить предложенное мной решение, придя к лучшему результату.

ДЕТАЛИ ДЛЯ ДЕТСКОЙ

В детских комнатах важны не только цвета, но и тактильные ощущения. В комнате девочки появился горчично-персиковый диван и шкаф с «пузырьковыми» ручками. В комнате сына — космические обои и светильник в виде космонавта.

В портьерах использовалась испанская ткань светлого теплого оттенка на подкладе димаут — это позволяет сохранять гигиену сна, особенно в период белых ночей. Алена выбрала одну и ту же ткань во все помещения, что связало их в единую концепцию. Шторы в этом проекте (как и стены) служат отличной базой для создания и главное — изменения сценариев в каждом помещении.
Дети растут, функции комнат меняются, но стены и текстиль подстроятся под любое изменение. В таких случаях особенно важно высокое качество материалов и исполнения, так как стены и текстиль берут на себя до 60% внимания в интерьере. За текстиль и краску для стен была ответственна мастерская
Artique с ее премиальным пошивом и вниманием к деталям.

— Как удалось сделать детские живыми?

— Важно не просто создать красивую картинку, а наполнить интерьер смыслом. Например, когда мы придумали «пузыри» на шкафах, они были просто декоративным элементом. Но когда свет стал играть на их поверхности, изменяя фактуру, они ожили. В какой-то момент девочка сказала: «Я же буду хранить здесь свои медали!» Это будет настоящий алтарь с ее победами. Мне нравится, когда дети принимают участие в проекте, говорят, что им откликается, а что нет.

ТОП-ЛИСТ ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ

  • Много зеркал: Алёна использовала зеркальные панели для визуального увеличения пространства. Это особенно эффектно выглядело в спальне, где зеркала не только добавили воздуха, но и интегрировались с подсветкой.
  • Цветовая палитра: Стены и потолки были покрашены в сложный светлый оттенок, это не белый цвет, а гораздо более интересная «история», которая добавляет глубины. Такое решение позволило избежать резких переходов и сделать интерьер мягким и гармоничным.
  • Элементы лепнины: Акцент на лепных деталях позволил добавить пространству историчности и элегантности. Элементы лепнины и сложные порталы созданы для плавного перехода между стенами и потолком.
  • Индивидуальные решения для детских комнат: В одной из детских были созданы уникальные «пузырьковые» ручки на шкафах, которые играют роль декоративного и функционального элемента. Девочка использует их для хранения гимнастических медалей.

Во время сдачи проекта Алёна наполнила интерьер «жизненными» деталями — книгами, посудой, детскими игрушками. Это позволило клиентам увидеть, как квартира будет выглядеть в реальной жизни.

— Ты хотела сдать проект в «жилом» виде, чтобы раскрыть его потенциал?

— Да, поэтому я уговаривала заказчицу приехать на подготовку к съемке. Она пришла с дочкой вечером, когда уже горел тёплый свет, всё было расставлено: посуда, декор — часть их, часть я привезла сама, даже Лего Порше для детской. В тот момент я увидела их горящие глаза — потому что пространство ожило. Такие снимки с реальной атмосферой важны: для дизайнера — как портфолио, для заказчиков — как инструкция по жизни в новом интерьере. Для меня это даже философия — финальная сдача через профессиональное декорирование, когда крупные формы, созданные дизайнером, наполняются малыми от декоратора.

ФИЛОСОФИЯ РАБОТЫ АЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВОЙ

  • Эмоциональная связь с клиентом. Личное общение позволяет лучше понять потребности и предпочтения заказчика, считывать эмоции и лучше адаптировать проект под индивидуальность клиента.
  • Процесс как совместное путешествие.
  • Создание «живых» интерьеров и эмоционально наполненных пространств.
  • Подход к дизайну: интерьер должен быть как единый организм — красивая основа, которая через годы остаётся актуальной и может трансформироваться без глобальных изменений.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Образ жизни семьи изначально повлиял на дизайн. Им близка классика, но не строгая и тяжеловесная, а современная и лёгкая, та, что не наскучит со временем. Они мечтали о своей «петербургской классике» — воздушной, с яркими акцентами и продуманными деталями. Это совпало и со стилистикой дизайнера — эклектичной, свободной, с настроением, которое дышит жизнью.

— Что для тебя главное в реализации проекта?

— Конечно, каждая завершённая работа — это ещё одна важная ступень для дизайнера. Но для меня самое ценное — это совместный путь с клиентом. Ведь мы какое-то время проживаем вместе часть жизни — с обсуждениями, поисками решений, моментами вдохновения и сомнений. Когда один из подрядчиков сказал: «У тебя получилась ожившая визуализация», — я поняла, что это высшая оценка.
Всё, что мы задумали, воплотилось.

— Ты отражаешь свои жизненные ценности в работе?

— Однозначно. В жизни для меня важны впечатления и эмоции. Это как когда мой ребёнок обнимает жирафа и трогает его синий язык — я хочу, чтобы он видел и чувствовал больше, чем просто вещи. В профессии так же: интерьер — это не набор дорогих материалов, это эмоция, которая остаётся с человеком надолго. Видеть, как у человека загораются глаза, потому что его желание вдруг обрело форму и стало реальностью, — вот в этом моя миссия.

-21

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЗАКАЗЧИКИ

Спасибо, что терпела наши «нарисуй, дорисуй, а покажи, я так не понимаю» — это все очень сложно! Но в итоге получилось то, что было в моих мечтаниях изначально, только лучше. Настолько мне сейчас комфортно дома, что интерьер приносит радость каждый день.

— Насколько клиенты были вовлечены в процесс?

— У семьи насыщенный ритм жизни — работа, дети, учёба, путешествия. Я всегда стараюсь понять, насколько человек готов включаться в процесс, и подстраиваюсь под его темп. Но при этом без интереса со стороны клиента невозможен по-настоящему удачный результат.

— Тебе нравится, когда заказчики активно участвуют в проекте?

— Да, мне важно, чтобы это был диалог. Идеально, когда клиент доверяет мне как профессионалу, но при этом включён в процесс, потому что это его дом. Кроме того, заказчики попросили меня вести авторское сопровождение — это говорит о том, что им был важен результат, а не просто красивые визуализации.

— Как ты чувствуешь доверие заказчика?

— Бывает, что не все готовы с ходу принимать решения, потому что понимают, что это их дом на долгие годы. Но когда человек доверяет твоему опыту, он готов на более смелые идеи. Это тонкий баланс между уверенностью и гибкостью.

— Почему, на твой взгляд, люди с хорошей насмотренностью всё равно обращаются к дизайнеру?

— Потому что дизайнер помогает сделать даже лучше, чем в мечтах. Люди видят референсы и представляют себя в них, но мы можем предложить ещё больше — идеи, которые не пришли бы им в голову, потому что мы смотрим со стороны. Получается, мы через каждый наш опыт взаимодействия с людьми открываем что-то в самих себе новое.

-23

Интересует мебель или другие детали в этих интерьерах? Авторы, локация или планировки? Напиши в комментариях вопрос — Редакция на связи!