За последние пять лет мы видели множество самых разных фильмов. В середине десятилетия нет одной доминирующей тенденции, которая была бы более заметной, чем другие, и которую можно было бы считать определяющей для 2020-х годов. Фильмы о супергероях по-прежнему приносят огромные доходы, но так было и раньше, и Голливуд по-прежнему зависит от уже существующих интеллектуальных прав и франшиз. Чем бы ни запомнилось это десятилетие в кинематографе, нет сомнений, что в нем было несколько идеальных фильмов.
Пять лет — это, возможно, недостаточное время, чтобы с уверенностью заявить, что фильм выдержит испытание временем, но некоторые классические фильмы явно являются шедеврами. Фильмы, на которые поколение поклонников будет смотреть через розовые очки и вызывающе указывать как доказательство того, что таких фильмов больше не снимают (это утомительная традиция, передаваемая от поколения к поколению киноманами, которая, вероятно, никогда не исчезнет). Будут ли они любимыми в будущем или нет, но сейчас, в этот момент, эти десять фильмов являются величайшими шедеврами последних пяти лет.
«Никогда, редко, иногда, всегда» (2020)
Многие фильмы ошибочно считаются важными с большой буквы «И», потому что затрагивают деликатные или актуальные темы. В долгосрочной перспективе многие из этих фильмов часто исчезают из памяти или аннулируются историей, но в случае с «Никогда, редко, иногда, всегда» время только сделало его еще более важным, что, честно говоря, само по себе является трагедией. Осень (Сидни Фланиган) — подросток из Пенсильвании, которая обнаруживает, что беременна, и хочет сделать аборт. К сожалению, из-за законов штата она не может сделать эту процедуру без согласия родителей, поэтому она и ее подруга Скайлар (Талия Райдер) отправляются в Нью-Йорк.
Выпущенный за два года до отмены решения по делу Роу против Уэйда, фильм является возмутительным портретом современных прав женщин на здоровье и того, насколько неэффективны существующие меры их защиты. В то же время, он отличается тонким наблюдательским подходом и не превращается в дидактическую лекцию. Что наиболее важно, он достигает тихого совершенства в изображении подлинной дружбы между двумя главными героинями. Райдер и Фланиган великолепны вместе, а сценарист и режиссер Элиза Хиттман наблюдает за их персонажами с сочувствием, которого так не хватает в реальном мире.
«Свинья» (2021)
Карьера Николаса Кейджа была полна взлетов и падений: актер то пользовался уважением, то подвергался насмешкам, то снова возвращался к славе благодаря прекрасным ролям и ролям экстремальных героев боевиков. По словам самого актера, его лучшая роль была в нетрадиционном и тихо трогательном фильме «Свинья» 2021 года. В дебютном полнометражном фильме Майкла Сарноски в качестве режиссера Кейдж играет известного шеф-повара, ставшего отшельником-труффелем, который возвращается в мир, который он оставил после похищения своей любимой свиньи.
На первый взгляд может показаться, что сюжет принадлежит эпохе триллеров с Кейджем, доступных по запросу, и некоторые поклонники, возможно, были разочарованы тем, что фильм не оказался триллером о мести в стиле «Мэнди». Увы, «Свинья» опровергает ожидания, представляя собой задумчивый портрет горя и прощения, действие которого разворачивается в увлекательном и уникальном подземном мире высокой кухни. Это нетрадиционный шедевр, но, как и его главный герой, он заслуживает своей репутации.
«Сядь за руль моей машины» (2021)
С эпическим хронометражем и намеренно медленным темпом меланхоличного повествования, японский шедевр «Сядь за руль моей машины» может испытать терпение зрителей, которые требуют более захватывающего или взрывного содержания. Действительно, в нем есть эмоциональная жизненная сила, которая редко встречается в большинстве американских мейнстримных фильмов, что может сделать его катарсическим просмотром для тех, кто готов к нему. Основанный на рассказе Харуки Мураками, «Сядь за руль моей машины» рассказывает историю Юсуке (Хидетоси Нисидзима), театрального актера и режиссера, который взялся за постановку «Дяди Вани» после личной трагедии.
Эмоциональным ядром фильма являются отношения, которые Юсуке завязывает с Мисаки (Токо Миура), молодой женщиной, нанятой в качестве его шофера на время постановки. Во время совместных поездок они находят общий язык через чувство вины, горе и, в конечном итоге, принятие. К концу фильма, который достигает кульминации в эмоционально откровенном исполнении пьесы, зритель настолько погружается в жизни героев, что прощание с ними становится глубоко трогательным опытом.
«Власть пса» (2021)
Один из величайших вестернов XXI века, фильм Джейн Кэмпион «Власть пса» также является одним из величайших переосмыслений жанра, деконструируя мачизм, который долгое время определял мужских персонажей, возглавлявших его. Действие фильма разворачивается на ранчо в Монтане, куда женщина и ее сын-подросток переехали после ее брака с одним из братьев, владеющих этим ранчо. Фильм снимает слои мужественности и сексуальности, глубоко зарытые в его главном герое.
Фил Бербанк (Бенедикт Камбербэтч) — грубый фермер с черствым нравом, который не соответствует его либеральному происхождению. Его замкнутый характер и жесткая внешность постепенно смягчаются благодаря его связи с молодым Питером (Коди Смит-Макфи), который видит в нем раненое сердце и подавленные эмоции. Фильм никогда не позволяет эмоциям своих героев стать чрезмерными или переигранными, и Кэмпион доверяет своим актерам контроль над их повествованием. «Власть пса» — это переосмысление и возрождение одного из старейших жанров Голливуда, которое показывает, что вестерны по-прежнему имеют место в 2020-х годах.
«Кот в сапогах 2: Последнее желание» (2022)
Представить, что сиквел спин-оффа анимационной франшизы, которая пережила себя на две части, станет лучшим фильмом всей серии и одним из лучших анимационных фильмов XXI века, кажется само по себе неправдоподобной сказкой. Увы, «Кот в сапогах: Последнее желание» — это и есть та самая сказка. Эмоционально резонирующее, насыщенное действием приключение с безумным юмором, дьявольскими злодеями и великолепной анимацией — нет ни одной грани идеального семейного фильма, которую Кот в сапогах не затронул бы своим рапиром.
Столкнувшись со смертностью, потратив восемь из девяти жизней, обычно бесцеремонный и харизматичный кот превращается в сломленного и полного тревоги кота, который ищет падшую звезду, чтобы спасти свою шерсть. В путешествии его сопровождает целая кавалькада ярких сказочных персонажей, в том числе кокни-Золотоволоска и ее три брата-медведя, а также хищный чихуахуа, мечтающий стать терапевтической собакой. Чего еще можно желать от приключения?
«Солнце моё» (2022)
«Солнце моё» — это жестоко честное изображение отношений между отцом и дочерью, которое когда-либо снималось на пленку. Этот фильм был важным событием 2022 года и остается таковым до сих пор. На первый взгляд, это простое изображение молодого отца и его эмоционально зрелой дочери, которые вместе отдыхают на турецком курорте, но на самом деле фильм глубоко исследует их отношения, чтобы раскрыть болезненную правду о том, как образ родителей может постепенно рушиться, обнажая их истинную сущность.
Благодаря смелым визуальным решениям и прекрасной игре главных героев, Пола Мескала и Фрэнки Корио, «Солнце моё» передает всю неловкость, боль и радость, присущие отношениям между родителями и детьми. Вдохновленный детством сценариста и режиссера Шарлотты Уэллс, фильм «Солнце моё» не приукрашивает и не идеализирует; он просто существует в том мимолетном времени детства, которое не столько исчезает из памяти, сколько становится немного более зернистым, как старые кадры с пленки.
«Тар» (2022)
Жгучая, основанная на игре актеров картина, исследующая примирение искусства и его токсичного художника. Кейт Бланшетт идеально исполняет роль Лидии Тар, успешной и известной дирижерши, которая является одной из самых проблемных героинь в истории кино. Помимо своего таланта, она агрессивна, унизительна и хищна — тип персонажа, который стал распространенным в реальном мире после движения #MeToo и падения таких известных личностей, как Кевин Спейси и Харви Вайнштейн.
Тот факт, что Тар — женщина и член ЛГБТК+ сообщества, безусловно, делает ее исключением среди изображений насильников в кино, но это больше говорит о разрушительной природе власти и о том, как она может ободрить любого, независимо от пола или сексуальной идентичности. Режиссер Тодд Филд также избегает импульса снимать с оперными или грандиозными визуальными эффектами, а вместо этого держит все под контролем с метрономической точностью. Это точный, требовательный шедевр, основанный на игре одной из величайших актрис своего поколения.
«Убийцы цветочной луны» (2023)
Режиссерская карьера Мартина Скорсезе в основном определяется его изображением преступников, а в более широком смысле — мужчин, склонных к насилию. Просто нет другого режиссера, который рассказал бы столько захватывающих историй о некоторых из самых развратных убийц в истории Америки, как Скорсезе. Эта традиция продолжается в его антивестерне «Убийцы цветочной луны», который драматизирует реальные убийства членов племени осейдж, совершенные жестокими и жадными белыми людьми в Оклахоме в 1920-х годах, рассказанные через отношения Эрнеста и Молли Беркхарт, которых с презренной невежественностью играет Леонардо ДиКаприо, а с мощной грацией — Лили Гладстоун.
Это еще одна масштабная криминальная эпопея, которая, подобно «Ирландцу», не занимается насилием ради насилия, а скорее его совокупным воздействием на народ и культуру. Фильм, безусловно, подвергся критике за то, что его сюжет построен с точки зрения жестоких белых преступников, но ясно, что Скорсезе понимает, что он не тот режиссер, который может рассказать историю самого народа осейдж. Таким образом, он берет на себя роль эксплуатации насилия в развлекательных целях в эпилоге, который напрямую противостоит американским системам, продолжающим извлекать выгоду из страданий коренных народов.
«Зона интересов» (2023)
Немногие главы в истории вдохновили столько фильмов, как Вторая мировая война, и в частности, Холокост был использован в качестве фона для ряда фильмов, исследующих злодеяния нацистской Германии. Некоторые из этих фильмов являются дешевой эмоциональной эксплуатацией, в то время как избранные немногие удается рассказать свои истории с требуемой деликатностью и серьезностью. «Зона интересов» показывает крайние ужасы реального зла более тонким и тревожным образом.
Основанный на одноименном романе Мартина Эмиса и, в большей степени, на жизни Рудольфа Хёсса, коменданта концентрационного лагеря Освенцим, фильм фокусируется на семейной жизни нациста с женой и детьми, в то время как на периферии происходят невыразимые акты геноцида. «Банальность зла» — часто используемый термин, который многие кинематографисты применяют, пытаясь описать свои изображения чудовищных персонажей. Редко когда это удается так же хорошо, как режиссеру Джонатану Глейзеру в его обыденном изображении, лишенном каких-либо напускных эмоций в игре актеров или визуальном языке. Это простая, но мощная хроника чистого зла.
«Оппенгеймер» (2023)
Еще один фильм, в котором насильственные последствия действий главного героя остаются за кадром. Классический фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» не показывает непосредственно атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки; вместо этого он сосредотачивается на человеке, стоящем за бомбой, и эмоциональном воздействии, которое оказало на него и человечество его преобразование в «разрушителя миров» и невежественная одержимость его разрушением. Это самый зрелый фильм Нолана на сегодняшний день, который идеально подходит к технически точному и часто эмоционально отстраненному стилю режиссера.
«Оппенгеймер» посвящен физику Дж. Роберту Оппенгеймеру (Киллиан Мерфи) и его работе в качестве директора лаборатории Лос-Аламос, а также последующим спорным слушаниям по вопросам безопасности. Фильм сочетает в себе сырые эмоции, связанные с научными открытиями и прорывами, с их разрушительными последствиями. В центре всего этого находится отточенная игра Мерфи, которая уравновешивает все технические изыски Нолана и его визуальных соавторов. Все это делает «Оппенгеймера» завораживающим фильмом, который трудно забыть.