В день физкультурника мы говорим о тренере ДЮСШ села Акъяр Ильфате Бактыбаеве
Во вторую субботу августа принято отмечать профессиональный праздник – День физкультурника. С 2014 года в стране возрождается культ спорта: возобновляется сдача норм ГТО, разрабатываются программы по доступности спорта для жителей страны и другое. Накануне праздника мы поговорили о профессии с учителем физкультуры, который много лет работает в Детско-юношеской спортивной школе села Акъяр Ильфатом Бактыбаевым.
В данной статье мы расскажем о жизни и профессиональном пути тренера по борьбе, который посвятил более 18 лет обучению и воспитанию молодых спортсменов в спортивной школе. От корней в сельской местности до успешной карьеры педагога и тренера — история наполнена упорным трудом, любовью к спорту и стремлением развивать боевые искусства в своем районе. Вы узнаете о видах борьбы, которые он преподает, его методах тренировок, участии в соревнованиях и личной жизни, а также о трудностях и успехах, с которыми он столкнулся на своем пути.
Тренер по борьбе родился и вырос в селе Акьяр. Его корни тесно связаны с сельской жизнью. Отец работал комбайнером по сезону, а мать всю жизнь была занята в торговле. Такой семейный бэкграунд формировал у будущего тренера понимание упорного труда и ответственности с ранних лет.
После окончания девяти классов он учился в школе №1 села Акъяр, а затем поступил в среднее профессионально-техническое училище (ПТУ), где получил специальность фермер-арендатор и агронома. Образование, связанное с сельским хозяйством, подчеркивает его тесную связь с родным краем и его экономикой.
В 1999 году он был призван на военную службу, проходил службу в Волгограде, Северокавказском военном округе, в автомобильной роте. После двух лет службы он поступил в Кумертауское педагогическое училище на специальность учителя физической культуры. Для поступления требовалось успешно сдать экзамены по русскому языку, биологии и физподготовке, включая гимнастику, бег и плавание, что говорит о высоком уровне физической подготовки и теоретической базе.
Образование в педагогическом училище стало фундаментом для дальнейшей карьеры тренера, а военная служба – дополнительным опытом дисциплины и физической выносливости.
В период учебы в училище тренер начал заниматься легкой атлетикой и гимнастикой, параллельно пробуя себя в борьбе – дзюдо и самбо. Тренировки включали силовые и беговые упражнения, бег по пересеченной местности на дистанции до пяти километров, а также специальные скоростные упражнения. Высокая нагрузка требовала от спортсмена выбора – тренер по борьбе рекомендовал сосредоточиться на одном виде спорта. Тренер выбрал борьбу, так как она ему нравилась больше.
Спортивная карьера включала участие в городских соревнованиях по самбо, где он достиг значительных результатов и получил разряд по этому виду спорта.
В училище тренера наставляли опытные специалисты, среди которых выделялся мастер спорта Юрий Николаевич Толстых. Он был ветераном спорта и преподавал борьбу и плавание, обладая значительным опытом и наградами, которые демонстрировал ученикам. Толстых постоянно участвовал в соревнованиях среди ветеранов и мотивировал студентов своим примером.
Другим наставником был Юрий Николаевич Сироткин, также опытный тренер. Большая часть тренировочного процесса проходила под руководством Толстых, что обеспечивало высокий уровень подготовки.
В 2000 году тренер вернулся в родной район и предложили работать в детском саду «Солнышко», где он проработал около полугода.
Там он участвовал в организации детских мероприятий и начал применять навыки педагогической работы, хоть коллектив был преимущественно женским и работа отличалась от спортивной сферы. Этот опыт позволил приобрести навыки работы с детьми младшего возраста и расширил профессиональный кругозор.
В детском саду тренер начал вводить элементы борьбы для малышей, что стало первым шагом к возвращению в спортивную сферу. В 2003 году он перешел работать в спортивную школу в селе Акъяр, где сначала вел занятия по баскетболу.
Через два года работы в баскетболе тренер перешел на тренировки по борьбе, что было его профильным направлением. Этот переход ознаменовал начало его долгой и успешной работы в спортивной школе, направленной на развитие борьбы в районе.
В спортивной школе тренер создал группу по борьбе, которая изначально насчитывала около 10-12 человек. Одной из главных проблем была нехватка постоянного и комфортного зала для занятий борьбой. Тренировки проходили в разных школах, в том числе в подвалах и временных помещениях, что затрудняло организацию занятий.
С открытием ФОКа условия улучшились, но оставались проблемы с расписанием и обслуживанием оборудования — необходимость собирать и убирать маты отнимала время и снижала эффективность тренировочного процесса.
Несмотря на эти трудности, группа постепенно росла, количество воспитанников увеличивалось, и тренер смог организовать до пяти групп с численностью до 20 человек в каждой.
Основными направлениями борьбы, которыми занимается тренер, являются дзюдо и самбо. Эти виды спорта популярны в России и представляют собой комплекс контактных единоборств с элементами бросков, удержаний и болевых приемов.
В последние годы в спортивной школе появился грэпплинг – современный вид борьбы, включающий удушающие и болевые приемы, сочетающий техники из дзюдо, самбо и других единоборств. Грэпплинг стал популярным среди воспитанников и позволил расширить спектр технических навыков спортсменов.
Участие в грэпплинге дало возможность тренеру и его воспитанникам участвовать в республиканских и городских турнирах, показывая высокие результаты.
За годы работы тренер подготовил множество спортсменов, которые успешно выступают на различных уровнях соревнований.
Несмотря на традиционное восприятие борьбы как мужского вида спорта, в спортивной школе активно занимаются и девочки. В настоящее время в группах тренера занимается около 5-7 девочек. Девочки осваивают не только технические приемы, но и гимнастические элементы, необходимые для успешного выступления.
За 18 лет работы тренер подготовил около 70-80 воспитанников, которые тренируются в разных возрастных группах:
- Младшая группа
- Средняя группа
- Старшая группа
- Студенческая группа (занятия проходят 1-1,5 часа)
Тренировки проходят три раза в неделю, дополнительно проводятся индивидуальные занятия для подготовки к соревнованиям. Индивидуальная работа включает:
- Дополнительные беговые упражнения
- Отработку приемов
- Повышение скорости и резкости действий
Такой режим обеспечивает систематическую и всестороннюю подготовку спортсменов.
Ильфат Ильдарович женат, имеет троих детей и внука. Старшей дочери 21 год, среднему сыну – 17 лет, младшая дочь учится в школе. Все дети знакомы со спортом и борьбой: сын Мурат – разрядник по дзюдо, неоднократный победитель соревнований по грэпплингу; младшая дочь занимается дзюдо и участвует в соревнованиях.
Семейная поддержка и собственный пример тренера способствовали формированию спортивных интересов у детей. При этом отношение к занятиям спортом было гибким: старшую дочь не заставляли заниматься, а младших детей мотивировали и поддерживали.
Несмотря на плотный график работы, тренер находит время для отдыха и хобби. Среди увлечений у него рыбалка, поиск и коллекционирование старинных предметов и монет. В свободное время помогает по строительству своим друзьям и знакомым.
Отдых и хобби помогают сохранять баланс между работой и личной жизнью, а также поддерживают физическую активность вне спортивных занятий.
За 18 лет тренер подготовил десятки успешных спортсменов, внедрил новые направления, такие как грэпплинг, и внес значительный вклад в развитие боевых искусств в своем районе. Личная жизнь, поддержка семьи и хобби делают его образцом для подражания не только в спортивной сфере, но и в жизни.
Зиля Акъюлова
Фото автора и
из архива И.Бактыбаева