Ханыков Петр Иванович (1743–1813)
Адмирал русского флота. Отличился в Чесменском бою, являющимся одной из главных побед русского флота. Герой Ревельского и Выборгского сражений в Русско-шведской войне 1788–1790 годов. За проявленную доблесть был произведен в адмиралы и назначен главным командиром Кронштадтского порта. В 1808 г. Командовал русским флотом против англо-шведской эскадры в Финском заливе. Допустил ряд ошибок в результате чего был потерян корабль «Всеволод».
Решением Адмиралтейской коллегии был разжалован в матросы на один месяц. Несмотря на то, что приговор был отменен решением императора Александра I перенесенный адмиралом стресс стал причиной резкого ухудшения его здоровья и в итоге привел к смерти в декабре 1813 года.
Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Монумент на могиле флотоводца представляет собой обелиск розового гранита, установленный на цоколе и прямоугольном плинте.
Изначально, на гранях обелиска были установлены накладные рельефы.
С западной стороны - мраморный череп с костями, с восточной - книга с крестом,
с северной чугунные скрещенные факелы, с южной - якоря. В настоящее время часть декоративных элементов утрачена.
В нижней части обелиска с четырех сторон гранитные полочки, под которыми накладные мраморные доски с датами жизни покойного и перечислением его заслуг перед Отечеством. Так же здесь имеется эпитафия
«Здесь старец опочил, благословенный свыше,
Вождь сил, носящихся с громами по морям.
Он был в день брани лев, в день мира агнца тише,
России верный сын, слуга и друг царям.
Он с верою протек путь жизни скорбный, тесный
И в смерти верою сподоблен торжества;
За подвиг на земле приял венец небесный
И славой возсиял в свете Божества».
Хитрово Захар Алексеевич (1746–1798)
Представитель знатного дворянского рода ведущего свою историю от выходца из Золотой орды Эду-хана по прозвищу Хитрый.
Действительный статский советник. Тульский губернский предводитель дворянства. Прокурор Тульского верховного Земского суда. Член правления Заемного банка. Служил в Экспедиции государственного хозяйства. Кавалер ордена Св. Владимира 3 степени.
Скончался в 1798 году и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Мемориальная композиция представляет собой саркофаг с суживающимися книзу гранями на четырех прямоугольных ножках, который установлен на прямоугольный мраморный постамент с широкой карнизной плитой, на ступенчатом цоколе розового гранита.
На саркофаге установлена урна, к которой склонилась фигура плакальщицы.
На восточном торце постамента - рельефное изображение герба Хитрово
на западном, так называемая «адамова голова» - череп со скрещенными костями, который как известно олицетворяет возможность спасения для любого человека.
Авторами этого, несомненно, выдающегося образца мемориальной скульптуры начала 19 века, являются итальянские скульпторы, братья Августо и Паоло Трискорни с творчеством которых мы уже неоднократно встречались в ходе наших виртуальных экскурсий.
Цыгорова Наталья Петровна (1772–1801)
Дочь купца первой гильдии Петра Даниловича Ларина (1735–1778), жена коллежского асессора Василия Васильевича Цыгорова. Её отец выходец из дворовых крестьян был человеком весьма успешным и щедрым благотворителем. Например, один из залов Императорской Публичной библиотеки, на строительство которой он пожертвовал 127 000 рублей носит название Ларинский.
Так же уже после его смерти наследники согласно воле покойного, построили гимназию на 6-й линии Васильевского острова и Ришельевский лицей в Одессе.
Его дочь Наталья Петровна скончалась в возрасте 29 лет успев родить шестерых детей.
Надгробие из гранита и мрамора находится на Фонвизинской дорожке по левой стороне
Пирамида из блоков установлена на прямоугольном постаменте, и увенчана вазой-светильником с пламенем.
На вазе явственно видны следы некачественной реставрации
На южной стороне - накладной мраморный медальон с барельефным прямо личным портретом, под которым имелась подпись накладными бронзовыми литерами, ныне утраченная, на северной стороне пирамиды накладной медальон с гербом
Ни автор, ни даже мастерская, в которой было изготовлено надгробие неизвестны, но, в общем и целом, мы видим достаточно типичный образец достаточно дорогой Петербургской мемориальной скульптуры начала 19 века.
Чекалевский Петр Петрович (1751–1817)
Видный государственный деятель, писатель, искусствовед, вице-президент Императорской Академии художеств, фактически руководивший ею с октября 1811 до мая 1817 года.
Сын видного российского дипломата П. М. Чекалевского, сам начинал государственную службу в Коллегии Иностранных Дел и несколько лет провел в Вене, а затем в Копенгагене.
С 1781 до конца 1784 года служил советником Коллегии иностранных дел в Петербурге. По предложению президента Императорской Академии художеств И. И. Бецкого с 1 января 1785 года был определён на должность конференц-секретаря Академии, а в августе 1799 года был назначен вице-президентом ИАХ. В 1811 году после смерти президента Академии графа Строганова был высочайшем указом назначен исполнять обязанности главы ИАХ, что и делал в течение почти 6 лет. Как историк искусств и искусствовед написал книги «Рассуждение о свободных художествах, с описанием некоторых произведений российских художников» и «Опыт ваяния из бронзы одним приёмом колоссальных статуй» по которым много лет учились слушатели Академии.
Петр Петрович Чекалевский был первым искусствоведом, сделавшим подробные описания некоторых надгробий Лазаревского кладбища.
Скончался 7 мая 1817 года. Памятник на его могиле работы знаменитого скульптора В. И. Демут-Малиновского достаточно прост и представляет собой классическую мемориальную композицию в духе русского классицизма – Голгофа с крестом.
На одной стороне каменной глыбы была выбита эпитафия:
«Друг человечества; приверженностью к вере, преданностью к Государю и отечеству снискал благоволение верховного правительства, уважение родных, ближних и друзей, и привлек к себе юные сердца питомцев».
На другой был установлен горельефный мемориальный портретный медальон Он отлит из темной бронзы, в форме овала, обрамленного сомкнувшимся в круг уроборосом (символ бесконечности». Думается, что Демут-Малиновский, который сам был приверженцем классицизма намеренно выполнил его в стилистике римского портрета, как бы сглаживая индивидуальные черты портретируемого, но придавая ему пластичность присущую лучшим античным образцам.
В настоящее время картина диаметрально противоположная:
Крест, как мы видим на месте, а вот портрет исчез. К счастью, он не исчез бесследно. В настоящее время оригинальная работа В. И. Демут-Малиновского выставлена в музейной экспозиции, «Знаки памяти» которая находится на втором этаже выставочного зала «Некрополя мастеров искусств».
Надеюсь, что достаточно скоро на надгробии появится копия.
Чичагов Василий Яковлевич (1726–1809)
Русский мореплаватель, полярный исследователь, флотоводец эпохи Екатерины Великой, командующий Балтийским флотом.
В 16 лет окончил Школ навигацких наук, и поступил на службу мичманом. Участвовал в Семилетней войне и других боевых действиях.
В 1765 и 1766 годах командовал экспедицией из трех кораблей впервые пытавшихся пройти Северным морским путем до Камчатки. Активно участвовал в русско-турецкой войне 1773—1774 годов. Командовал Балтийским флотом во время войны со шведами 1788–1790 годов, и нанес флоту короля Густава III столь ощутимые потери что вынудил того просить мира. Екатерина II, которая, как известно была не чужда стихосложению посвятила адмиралу Чичагову строфы
«С тройною силою шли шведы на него.
Узнав он рек: Бог защитник мой
Не проглотят они нас.
Отразив пленил и победы получил» .
Вышел в отставку в 1797 году и прожил ещё 11 лет успев порадоваться за сына, назначенного в 1802 году морским министром Российской империи.
Скончался 4 апреля 1809 года и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Памятник авторами которого стали архитектор Жан Франсуа Тома де Томон и скульптор Иван Петрович Мартос представляет собой жертвенник с барельефным портретом, накладными рельефами в виде ликторских пучков с якорями и канатами и стихотворными строками Императрицы Екатерины II.
а на обороте герб и трезубцы, обвитые дельфинами
Надгробие Василия Яковлевича Чичагова, является одним из самых выдающихся произведений мемориальной скульптуры в «Некрополе 18 века». Об этом свидетельствует тот факт, что портрет усопшего и рельефы входили в число 15 надгробий с отдельных элементов которых в 1912 году были сняты гипсовые копии по заказу Академии художеств.
Чичерин Александр Александрович (1791–1808)
Юноша 16 лет умерший или погибший при неизвестных обстоятельствах. Его отцом был генерал – майор Чичерин Александр Николаевич.
Никаких сведений об этом молодом человеке мне найти не удалось, но вот памятник на его могиле заслуживает особого внимания.
Дело в том, что на постаменте из темно-серого гранита, выполненного в виде суживающегося книзу конуса, мы видим не традиционную урну фигуру плакальщицы или ещё какой-то привычный элемент мемориальной композиции, а нечто совершенно особенное.
Честно сказать, я когда первый раз увидел эту «птичку» даже не понял в чем дело? Только подойдя поближе рассмотрев все, как следует сообразил, что это Феникс возрождающийся из огня
да и эпитафия на постаменте это подтвердила
Вот поэтому я и говорю, что надгробие уникальное, лично я на наших кладбищах такого не видел.
В настоящее время «Феникса» работы неизвестного скульптора, как и другие наиболее ценные изваяния, можно увидеть в музейной экспозиции «Знаки памяти», находящейся на втором этаже Выставочного зала "Некрополя мастеров искусств»
а на надгробие установлена копия из искусственного камня.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время мы с вами обязательно продолжим виртуальную экскурсию по «Некрополю 18 века», ну а пока всего вам доброго и до скорой встречи.