Танец — ёмкое понятие. Это система выразительных движений, наполненных душевной энергией танцоров.
Есть определённая зависимость между вложенным в дело трудом и полученным результатом. Больше вложишь — больше получишь. На одной лишь технике не ощутить приподнятость духа, поскольку техника — это первая, самая простая ступень на пути к совершенному Танцу. Одарённый танцор не спешит прыгать выше и дальше. Одарённый танцор пропускает всё через голову, разум и сердце, принимая во внимание характер музыки, анализируя слова учителя (что-то принимая, что-то отвергая) и, самое главное, — руководствуясь интуитивными сигналами.
Ведь внешне можно двигаться очень эффектно, оставаясь при этом посредственностью. Что толку делать десять шпагатов, двенадцать спиральных поворотов, несколько энергичных бросков партнёрши в зрительный зал и т.п., если зрителю наблюдать за этим процессом будет не интересно. Посмотреть на кульбиты можно и в цирке. Когда из танца выхолощено всё человеческое, остаётся один лишь спорт, набор движений, схема. А ведь Танцы должны выражать движения человеческой души. Эту мысль изящно оформил Яков Ильич Френкель (1894-1952, Ленинград), физик-теоретик, ч-к. АН СССР с 1929 г. Этот человек, далёкий от танцев, тем не менее, ухватил суть: «Поскольку танец не является лишь телодвижением, но связан с движением душевным, он не может быть описан чисто механической теорией или с помощью какого бы то ни было компромисса между механикой и эмоциодинамикой. Описание и объяснение танца возможно лишь на основе теории, объединяющей противоположность между механическим движением, с одной стороны, и движением душевным — с другой». Эту теорию физик назвал «теорией волновой механики» от слов «волнение души», которое происходит во время танца. Услышали? «Волнение души» — вот что такое Танец.
А что такое Бальный Танец?
В современном обществе отсутствует чёткое понимание того, что Бальные Танцы являются самостоятельным видом выразительного искусства. Причин тому много. Отчасти это происходит потому, что тематические телевизионные шоу и фильмы про бальные танцы крайне далеки от реалий. Чего только стоит фильм «Танцы без правил», в котором австралийский режиссёр показывает нам нелепые костюмы, притянутые за уши интриги и танцоров-алкоголиков. Посмотришь такое кино — ребёнка близко к Бальным Танцам не подпустишь. В совокупности данные факторы создают вокруг Бальных Танцев ореол несерьёзности, комичности происходящего на паркете, а танцоры кажутся нелепыми фриками, суть явления искажается, доходя до широких масс фрагментировано и убого в виде странных экранных карикатур и гротескных слухов. Результат — нет массового запроса на танцевальную культуру. В этой связи хочется поговорить об эстетике и безусловной пользе Бальных Танцев.
Что же такое Бальный Танец? Что он нам даёт? Чем отличается от остальных направлений?
Всё начиналось в прекрасном городе Санкт-Петербурге с Петровских ассамблей [1]. Именно тогда начала зарождаться культура Бальных Танцев в России. У ассамблей была конкретная цель — дать развитие общественным увеселениям жителей Санкт-Петербурга и Москвы и через это объединить оба города, связав общим досугом разные социальные слои, трудящиеся над устройством новой России.
С тех пор утекло много воды, Бальные Танцы претерпели много качественных изменений. Вот что говорят нам о Бальных Танцах исследования Einstein Aging Study.
В июне 2003 года в английском журнале «New England Journal of Medicine» [2] были опубликованы результаты исследования Einstein Aging Study (EAS), которые свидетельствуют о том, что танцевание помогает избежать слабоумия. Исследование проводилось в период с 1980 по 2001 год, изучалась группа из 469 мужчин и женщин. «Каждый член группы сообщил, как часто он занимается шестью стимулирующими мозг хобби (чтением, письмом, разгадыванием кроссвордов, игрой на музыкальных инструментах, участием в групповых обсуждениях, игрой в настольные игры) и одиннадцатью видами физической деятельности (включая бальное танцевание, командные виды спорта, плавание и езду на велосипеде).
По специальной шкале команда исследователей оценивала еженедельную частоту этих занятий. Выяснилось, что частота деятельности напрямую связана с риском возникновения слабоумия. Например, люди, разгадывающие кроссворды четыре дня в неделю, понизили риск возникновения этой болезни на 47% по сравнению с теми, кто разгадывал кроссворды раз в неделю. В ходе исследования у 124 человек развилось слабоумие, у 61 болезнь Альцгеймера, у 30 мультиинфарктная деменция [3], у 25 смешанная деменция и у восьми человек — другие типы слабоумия.
Исследователи обнаружили, что люди, занимавшиеся интеллектуально стимулирующей деятельностью (чтением, игрой в настольные игры или игрой на музыкальных инструментах), продемонстрировали пониженный риск развития слабоумия. Также исследователи не нашли никакой значительной связи между физической деятельностью и риском развития слабоумия — за исключением единственного случая: бального танцевания. Невероятный показатель — 76% снижения вероятности заболевания благодаря частым занятиям бальными танцами 130 человек — стал высочайшим показателем среди всех хобби и всех видов физической деятельности, использованных в эксперименте.» [4]
Таким образом, исследование объективно показало, что бальное танцевание комплексно стимулирует как физические процессы организма, так и умственные. Однако ни одно научное исследование не покажет того, что можно воспринять с помощью эмоций и личного субъективного опыта. А они говорят следующее.
Бальный Танец — удивительное явление, которое невозможно втиснуть в рамки двух-трёх предложений. Его невозможно вписать даже в рамки опыта ни одного другого существующего танцевального направления.
Бальные Танцы отражают и усиливают исторически сложившиеся приоритеты в отношениях между мужчиной и женщиной и обладают максимально широким эмоциональным спектром, вкупе с красивейшей техникой исполнения. Такой Танец обречён на бесконечное совершенствование, всегда интересен, актуален и свеж.
Трансцендентный характер Бальных Танцев способствует одновременному познанию пространства как «во-вне», так и «во-внутрь», открывая, таким образом, наиболее полную картину бытия. Бальные Танцы являются пространством, в котором есть многоуровневость и взаимопроникновение.
Можно ли такое сказать о любом другом танцевальном направлении? С натяжкой, поскольку, в зависимости от вида танцевального направления, мы видим либо перевёрнутые роли мужчины и женщины (а то и отсутствие мужчины или женщины), либо узкий спектр эмоций, а что касается техники исполнения, тут и близко никто не подошёл.
Бальный Танец сложен всеми своими составляющими: техникой, эмоциями, общением, игрой, стилем. Динамика, пластика, внезапность, дуэтность, синкопирование, контраст делают его уникальным искусством. «Путь танцующей пары является совершенно неопределённым, и положение её в тот или иной момент времени может быть определено лишь в терминах теории вероятностей. В соответствии с общим законом развития от простоты к сложности, мы не находим в современном танце никаких следов примитивной простоты и ограниченности плясовых движений» (Я.И. Френкель). Каждый жест, каждый взгляд мастера проживают. По-другому нельзя, ведь, чтобы добиться высокого эстетического эффекта, танцоры не просто посещают каждую тренировку как последнюю, а всё своё со-знание целиком переносят на паркет. Танец для них — это жизнь.
Обратите внимание, когда вы любуетесь парами, исполняющими, к примеру, латиноамериканскую программу, от них не отвести глаз, до такой степени они обворожительны. Нас привлекает пластика их тел. А что такое пластика? Пластика — это элемент гипноза! В животном мире, если удав хочет подобраться к добыче, он начинает кольцами извивать своё сверхпластичное тело и делает это настолько искусно, что бедный зверёк смотрит зачарованно и не может сойти с места. Помните, как в Советском мультфильме «Маугли», питон по имени Каа, извиваясь, зловеще шипит: «Подойдите ближжже, бандерлоги... блиижжже...». И бандерлоги подходят. На людях методы Каа тоже работают: когда, например, смотришь исполнение Румбы, складывается ощущение, что танцует не просто пара, а две змеи, партнёрша завораживает партнёра своей пластикой, он, через пластику своего тела, управляет партнёршей, зритель наслаждается, созерцая поток бесконечно перетекающих друг в друга движений, и, в результате этого цикла, рождается энергия, которая, раскручиваясь, начинает циркулировать по системе партнёр-партнёрша-зритель-партнёр. Но необязательно именно в таком порядке, ведь зритель способен быть настолько благодарным, что сам явится источником вдохновения для пары, и тогда энергия пойдёт по пути зритель-пара-зритель. И когда система правильно замыкается, происходит чудо: все — и зрители и танцующая пара — в сотворчестве рождают нечто великое, что словами не передать, но можно почувствовать. Всё земное забывается, и остаётся только одно — Танец. В состоянии приподнятого духа, танцоры двигаются, используя растекающуюся по залу энергию. В таком режиме они способны танцевать, показывая и физическую подготовку, и высокое искусство.
Пластика является сутью выразительного метода в бальных танцах и отражает духовный потенциал человека. У мастеров танцевального спорта пластика преобладает над двигательной активностью тела.
Что получается: разговаривая о Бальном Танце, мы затрагиваем многие аспекты человеческого бытия и выходим далеко за рамки существующих танцевальных направлений, поэтому главный вывод из всего сказанного, таков: Танец — это занятие, без которого наша жизнь похожа на чёрно-белое кино (при условии отсутствия другого занятия по душе). Бальный же Танец является мощным инструментом к постижению себя, к гармонизации внутреннего мира человека и синхронизации его с космическими ритмами.
Все перечисленные в статье моменты, и многие другие не вошедшие в неё, выносят Бальные Танцы далеко за пределы опыта любого другого танцевального направления. Даже концепция «Свободного танца» великой Айседоры Дункан недостаточно глобальна, поскольку не учитывает взаимодействия двух равновеликих начал (женского и мужского), предполагая личностное развитие. Да и не только она, другие великие до неё и после пытались, творили, изучали, но постоянно упускали что-то главное. И вот это главное мы и находим в Бальных Танцах.
Танцы меняют человека, делая его личность ярче, сильнее и устойчивее к стрессам. Танцы — это терапия души и тела. Бальный же танец я предпочитаю рассматривать как короля всех танцев, за века своего развития впитавшего в себя множество характеров движений из разных танцевальных направлений, с одной стороны, и, что важно, развивавшегося естественным путём — с другой.
Танцуйте, друзья. Это приятно, полезно и стоит затраченных усилий.
___________________________
- В «Походных и путевых журналах императора Петра I-го» есть запись за март 1714 года: «В 17-й день тезоименитство Государя Царевича Алексея Петровича, у которого после обеда Господин Генерал, Государыня Царица и все сенаторы были на ассамблее» [192, с. 6].
- Медицинский журнал Новой Англии (англ. The New England Journal of Medicine, NEJM) — издаваемый на английском языке медицинский рецензируемый научный журнал. Издатель — Медицинское общество Массачусетса (англ. Massachusetts Medical Society), США. Это старейший периодический медицинский журнал в мире, и наиболее широко читаемое, цитируемое и влиятельное периодическое издание по общей медицине в мире.
- Журнал публикует редакционные статьи, документы по оригинальным исследованиям, широко цитируемые обзорные статьи, переписку, тематические доклады, и имеет специальный раздел под названием «Диагностические изображения в клинической медицине» («Images in Clinical Medicine»).
- Когнитивные нарушения (расстройства), развившиеся в результате нескольких инсультов.
- Источник: www.learn2danceus.com, автор: Ken Richards, перевод: http://idance.ru/