Найти в Дзене

Как выстраивать обучение с поколением Z и Альфа?

Каждое новое поколение уникально и имеет свои особенности в восприятии информации, мотивации, жизненных взглядах. Поколения Z и Альфа, выросшие в эпоху технологий, глобализации и социальных трансформаций, демонстрируют принципиально иные подходы к тому, что их интересует, направляет и удерживает. Поколение Z Поколение Z (с 1997 по 2012 гг.) вступает во взрослую жизнь или уже активны на рынке труда. Их мотивацией управляет цифровая социализация и прагматизм. Выросшие на фоне экономических кризисов и наблюдающие за трудностями миллениалов (долги, нестабильность работы), представили поколения ценят стабильность и финансовую безопасность выше, чем их предшественники в том же возрасте. Они ищут надежные компании с четкими перспективами роста и не остаются десятилетиями на одном рабочем, ради мнимой стабильности. Их мотивация продиктована не страхом потерять место, а стремлением к контролируемой стабильности. Они считают, что работа должна приносить не только деньги, она должна быть интересн

Каждое новое поколение уникально и имеет свои особенности в восприятии информации, мотивации, жизненных взглядах. Поколения Z и Альфа, выросшие в эпоху технологий, глобализации и социальных трансформаций, демонстрируют принципиально иные подходы к тому, что их интересует, направляет и удерживает.

Поколение Z

Поколение Z (с 1997 по 2012 гг.) вступает во взрослую жизнь или уже активны на рынке труда. Их мотивацией управляет цифровая социализация и прагматизм.

Выросшие на фоне экономических кризисов и наблюдающие за трудностями миллениалов (долги, нестабильность работы), представили поколения ценят стабильность и финансовую безопасность выше, чем их предшественники в том же возрасте. Они ищут надежные компании с четкими перспективами роста и не остаются десятилетиями на одном рабочем, ради мнимой стабильности. Их мотивация продиктована не страхом потерять место, а стремлением к контролируемой стабильности.

Они считают, что работа должна приносить не только деньги, она должна быть интересна, позволять расти и развиваться. Важна автономия — возможность управлять своим временем, местом работы (гибкий график, удаленный формат) и методами решения задач.

Поколение Z чувствительны к социальным и экологическим проблемам мира. Их мотивирует работа в компаниях с четкой миссией. Они хотят видеть, как их конкретный вклад влияет на мир, пусть даже в малом масштабе. Абстрактные корпоративные ценности для них пустой звук без реальных действий.

Выросшее со смартфонами, поколение Z ожидает быструю, прозрачную и постоянную обратную связь. Они ценят визуальную коммуникацию — короткие видео, инфографику и удобные цифровые инструменты.

Представители поколения Z ценят искренность, прозрачность и разнообразие. Их демотивирует фальшь, иерархия ради иерархии и дискриминация. Мотивационная среда должна быть психологически безопасной, открытой и уважающей индивидуальность.

Поколение Альфа

Если поколение Z постепенно погружались в цифровую жизнь, то поколение Альфа (с 2010 до середины 2020 гг.) истинные "цифровые граждане", для которых онлайн и офлайн сферы неразделимы с рождения. Их мотивация формируется в еще более насыщенной цифровой среде.

Алгоритмы, которые подстраивают контент под их интересы с младенчества, сформировали ожидание максимально персонализированного опыта во всем — обучении, развлечениях. Стандартные подходы будут демотивировать их. Мотивация растет от ощущения, что все подобрано специально для них.

Игры стали основным способом познания мира и взаимодействия с ним. Они ожидают их применения в обучении, выполнении задач и даже рутине. На их мотивацию влияет визуализация прогресса и достижений.

Доступ к различных социальным сетям и площадкам с раннего возраста развил сильную потребность выражать себя через творчество и создание чего-то нового.

Короткие видео и быстрый поток информации, стали причиной того, что поколению Альфа проще воспринимать информацию, которая емко сформулирована, красочно представлена с визуальными элементами. Долгие, многоэтапные проекты без промежуточных видимых успехов могут вызывать фрустрацию.

Онлайн-игры, образовательные платформы с совместными проектами сформировали навыки удаленной коммуникации с ранних лет.

В чем же главные отличия поколений?

  • Если поколение Z ищут смысл и стабильность в работе, то Альфа ожидает, что сама работа или учеба будет интерактивным, персонализированным и игровым опытом, приносящим удовольствие здесь и сейчас.
  • Для поколения Z технологии — инструмент для достижения целей. Для Альфа же цифровая среда — естественна и является неотъемлемой частью жизни.
  • Автономия важна для обоих, но Альфа хочет не только выбирать как делать задачу, но и что именно делать. Им важно, чтобы работа максимально соответствовала их интересам.

Практические рекомендации для учителей

Для работы с Поколением Z

  • Четко формулируйте, зачем изучается тема. Связывайте теорию с реальными проблемами мира, профессиями.
  • Регулярная, не только формальная аттестация, конструктивная обратная связь помогут в сохранении мотивации к учебе. Используйте цифровые журналы или платформы, где ученик видит свой прогресс.
  • Предоставляет выбор ученикам, пусть они сами выбирают темы для проектов, форматы сдачи работы (презентация, эссе). Предлагайте дополнительные материалы для углубленного изучения темы.
  • Ученикам важно чувствовать себя комфортно и безопасно, создайте такую атмосферу на своих уроках. путь дети знают — ошибаться не стыдно. Позволяйте им высказывать свое мнение, поощряйте вопросы с их стороны.
  • Дополняйте лекции качественными презентациями, инфографикой, короткими обучающими видео.

Для работы с поколением Альфа

  • Сделайте игру частью учебного процесса. Короткие игровые задания на уроке, работе в команде, соревнования между группами — это поможет сделать уроки более динамичными и интересными.
  • Предлагайте разные типы заданий на одну тему. Например, написать рассказ, создать комикс, поставить сценку, смонтировать короткое видео. Используйте обучающие программы, которые позволят подстроить задания под уровень подготовки ученика.

Используйте возможности современного мира. Дайте задание сделать презентацию или завести блог от лица героя прочитанной книги.

  • Большую тему разбивайте на маленькие с четким объяснением, почему такое разделение и к чему в итоге вы придете. Используйте интерактивные упражнения для того, чтобы ученики смогли в короткий срок проверить освоенную часть самостоятельно, и короткие устные проверки понимания
  • Для получения Альфа важна визуальная составляющая, поэтому используйте анимации, короткие яркие видео. Минимизируйте длинные монологи и текстовые инструкции без визуала.

Не все цифровые инструменты могут быть доступны в школе. Советуем, начинать с тех, что находятся в свободном доступе и просты в использовании.

При этом важен факт того, что дети и подростки поколений Z и Альфа очень много времени проводят в цифровой среде. Конечно, ее необходимо включать и в обучение, так как она является частью их жизни, но необходимо следить, чтобы не было перенасыщения. Поэтому можно чередовать новые подходы в образовании с традиционными.

Поколений Z и Альфа — отражение глубоких изменений в социокультурном и технологическом мире. Они переписывают правила игры, смещая фокус с иерархии и долгосрочной лояльности на гибкость, смысл, самореализацию и цифровое взаимодействие. Для педагогов, работающими с представителями этих поколений, это означает необходимость адаптировать привычные способы взаимодействия. Понимание их ценностей и взглядов становится ключом к эффективным взаимоотношениям, обучению и развитию этих поколений.