Мы исследуем феномен Аллы Пугачевой, которая в 1985 году выпустила в Швеции англоязычный альбом *Watch Out*. Это событие стало беспрецедентным для артиста из СССР, записавшего диск за рубежом, в Европе, которая тогда считалась «недружественной». Мы разберем, что представлял собой этот альбом, можно ли его найти сегодня и почему Примадонна решила покорять Запад в период «железного занавеса».
Альбом *Watch Out*: Детали и контекст
Альбом, получивший название *Watch Out* (что можно перевести как «Осторожно» или «Берегись»), был записан в 1984 году на студии World Record Music в Стокгольме. Весной 1985 года он увидел свет в Швеции. Все 12 композиций были исполнены на английском языке. Пять из них представляли собой переведенные и переаранжированные песни из уже существующего репертуара Пугачевой , остальные были новыми, созданными шведскими авторами.
В декабре 1985 года этот альбом был издан в СССР под названием «Алла Пугачева в Стокгольме» и поступил в продажу в январе 1986 года по цене 2 рубля 50 копеек. Пластинка была изготовлена по передовой на тот момент технологии DMM (Direct Metal Mastering), а общий тираж достиг впечатляющих 3,2 миллиона копий.
До выпуска альбома Алла Пугачева уже активно взаимодействовала со шведской публикой и медиа. Она участвовала в передачах на шведском телевидении, а в 1983 году в Швеции вышел документальный фильм «Как живет советская суперстар?» , посвященный ее жизни и творчеству.
Артистка поддерживала дружеские связи с участниками шведского вокального трио Herreys, победителями Евровидения 1984 года. По приглашению Примадонны, Herreys выступали вместе с ней в СССР в 1985 году, где их очень тепло приняла советская публика. Также Пугачева была хорошо знакома с Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом из легендарной группы ABBA. В 1983 году, во время своего визита в СССР, они посетили ее концерт в «Олимпийском» , побывали в Большом театре, на Красной площади и прокатились в московском метро.
Музыкальный критик Сергей Соседов подчеркивает, что именно дружба и партнерские отношения с этими шведскими музыкантами, находившимися тогда на пике мировой славы, сделали возможным выпуск диска на одной из ведущих мировых студий. Соседов вспоминает, что в 1983 году Андерссон и Ульвеус приезжали в Москву, чтобы предложить Пугачевой роль жены одного из шахматистов в мюзикле «Шахматы». Однако, по его словам, Пугачевой не разрешили участвовать в этом проекте, что, возможно, было и к лучшему, поскольку мюзикл не имел большого успеха в мире.
Реакция на альбом в СССР и за рубежом
Некоторые считают, что этот диск не стал вершиной карьеры певицы, и не все ее поклонники о нем знают. В СССР его выход в середине 1980-х, порой, не привлекал особого внимания. Однако Сергей Соседов не согласен с такой оценкой.
По мнению критика, в СССР альбом «прошел более заметно, чем за рубежом», и все поклонники, вероятно, знакомы с этим диском. Он был «очень звонким», некоторые песни транслировались на радио, а клип на песню «Бесчувственная телефонистка» (Cool Operator), снятый в Швеции, был показан в программе «Утренняя почта». Соседов описывает этот клип как «очень оригинальный», где Пугачева предстала в окружении танцоров , с необычной прической и в ярком наряде. Клип изначально создавался для западной аудитории, а не для советских зрителей.
За рубежом некоторые песни из альбома даже попадали в западные чарты. В 1989 году фирма «АМПЕКС» наградила Пугачеву «Золотым диском» за этот альбом. Вместе с наградой артистке был вручен чек на 1000 долларов, которые она передала представителю Детского фонда им. В. И. Ленина для помощи детям, пострадавшим от землетрясения в Армении. Пресса, освещавшая это событие в Центре международной торговли в Москве, отмечала значимость этой награды. Газета «АиФ» писала , что Пугачева стала первой советской артисткой, удостоенной этого приза за диск «Алла Пугачева в Стокгольме». Ранее этой же награды были удостоены такие исполнители, как Тина Тернер, Стиви Уандер, Мадонна, Элтон Джон, Пол Маккартни, а также группы ABBA, The Rolling Stones и AC/DC.
В социальных сетях поклонники Пугачевой высказывают мнение, что этот альбом не является сильным или выдающимся, а также критикуют произношение артистки. Однако важно учитывать, что Алла Борисовна училась в обычной средней школе и не имела языковой практики за границей. Многие советские граждане в то время не могли похвастаться даже таким уровнем владения английским.
Сергей Соседов призывает не быть слишком строгими к певице в этом вопросе. Он отмечает, что она пела по-английски так же, как по-русски, не всегда следуя «законам музыки языка». Критик убежден, что любой человек, поющий на неродном языке, имеет право на акцент, и большинство зарубежных певцов также поют с акцентом. Мы, в свою очередь, благодарны им за исполнение песен на русском языке , так почему же мы требуем от наших артистов идеального английского произношения?
Зачем Пугачева записала альбом на английском?
Продюсер Леонид Дзюник считает, что запись диска в Стокгольме была для Пугачевой попыткой покорить Запад. В то время в Советском Союзе она уже достигла огромной популярности и любви публики. Ей необходимо было двигаться вперед. Дзюник, имея опыт работы с группой «Тату», отмечает, что для западной аудитории недостаточно просто хорошо петь и иметь хорошие песни; нужен определенный стиль и имидж.
Соседов называет диск Пугачевой «прорывом», который тогда было трудно даже представить. До нее ни один советский музыкант не делал ничего подобного. Альбом был записан в 1984 году, в «глухое, доперестроечное время» , когда страной руководил Черненко. Это было сделано именно с целью прорваться на мировой рынок. Позже, в период перестройки, многие артисты стали выезжать за границу и записывать там альбомы, но в то время, когда это сделала Пугачева, ситуация была намного сложнее.
Однако Дзюник придерживается другого мнения: «Он не был прорывом, не был успешным. Мне кажется, даже альбом Юлии Началовой, который она записала с Афанасьевым, был гораздо интереснее, чем тот альбом Пугачевой». Некоторые поклонники артистки считают, что стокгольмский диск похож на сотни других альбомов западных исполнителей и не обладает запоминающейся индивидуальностью.
Соседов, напротив, не согласен с этим мнением, утверждая, что на этом диске Пугачевой собраны прекрасные песни: сложные в музыкальном исполнении, с блестящими аранжировками шведских музыкантов. Он отмечает, что артистка тщательно отбирала репертуар для альбома. Среди них есть песня на английском языке «Белая дверь» Юрия Чернавского из фильма «Сезон чудес», которая в английской версии называется *Through the Eyes of a Child* («Глазами ребенка»). Этот трек особо отметила солистка группы ABBA Фрида Лингстад. Ее восхитила именно эта песня , и она даже обращалась к композитору с предложением либо исполнить ее самой, либо чтобы он написал для нее что-то в подобном стиле.
В запись альбома в Стокгольме были вложены значительные средства, но он не оправдал этих финансовых затрат. Пугачева больше не предпринимала попыток покорить зарубежную аудиторию, сосредоточившись на России и бывших странах СССР, где на долгие годы оставалась ведущей фигурой на сцене.
Виниловый диск «Алла Пугачева в Стокгольме» 1985 года не является раритетом. Его можно приобрести на сайтах частных объявлений, цена варьируется от 400 до 1000 рублей в зависимости от состояния.
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.