Найти в Дзене

Магазин вернул деньги баллами, промокодом или на свою карту — это законно?

В последнее время все чаще можно встретить такую практику, что магазины, маркетплейсы, агрегаторы такси и доставки при возникновении проблем с заказами уклоняются от того, чтобы напрямую возвращать деньги потребителю. Давайте разберемся в этой практике чуть подробнее. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков! Думаю, не нужно в который раз рассказывать вам о нормах закона «О защите прав потребителей». Достаточно лишь напомнить, что за некачественный товар или услугу продавец либо исполнитель обязан вернуть деньги по требованию потребителя — за некоторыми исключениями. Однако на практике продавцу или службе доставки часто выгоднее не возвращать деньги напрямую, а сделать это косвенно: начислить эквивалентное (или чуть большее) количество баллов на бонусную карту, выдать промокод на скидку, подарить бесплатный товар или же вернуть деньги, но не на карту, с которой была произведена оплата, а на карту «свое
Оглавление

В последнее время все чаще можно встретить такую практику, что магазины, маркетплейсы, агрегаторы такси и доставки при возникновении проблем с заказами уклоняются от того, чтобы напрямую возвращать деньги потребителю. Давайте разберемся в этой практике чуть подробнее.

Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

О чем идет речь?

Думаю, не нужно в который раз рассказывать вам о нормах закона «О защите прав потребителей». Достаточно лишь напомнить, что за некачественный товар или услугу продавец либо исполнитель обязан вернуть деньги по требованию потребителя — за некоторыми исключениями.

Однако на практике продавцу или службе доставки часто выгоднее не возвращать деньги напрямую, а сделать это косвенно: начислить эквивалентное (или чуть большее) количество баллов на бонусную карту, выдать промокод на скидку, подарить бесплатный товар или же вернуть деньги, но не на карту, с которой была произведена оплата, а на карту «своего» банка (у ряда маркетплейсов такие появились).

Чаще всего, если вы обратитесь в службу поддержки, вам предложат какой-то такой способ возврата. Но очевидно, что это незаконно. Предложить промокод (который можно использовать только при следующей покупке) или «абстрактные» бонусные баллы, безусловно, выгоднее для продавца, но не соответствует закону.

Как и куда должны быть возвращены деньги по закону?

Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», одно из прав покупателя при приобретении товара ненадлежащего качества — требовать полного возврата уплаченной суммы. Речь идёт именно о возврате денежных средств, а не их замене в виде баллов или скидки.

Порядок возврата зависит от способа оплаты:

1) Если платили картой — вернуть могут только на банковский счет. По умолчанию — на тот же, с которого производилась оплата. Однако можно указать другой счет, и в этом случае деньги должны вернуть туда (Письмо ЦБ РФ от 1 августа 2011 г. № 112-Т).

2) Требовать возврата наличными, если оплата была картой, нельзя.

3) Если оплата изначально была наличными — требовать возврата можно как наличными, так и на банковский счет. Продавец обязан исполнить требование покупателя (Указание Банка России от 09.12.2019 № 5348-У).

К примеру, если маркетплейс, имеющий собственные банковские карты, возвращает деньги только на свою карту, а не на ту, с которой была произведена оплата, — это также является нарушением закона.

**********

P.S. Еще больше публикаций теперь можно найти на моем телеграм-канале «Юрист объясняет». Буду рад видеть вас среди его подписчиков!

**********