Найти в Дзене
Иван Русаков

Пугал соперников одним взглядом, ломал доски кулаком, но ушёл в 63 года. Легенда хоккея Валерий Васильев — «Хозяин тайги»

Выйти против него на лёд — значило оказаться лицом к лицу с человеком, которого боялись даже канадцы. Одного его взгляда хватало, чтобы у соперника дрогнули колени. Он ломал доски кулаком, шёл в силовой приём без тени сомнений и никогда не щадил даже партнёров на тренировках. Двукратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, капитан сборной СССР — Валерий Иванович Васильев. Для одних он был надёжной стеной, для других — кошмаром на льду. А для всех — «Хозяином тайги». Будущий гроза форвардов родился 3 августа 1949 года на маленькой станции Волхово в Новгородской области. Место, где бескрайние леса и тяжёлый крестьянский труд закаляли с детства. Его отец, фронтовик, погиб, когда Валере было всего два месяца. Мальчик рос с матерью и старшим братом в Горьком, рано познал уличные компании и жёсткие правила двора. Здесь, в дворовых драках и бесконечных забавах, формировался его стальной характер. В хоккей Валерий пришёл как в своё дело. В 17 лет он уже играл за горьковское «Торпед
Оглавление

Выйти против него на лёд — значило оказаться лицом к лицу с человеком, которого боялись даже канадцы. Одного его взгляда хватало, чтобы у соперника дрогнули колени. Он ломал доски кулаком, шёл в силовой приём без тени сомнений и никогда не щадил даже партнёров на тренировках. Двукратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира, капитан сборной СССР — Валерий Иванович Васильев. Для одних он был надёжной стеной, для других — кошмаром на льду. А для всех — «Хозяином тайги».

Станция Волхово — старт легенды

Будущий гроза форвардов родился 3 августа 1949 года на маленькой станции Волхово в Новгородской области. Место, где бескрайние леса и тяжёлый крестьянский труд закаляли с детства. Его отец, фронтовик, погиб, когда Валере было всего два месяца. Мальчик рос с матерью и старшим братом в Горьком, рано познал уличные компании и жёсткие правила двора. Здесь, в дворовых драках и бесконечных забавах, формировался его стальной характер.

-2

Из Горького — в «Динамо»

В хоккей Валерий пришёл как в своё дело. В 17 лет он уже играл за горьковское «Торпедо», где его заметил главный тренер сборной СССР Аркадий Чернышёв. После одного матча с «Динамо» Чернышёв забрал у юноши паспорт, бросив: «Приедешь за ним в Москву». Так Васильев оказался в главной команде своей жизни — московском «Динамо».

-3

Защитник быстро стал грозой форвардов. Его стиль был прост: жёстко, силово, без сантиментов. Прозвище «Горьковский бурлак» отражало его невероятную выносливость, а «Хозяин тайги» — непредсказуемость и силу. Васильев мог спокойно стоять, казаться безучастным, а через секунду обрушиться на соперника с такой скоростью и мощью, что тому оставалось только упасть у борта.

-4

Медвежья хватка на льду и за его пределами

Васильев не щадил никого — ни соперников, ни своих. На тренировках он играл так, будто на кону золото чемпионата мира. Партнёры вспоминали, как он мог поднимать нападающего одной рукой и прижимать к борту, сверля взглядом. Александр Мальцев рассказывал, как однажды пытался обойти Васильева по борту, но в итоге оказался буквально поднятым над льдом и «перевернутым» силовым приёмом. «Полез на медведя — сам виноват», — шутил он потом.

-5

Главные победы

Сборная СССР с Васильевым в защите брала всё. Олимпийское золото в 1972 и 1976 годах, серебро в 1980-м, Кубок Канады-81 — единственный в истории победный для нашей команды, семь титулов чемпиона мира. Его трижды признавали лучшим защитником планеты. При этом он никогда не был просто «тараном» — умел читать игру, перехватывать шайбу, начинать атаки.

-6

Три инфаркта и ни слова об этом

Но за этой мощью скрывалась огромная цена. В 1978 году, прямо на чемпионате мира в Чехословакии, Васильев перенёс первый инфаркт — в решающем матче с чехами, когда команда играла в три защитника. Сердце «прихватило» прямо на льду, но он не сказал никому и доиграл турнир. Ещё два инфаркта случились уже после окончания карьеры.

Друзья, верность и потери

-7

Васильев был человеком слова. С Валерием Харламовым его связывала особая дружба. Он приезжал в больницу, когда тот получил травму в автокатастрофе, и был капитаном сборной, выигравшей Кубок Канады в память о погибшем друге. В жизни он умел прощать даже предательство и конфликты, и потому у него было много друзей в хоккее и за его пределами.

Последний период

После ухода из «Динамо» Васильев играл в венгерском «Уйпеште», затем стал тренером, возглавлял «Спартак» и «Витязь». Но здоровье с каждым годом напоминало о себе. Сердце, почки, старые травмы… Обычная простуда весной 2012 года обернулась двусторонним воспалением лёгких и осложнениями. 19 апреля 2012 года Валерия Васильева не стало. Ему было 62 года, и всего год оставался до рубиновой свадьбы с женой Татьяной.

-8

Он ушёл, но остался в памяти как символ мужества, честной игры и настоящего хоккейного характера. Канадцы называли его «Хозяином тайги», а в СССР — «Горьковским бурлаком». И оба прозвища были по делу. Потому что выйти против него на лёд было страшно. А оказаться с ним в одной команде — бесконечно надёжно.