Найти в Дзене

Фаюмский портрет

По счастливой случайности ко мне попала серия книг «Музеи света: Вук Караджич», изданная в Белграде в 1978 году. В одной из книг, посвящённой Британскому музею, я увидела потрясающий портрет молодого человека с пронзительным взглядом. И тут же мне вспомнился портрет из Пушкинского музея — тот же взгляд больших карих глаз, золотой венок на кудрявой голове, лёгкий пушок над верхней губой. Юноша из далёкого прошлого, почти живой. Возможно, я видела его раньше, но не обращала внимания, проходила мимо. Мне тогда было 16–17 лет — возраст весьма романтический. Не зная, что это за портрет, в какой технике он выполнен и кто на нём изображён, я была очарована этим образом. Я была почти влюблена. Это был фаюмский портрет — портрет юноши, выполненный в технике энкаустики в конце I — начале II века нашей эры. Я увидела его в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Коллекция музея состоит из 22 портретов, из которых в зале выставлено 16. Общее количество подобных портрет

По счастливой случайности ко мне попала серия книг «Музеи света: Вук Караджич», изданная в Белграде в 1978 году. В одной из книг, посвящённой Британскому музею, я увидела потрясающий портрет молодого человека с пронзительным взглядом. И тут же мне вспомнился портрет из Пушкинского музея — тот же взгляд больших карих глаз, золотой венок на кудрявой голове, лёгкий пушок над верхней губой. Юноша из далёкого прошлого, почти живой.

Возможно, я видела его раньше, но не обращала внимания, проходила мимо. Мне тогда было 16–17 лет — возраст весьма романтический. Не зная, что это за портрет, в какой технике он выполнен и кто на нём изображён, я была очарована этим образом. Я была почти влюблена.

Это был фаюмский портрет — портрет юноши, выполненный в технике энкаустики в конце I — начале II века нашей эры. Я увидела его в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Коллекция музея состоит из 22 портретов, из которых в зале выставлено 16. Общее количество подобных портретов в мире, по разным оценкам учёных, колеблется от 300 до 900. Они находятся практически во всех ведущих музеях мира.

Фаюмские портреты получили своё название по месту первой находки, сделанной британской экспедицией в Фаюмском оазисе в конце XIX века. У мумий, найденных в Фаюмском некрополе, вместо погребальных масок в покровную ткань были вставлены портреты на деревянных досках. Под бинтами находились таблички с указанием имён умерших, их возраста и рода занятий.

Изображения, поражающие мастерством исполнения, детализацией и передачей объёма, относятся к раннему периоду I–III веков нашей эры. Погребальная традиция Египта видоизменилась под влиянием греко-римской культуры. Эпоха греко-римского владычества изменила каноны архитектуры и искусства, проникла во все аспекты жизни. В это же время происходила естественная ассимиляция народов, и греки, составлявшие значительную часть населения Египта, переняли часть обычаев египтян.

Именно эта эпоха стала периодом процветания погребального портрета как уникальной художественной формы, сплава нескольких культур. В результате сохранился ритуал мумифицирования, но погребальные маски умерших заменили их портреты. Произошло феноменальное переплетение культурных традиций.

Портреты раннего периода выполнены в технике энкаустики, где связующим веществом красок служил воск. Сами краски применялись в расплавленном виде. Такой метод отличался пастозностью мазка и рельефностью. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами поверхность, что ещё больше усиливало впечатление объёма. Мазки наносились кистями или разогретыми металлическими палочками-каустериями на навощённую деревянную поверхность.

Работа была чрезвычайно трудоёмкой: воск быстро застывал, и исправление становилось невозможным. Портреты, выполненные в технике энкаустики, отличались исключительной свежестью, яркостью красок и необыкновенной реалистичностью. Эта техника позволяла на века сохранять запечатлённые образы.

Энкаустические краски состояли из воска, смолы, красящего пигмента и небольшого количества масла. Они могли быть как очень мягкими, так и твёрдыми — это зависело от количества смолы и пигмента, который добавлялся в воск. Краски должны были быть всех оттенков, потому что восковая краска быстро остывала, и мазки на работу необходимо было класть быстрыми и точными движениями.

Ещё одна особенность фаюмского портрета — использование сусального золота. Оно применялось в виде фона, украшений, венков и драгоценных деталей одежды.

-3

Со временем менялись техника и манера исполнения: от реалистичных, объёмных изображений портреты становились более плоскостными, а изображение лиц и одежды — более схематичными. Художники переставали использовать сложную технику энкаустики и применяли более простой материал — темперу, разведённую на основе яичного желтка. Поверхность портретов становилась матовой, краски — более глухих оттенков.

До середины II века неестественно большие глаза встречались редко, но постепенно глаза на портретах становились непропорционально большими. Согласно верованиям Древнего Египта, большие глаза были вратами души — одной из гарантий возвращения души умершего в его тело для бесконечной жизни.

-4

Ещё один любопытный факт: все лица на этих портретах асимметричны, с разной формой и размером глаз. Есть мнение, что древние художники делали это сознательно, чтобы придать изображению большую живость.

Именно эта традиция прижилась в христианской Римской империи и напрямую повлияла на христианскую иконопись. Примером тому служит самая известная энкаустическая икона — образ Христа Вседержителя, хранящийся в монастыре Святой Екатерины на Синае.

Примечательно, что иконы Синайского монастыря совершенно уникальны. Там сохранились древнейшие иконы. Поскольку монастырь находился вне Византийской империи и не пострадал