Хотелось бы продолжить разговор о хорошем кино, в частности - продолжить цикл статей, в которых я рассказываю своим уважаемым читателям о фильмах, которые люблю сам и хочу, чтоб их полюбили другие.
Сегодня у нас, по большей части, будет кино зарубежное - заберёмся и в железобетонную классику, и в менее известные образчики, которые, тем не менее, заслуживают вашего внимания.
Делитесь мнением о подборке в комментариях, а также заглядывайте в предыдущие выпуски - найдёте их ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ!
"Всё о Еве" (1950 г.)
Жанр: драма
Автор сценария и режиссёр: Джозеф Лео Манкевич
Страна: США
В ролях: Бетт Дейвис, Энн Бакстер, Джордж Сандерс, Селеста Холм и др.
И начнём, пожалуй, с одной из известнейших картин классического Голливуда, с драмы Джозефа Манкевича "Всё о Еве". Сейчас эту картину чаще всего вспоминают из-за одной из первых киноролей Мэрилин Монро, однако участие здесь нашей любимицы Нормы Джин Бейкер - далеко не самая яркая часть этой картины.
Марго Ченнинг (Бетт Дейвис) - сорокалетняя актриса, звезда Бродвея, у неё головокружительная карьера, много друзей и любящий мужчина (Гэри Мерилл). Но возраст неумолимо берёт своё, Марго понимает, что и дальше играть двадцатилетних девушек - смешно и пошло. В этот самый момент в жизни актрисы появляется Ева (Энн Бакстер), её пылкая поклонница, жалующаяся на жестокую судьбу. Со временем Ева начинает занимать всё больше места в жизни Марго и её друзей, из бедной овечки превращаясь в злого гения.
Я всегда искренне восхищаюсь, когда вижу кино пенсионного возраста, которое столь же свежо смотрится сейчас, как и 75 лет назад. И "Всё о Еве" - как раз из таких фильмов. Фильм этот пропитан чисто голливудским остроумием, сюжет закручен в три бараньих рога, при этом ни в одном месте сценарист (он же режиссёр), великий Джозеф Лео Манкевич, не фальшивит и не выводит действие в область романтической фантастики. К тому же картина украшена выразительными актёрскими работами настоящих мастодонтов. Ни один исполнитель здесь не уступает другому, в результате чего разыгрывается роскошный концерт для труппы голливудских лицедеев, смотреть и слушать который - одно удовольствие!
"Завтрак у Тиффани" (1961 г.)
Жанр: мелодрама, комедия
Режиссёр: Блейк Эдвардс
Автор сценария: Джордж Аксельрод
Страна: США
В ролях: Одри Хепбёрн, Джордж Пеппард, Патриция Нил, Микки Руни, Алан Рид и др.
"Завтрак у Тиффани" - этот фильм стоит посмотреть... а потом пересмотреть ещё множество раз. Основанный на филигранной новелле Трумена Капоте, он пленяет своей непередаваемой атмосферой Нью-Йорка шестидесятых, интересными героями, крылатыми фразочками и невероятным обаянием Одри Хепбёрн и Джорджа Пеппарда. А какая там музыка... ух!
Молодой писатель Пол (Пеппард), находящийся на содержании у дамы постарше (Патриция Нил), переезжает в новую квартиру и случайно знакомиться с милой, но ветреной соседкой, Холли Голайтли (Хепбёрн). Живущая в хаосе из любовников, странных друзей и с безымянным котом на перевес, Холли притягивает Пола и вводит его в свой немного сумасшедший и местами - даже опасный мир.
Отчасти именно с "Завтрака..." пошла мода на странных девушек в комедийных мелодрамах. Несмотря на свою несомненную историческую ценность, "Завтрак у Тиффани", подобно предыдущей картине из этого материала, не выглядит как музейный экспонат. Фильм игривый, пышущий здоровым жизнелюбием, которого в вялом кинематографе XXI-го века отыскать - задача сложная, проблема трудная. Недаром у картины по сей день столько поклонников: прекрасно окунуться в живую любовную историю, исполненную с таким изяществом, хоть и не лишённую голливудского глянца. Искренне рекомендую отдохнуть под это кино, а ещё советую оценить первоисточник, саму новеллу Капоте (о ней я подробнее писал в этой статье). Не пожалеете!
"Человек, который упал на Землю" (1976 г.)
Жанр: фантастика, драма
Режиссёр: Николас Роуг
Авторы сценария: Пол Майерсберг
Страна: США
В ролях: Дэвид Боуи, Рип Торн, Кэнди Кларк, Бак Генри и др.
Определённо, один из лучших фантастических фильмов, что я видел - это "Человек, который упал на Землю" Николаса Роуга с великим Дэвидом Боуи в главной роли. Это интересная, захватывающая, пусть и немного сюрреалистическая история о том, как наша планета - точнее, общество, её населяющее - портит чистого душой инопланетянина.
Главный герой, Томас Джером Ньютон (Дэвид Боуи), прибывает на Землю, чтобы построить корабль, на котором можно будет перевезти запасы воды на его умирающую планету. Для этого Ньютон патентует несколько инопланетных изобретений и становится настоящим богачом. Постепенно миссия и виды родной планеты стираются из памяти человека со звёзд, а сам он развращается и затухает...
Сюжет, основанный на отличном романе Уолтера Тэвиса, украшен очень правдивыми актёрскими работами, шикарной музыкой и бодрым монтажом, который напару с поэтичной операторской работой создаёт удивительное художественное пространство, отталкивающую и одновременно манящую панораму нашего мира с точки зрения Чужого. Обязательно выделите два часа на эту постановку - особенно, если любите умную фантастику, размеренное повествование и нашего дорогого пришельца Дэвида. Если не любите всё это... что ж, может, стоит попытаться ещё раз?
"Весь этот джаз" (1979 г.)
Жанр: драма
Режиссёр: Боб Фосси
Авторы сценария: Боб Фосси, Роберт Алан Артур
Страна: США
В ролях: Рой Шайдер, Джессика Лэнг, Лиланд Палмер, Энн Райнкинг и др.
Дамы и господа, шоу начинается!
Боб Фосси - уникальный постановщик. Сняв всего пять художественных фильмов, он навсегда вписал своё имя в историю кино, что называется, золотыми буквами. Вдвойне удивительно это потому, что Фосси, по сути, непрофессиональный кинематографист - в мир движущихся картинок он пришёл из музыкального театра, где был сначала танцором, потом хореографом, а потом - и режиссёром. Две наиболее выдающиеся работы Фосси в кино имеют к этому самому театру непосредственное отношение: это по-настоящему великий фильм "Кабаре", о котором я уже не раз вспоминал на канале (например, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ), а также "Весь этот джаз", о котором вспомню сегодня.
Перед нами, фактически, автобиография Фосси. Его альтер-эго, Джо Гидеон (Рой Шайдер) - режиссёр-трудоголик, одновременно занятый постановкой мюзикла, монтажом кинокартины и ещё прорвой всяких дел, в том числе - сердечных. Параллельно Гидеон ведёт неспешный диалог с неким ангелоподобным созданием (Джессика Лэнг) - не то с музой, не то с самой смертью.
По своей эстетике "Весь этот джаз" схож с другим киношедевром о творчестве и судьбе творческой личности, "8 с 1/2" Феллини. Но в отличии от классики итальянской киноклассики фильм Фосси несколько менее заумный и более зрительский. Не в последнюю очередь - благодаря удачно вплетённым в повествование музыкальным номерам. Боб Фосси элегантно пользуется контрапунктом, создавая щемящую душу драму при помощи ярких танцевальных номеров, сочетающихся с трагизмом сценария. Любителям экзистенциальных драм, тонких диалогов и музыкального театра - смотреть обязательно!
"Бешеный бык" (1980 г.)
Жанр: драма, спортивный фильм
Авторы сценария: Пол Шредер, Мардик Мартин
Режиссёр: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт де Ниро, Джо Пеши, Кэти Мориарти, Фрэнк Винсент и др.
Мартин Скорсезе - постановщик, любовь к картинам которого с годами не проходит. Большую часть его фильмов я могу смотреть в любом расположении духа. И один из таких - пожалуй, величайшая спортивная драма всех времён и народов "Бешеный бык". Главным образом потому, что картина эта - совсем не о спорте...
Фильм рассказывает о жизненном пути одного из величайших американских боксёров, легендарного Джейка Ла Мотты (Роберт де Ниро) по прозвищу Бешеный Бык, известного своим буйным нравом - и не только на ринге. В центре сюжета - сложные отношения Ла Мотты с его братом Джоуи (Джо Пеши) и молодой женой Вики (Кэти Мориарти). Любовь, ревность, бешенство...
Несмотря на то, что маэстро Скорсезе никогда не был спортивным фанатом, ему удалось создать очень яркую картину о спорте - и это несмотря на то, что фильм у нас чёрно-белый! Захватывающие сцены боёв поражают реализмом и по сей день, а убедительный сценарий выводит эту картину в лигу больших драм, коих за всю историю кинематографа было не то, чтобы уж очень много. Создатели смотрят на главного героя картины без розовых очков, без лишних попыток выгородить его неблаговидные поступки. И это тем более поражает, учитывая то, что фильм основан на мемуарах того самого Ла Мотты. Говорить об актёрах и не буду. В талантах де Ниро и Пеши вроде как никто и не сомневается, а тут ещё и всегда харизматичный Фрэнк Винсент, красотка Кэти Мориарти. В общем, настоящее пиршество для ценителей крепкого кино. Подойдёт и на семейный вечер (без маленьких детей, конечно), и на просмотр в суровой мужской компании, да и в одиночку не заскучаете.
А о других отличных, хоть и менее известных, картинах синьора Скорсезе я уже писал ЗДЕСЬ!
"Храбрец" (1997 г.)
Жанр: драма
Автор сценария и режиссёр: Джонни Депп
В ролях: Джонни Депп, Марлон Брандо, Маршалл Белл, Фредерик Форрест и др.
"Храбрец" - далеко не самый известный фильм, главным образом потому, что его режиссёр, известный актёр Джонни Депп, сам остался не в восторге от своего режиссёрского дебюта и предпочёл не вспоминать о нём в дальнейшей звёздной (до известного предела) карьере. А зря!
Герой Деппа, безработный индеец Рафаэль, живущий в нищете с семейством на шее. Внезапно таинственный человек по имени Маккарти (Марлон Брандо) предлагает ему гигантскую сумму денег в обмен на то, что Рафаэля убьют прямо на съёмках снафф-видео, так сказать, в кадре. Рафаэль принимает предложение. Ему осталась одна неделя жизни, за которую он должен привести дела в порядок.
"Храбрец" прекрасно встраивается в ряд независимых картин, в которых Депп провёл все 90-е. Минимальный бюджет, максимальная эмоциональность. Фильм этот должен посмотреть хоть раз каждый человек, у которого есть семья, близкие друзья или любой другой человек, которому не чужда тема самопожертвования. Да и потом: неужели вам неинтересно взглянуть на режиссёрскую работу одного из известнейших актёров планеты? За постановку он брался нечасто. Недавно, как говорят, поставил фильм о Модильяни, который я ещё не видел, но собираюсь посмотреть в ближайшее время. Вполне вероятно, и "Храбреца" пересмотрю. Непременно последуйте моему примеру!
"Мужской стриптиз" (1997 г.)
Жанр: комедия
Автор сценария: Саймон Бофой
Режиссёр: Питер Каттанео
В ролях: Роберт Карлайл, Марк Эдди, Том Уилкинсон, Уильям Снейп и др.
Ладно, хватит с нас пока драм. Скажу несколько слов об одной из любимейших своих комедий, о чудесной, можно сказать, культовой британской картине "Мужской стриптиз"! И пусть название не вводит вас в заблуждение: речь тут не о третьесортной комедии для озабоченных подростков.
Герои фильма - неудачливые безработные мужики из английской глубинки - обращают внимание на то, какой ажиотаж вызвало среди местных жительниц шоу мужского стриптиза. Уверовав в то, что дело это сулит золотые горы, потасканные неспортивные мужчины становятся труппой стриптизёров. Ведь им нужно как-то кормить семьи. Но на кону не только деньги. Они делают это по самым разным причинам: ради уважения жены, ради сына, которого тебя могут лишить, ради собственной реализации. "Что делать, когда ты никому не нужен?" - на этот непростой вопрос пытается ответить эта картина Питера Каттанео. А этот вопрос актуален во все времена.
Смотря "Мужской стриптиз", можно и поплакать, и посмеяться, и восхититься отличной игрой актёров с зажигательными (и уморительными) музыкальными номерами впридачу. Если вы ещё по какой-то причине не видели это кино, тогда немедленно выкраивайте полтора часа и приводите мозги в порядок при помощи этого замечательного фильма.
P. S.: сцена с собеседованием и садовыми гномами порвала меня на части. Дайте знать в комментариях, какая сцена больше всего понравилась вам!
"Красота по-американски" (1999 г.)
Жанр: драма
Автор сценария: Алан Болл
Режиссёр: Сэм Мендес
В ролях: Кевин Спейси, Мина Сувари, Аннет Бенинг, Уэс Бентли и др.
А вот и ещё один дебютный фильм режиссёра в данном обзоре. Немногие ленты я готов назвать словом "гениальные". Но фильм Сэма Мендеса "Красота по-американски" - один из таких, и те, кто это фильм видели, не дадут мне соврать.
Главный герой, Лестер Бёрнам (Кевин Спейси) - обыкновенный служащий с кризисом среднего возраста. Его жена (Аннет Бенинг), всегда вооружённая лицемерной улыбкой, не уважает его, а дочь (Тора Бёрч) - откровенно презирает. Переломным моментом в жизни Лестера становится встреча с одноклассницей дочери, прекрасной "нимфеткой" Анджелой (Мина Сувари). Тяга к юной прелестнице меняет мировоззрение героя. Одновременно и другие члены его семьи открывают новые грани своих личностей.
Крепко сшитый сценарий, обезоруживающе достоверные актёрские работы, культовая музыка, проникающая холодной спицей в самое сердце - всё это "Красота по-американски", фильм откровенный, местами - шокирующе. Но это не эпатаж ради эпатажа, это - эпохальное художественное высказывание о судьбе всего человеческого общества, скованного рамками фальши и псевдореспектабельности. Это один из лучших американских фильмов конца прошлого века, который должен оценить каждый любитель хорошего кино.
"Игра в правду" (2013 г.)
Жанр: драмеди
Авторы сценария: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов
Режиссёр: Виктор Шамиров
В ролях: Гоша Куценко, Ирина Апексимова, Константин Юшкевич, Дмитрий Марьянов
А вот и первая (и единственная) отечественная картина в сегодняшнем обзоре. Я долго думал какой фильм Виктора Шамирова, отличного режиссёра с весьма странной фильмографией, посоветовать дорогим читателям. И остановился на комедийной мелодраме под названием "Игра в правду", которую я готов советовать всем и каждому напропалую (чем я, собственно, и занят последние 3-4 года). У Шамирова немало удачных лент, те же "Упражнения в прекрасном" и "Со мною вот что происходит" я пересматриваю с завидной регулярностью. Но всё же лучшей работой этого необычного режиссёра мне представляется камерная "Игра в правду".
Трое институтских друзей - спивающийся преподаватель (Гоша Куценко), балагур-автодилер (Константин Юшкевич) и бизнесмен (Дмитрий Марьянов) собираются на застолье. Застолье, однако, таит ряд сюрпризов: на него наведывается Майя (Ирина Апексимова), в которую все трое были когда-то попеременно влюблены. Ситуация осложняется ещё и тем, что Майя - инвалид, прикованный к креслу. Слово за слово, и обычный диалог старых друзей превращается в "игру в правду", в которой вскрывается множество тайн их общего прошлого.
Я всегда любил истории камерные, диалоговые. "Игра в правду" идеально отвечает этим требованиям (ещё бы, ведь фильм - экранизация спектакля). Это кино, в котором можно и от души посмеяться, и немного погрустить. Это умное и очень душевное кино, которое, по моему скромному мнению, весьма странно продвигали. Глядя на промо-материалы картины создаётся впечатление, что перед нами секс-комедия. А это не так. Полагаю, именно поэтому часть целевой аудитории и проигнорировала "Игру в правду". А жаль! Таких фильмов хотелось бы побольше. И зрителей в залах на сеансах таких фильмов - побольше.
"Фестиваль Рифкина" (2020 г.)
Жанр: драмеди
Автор сценария и режиссёр: Вуди Аллен
В ролях: Уоллес Шон, Елена Анайя, Джина Гершон, Луи Гаррель и др.
Я давно и нежно люблю творчество Вуди Аллена. Преклоняюсь перед его умением завернуть серьёзные размышления о жизни, животрепещущие человеческие драмы и даже трагедии в удивительной красоты обёртку, выполненную с простотой и изяществом. И его предпоследний фильм "Фестиваль Рифкина" - тому подтверждение.
Нервозный интеллигент Морт Рифкин (Уоллес Шон) приезжает со своей женой Сью (Джина Гершон) на кинофестиваль в испанском Сан-Себастьяне, где Сью промоутирует фильм французского режиссёра (Луи Гаррель), к которому, судя по всему, проявляет не только профессиональную заинтересованность. Одновременно сам Морт увлекается молодой женщиной-врачом по имени Джоанна (Елена Анайя), с которой подолгу разговаривает о жизни и искусстве. Морт с печальной иронией глядит на свою прошедшую жизнь и пытается найти опоры в жизни, которой осталось немного.
Здесь всё выполнено в классическом алленовском стиле: яркая и сочная картинка, прекрасные актёры, умный сценарий, несколько реверансов классике кинематографа и чудесная музыка. При этом сделано кино со степенностью настоящего мастера, без суетливости и излишней аффектации. Я искренне рекомендую вам скоротать вечер под "Фестиваль Рифкина"... если вы, конечно, ещё не нашли фильм на вечер. А если нашли, всё равно рекомендую!
Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!
Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..