Причины изменения государственного устройства
При всех победах и успехах О. Кромвеля вовне и внутри страны, в государстве не было порядка и стабильности. В начале 1650-х гг. население окончательно разуверилось в индепендентской республике, левеллеры были подавлены, диггеры разогнаны. После двух гражданских войн страна была разорена. Старые и новые землевладельцы, обогатившиеся в ходе революции, повели наступление на крестьян. Случаи огораживаний участились после принятия акта 1646 г. об отмене «рыцарского держания», развязавшего руки лендлордам, а также закона 1649 г. об осушении болот, допускавшего огораживания в «болотных селениях». Нередкие кризисы и застои парализовали торговлю и промышленность, обусловили массовую безработицу. Цены на продовольствие поднялись вследствие плохих урожаев; непомерно возросли налоги; к этому добавлялся гнет церковной десятины, хотя церкви как института уже не существовало. В религиозных делах царила полная неразбериха, разоренные храмы пустовали.
Недовольство своим положением и политикой индепендентов народ выражал по-разному: по традиции парламенту подавались петиции, продолжались бунты и беспорядки, чинимые некоторыми сектантами. По стране скитались бродячие проповедники, собирая толпы людей подстрекательскими речами. Брожение народа давало о себе знать в разное время, в различных графствах и уголках страны, оно держало в неослабном напряжении правящие верхи.
Ненависть широких масс была направлена против Долгого парламента, так как именно парламент, олицетворявший собой верховную власть, был в глазах народа ответственен за проводимую в стране политику. Парламент, насчитывавший после двух «чисток» и эмиграции части депутатов всего 60 членов, претендовал на полное господство в республике, не назначал новых выборов, продлевая собственные полномочия на неограниченное время. Депутаты были озабочены лишь сохранением своей власти и обогащением, учреждали какие-то комитеты и заседали в них, создавая видимость дела (например, издавали указы о запрете петушиных боев, охоты на медведей).
Военная верхушка делала ставку исключительно на армию как главную силу в стране, способную держать в повиновении волновавшийся народ.
Начался разлад между парламентом и армией. О. Кромвель, доверяя лишь армии, действовал по обыкновению решительно. В апреле 1653 г. он разогнал остатки, или, как тогда говорили, «охвостье» Долгого парламента. Государственный совет также прекратил существование по приказу О. Кромвеля. В июле Кромвель имитировал выборы нового парламента: по собственному выбору пригласил почти полторы сотни человек стать депутатами. Это были «божьи люди», представители индепендентских религиозных общин. Однако созванный Малый парламент, или «парламент святых», неожиданно для О. Кромвеля оказался радикально настроенным, стал обсуждать необходимость отмены акцизов и десятины, упрощения судебной системы. Особенно встревожил армейские верхи проект «святых» пополнить казну путем отмены на один год жалованья офицерам. За 5 месяцев деятельности «святые» приняли более 30 статутов. Тогда в декабре 1653 г. Кромвель распустил и этот парламент. Встал вопрос о новой системе государственного устройства.
Установление протектората
О. Кромвель и его соратники видели единственно надежную форму власти в военном правлении. Только такая власть, по их мнению, была способна гарантировать безопасность имущих слоев в условиях, когда народные массы оставались в состоянии брожения. В декабре 1653 г. руководство армии в документе под названием «Орудие управления» сформулировало основные принципы нового государственного устройства: в стране формально сохранялись республиканские органы власти — парламент и Государственный совет. Однако вся полнота реальной власти передавалась «лорду-протектору (защитнику) республики». Титул вручался О. Кромвелю. Протектору доверялась законодательная власть совместно с парламентом. Парламент в составе 400 депутатов избирался на 3 года, причем впервые учреждался имущественный ценз для избирателей, равный не менее 200 ф. ст. ежегодного дохода. Избирательные округа перераспределялись в пользу городов, т. е. буржуазии. Исполнительная власть также предоставлялась протектору, правившему совместно с назначаемыми им пожизненно членами Государственного совета, в который вошли родственники Кромвеля, генералы и полковники: всего 7 военных и 8 гражданских лиц. Кромвель стал фактически единоличным правителем Англии. Он являлся главнокомандующим армии и флота, определял всю внутреннюю и внешнюю политику. Лорд-протектор издавал указы, обязательные к исполнению, ведал налогообложением, правосудием, имел полномочия объявлять войну и заключать мир. Сам же Кромвель видел свою главную задачу в обеспечении спокойствия и стабильности в стране. Он называл себя скромно «констеблем», т. е. охранником порядка. В действительности, как писал современник, «…не принимая звания короля… он возвел себя на трон». Установление протектората означало введение в стране верховной власти военных. Позже страна была разделена на 11 военно-административных округов во главе с генерал-майорами (1655).
Политика протектората
Кромвель правил как лорд-протектор почти полные 5 лет (1653—1658). Между парламентом и протектором не было согласия. Два его парламента заседали всего 24 месяца. В первом оказались депутаты разных убеждений (пресвитериане, республиканцы и др.), относившиеся к Кромвелю весьма настороженно и критически. Этот парламент проработал лишь 4 месяца и был распущен Кромвелем, поскольку стремился расширить свои полномочия в ущерб единоличной власти протектора (депутаты предлагали сделать должность протектора выборной). Второй парламент работал 20 месяцев. Ему повезло только потому, что все «подозрительные» для Кромвеля депутаты (более 100 человек) сразу были выведены им из состава парламента.
Политика протектората отличалась особой активностью во внешних делах и в сфере торгово-колониальной экспансии. Англия заключила ряд выгодных договоров и союзов: в 1654 г. — со Швецией и Данией; мирный договор с Голландией, закрепивший победу англичан в первой англо-голландской войне (1652—1654) и признание Голландией Навигационного акта 1651 г., мирный договор с Португалией. Наконец, в 1655 г. были заключены торговый и союзный договоры с Францией.
Успехами была отмечена колониальная экспансия Англии. В 1654 г. англичанам удалось захватить часть французских владений в Канаде. Экспедиция в Вест-Индию завершилась завоеванием о. Ямайка (1655) и окончательным закреплением там англичан в результате войны с Испанией (1655—1659). В 1657 г. О. Кромвель подтвердил монопольные привилегии Ост-Индской компании. Апогеем успехов внешней политики Кромвеля был захват англичанами во Фландрии испанского порта Дюнкерк (1658) после дипломатических переговоров и совместных военных операций с Францией.
Что касается внутренней политики О. Кромвеля, то ряд принятых законов положительно воспринимался верхами общества. В апреле 1654 г. Кромвель издал акт об объединении Англии и Шотландии в рамках протектората, что пресекало поползновения Карла Стюарта-младшего на власть в Шотландии. В 1656 г. был подтвержден основной аграрный закон Долгого парламента — об отмене держания «по рыцарскому праву» (1646). В законе специально оговаривалось, что все ренты, причитающиеся лордам маноров, «должны уплачиваться», т. е. крестьяне по-прежнему оставались зависимыми держателями. Акт 1654 г. фактически приравнивал действия крестьян против огораживаний к уголовному преступлению. Ряд законов протектората (1654, 1657) предусматривал охрану осушительных сооружений и был направлен против крестьян, выступавших в защиту своих земель, расположенных рядом с болотами. Статут 1654 г. подтверждал продажу королевских лесов, а в 1657 г. был принят акт об описи лесов. Оба акта означали для крестьян ликвидацию лесных сервитутов.
Критика режима
Протекторат вызывал недовольство как со стороны народных масс, так и со стороны роялистов. Крестьяне неустанно требовали запрета огораживаний, «регулирования рент», отмены «низких держаний» — копигольда. В стране активизировалось сектантское движение. Воинственная секта милленариев (от лат. mille — тысяча), ожидавших пришествия Христа и установления его тысячелетнего царства, подготовила весной 1657 г. под руководством ремесленника-бочара Т. Веннера восстание в Лондоне против режима, правда, подавленное властью в зародыше. Вследствие небывалого увеличения числа сект и порой весьма нестандартного поведения их сторонников (включая богохульство), Кромвель и его сподвижники в конце концов отказались от признания независимости религиозных общин. Власть теперь склонялась к установлению централизованной национальной церкви и признанию более ограниченной веротерпимости: для всех людей объявлялся обязательным основной принцип веры — исповедание божественной природы Христа.
Протекторат подавил заговоры роялистов и предотвратил покушения на жизнь лорда-протектора. Весной 1658 г. были казнены лица, заподозренные в сочувствии Стюарту-младшему. Усилилось преследование католиков. Однако более всего Кромвеля беспокоила критика внутренней политики, раздававшаяся даже в кругу близких к нему лиц. Главным объектом критики стали генерал-майоры в военно-административных округах.
Военное правление на местах пресекало любые проявления недовольства, солдаты не допускали никаких сборищ простолюдинов, людей сажали в тюрьмы по одному только подозрению в непочтительности к властям. Усердные генерал-майоры установили в округах настоящую тиранию. В стране воцарились уныние, подозрительность, доносительство, закрывались увеселительные заведения (трактиры, игорные дома), зато были переполнены тюрьмы, ревностно работала цензура.
К этому добавлялось недовольство введением О. Кромвелем все новых налогов для пополнения казны (финансисты Сити отказывали в займах, так как в своем большинстве принадлежали к пресвитерианам). Кредитов не было, даже в армии не всегда выдавали жалованье.
Самое грозное предупреждение прозвучало в адрес Кромвеля из "очищенного" им парламента. Депутаты выступили против военно-административных округов и непопулярных генерал-майоров. Недовольство ощущалось даже в правящей военной олигархии. Все чувствовали чрезвычайный и временный характер режима протектората.
Спасибо за внимание!