Сергей Безух, научный сотрудник Городского исторического музея.
29 июня 1941 года партийным и советским организациям прифронтовых регионов страны была направлена директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б):
«…в занятых врагом областях создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями противника.., создавать для врага и всех его пособников невыносимые условия, преследовать их на каждом шагу и уничтожать, срывать все их мероприятия». Так была сформулирована основная цель будущего партизанского движения.
Оно создавалось не только как боевое подспорье Красной Армии. Партизаны и подпольщики сыграли значимую роль в экономическом подрыве инфраструктуры оккупационных гитлеровских режимов и оказывали морально-психологическое влияние на простых людей в оккупированных селениях и городах, – боевая слава нашей страны создавалась не только на самих полях сражений.
Оперативно-разведывательная группа (далее – ОРГ) «Кубанцы», о которой идет речь в этой публикации, была одним из наиболее эффективных и боеспособных партизанских образований, действовавших, в основном, в предгорьях Горячеключевского и Северского районов.
Дерзкий план
О значимости ОРГ «Кубанцы» и о ее ведущей роли среди других подобных групп и партизанских отрядов в пределах Горячеключевского и Северского районов красноречиво говорит документ, разработанный командиром группы Батько 22 октября 1942 г. Это план осуществления дерзкой и амбициозной операции по уничтожению военного аэродрома гитлеровцев под Краснодаром,
в глубоком тылу противника, с решением попутных задач (например, захват переправы через р. Кубань).
Необходимо напомнить, что все партизанские отряды базировались в предгорной лесистой местности, проводя операции обычно на глубину нескольких километров через линию обороны. На большие расстояния выходили лишь небольшими группами, в основном для разведки и агентурной
работы и связи. То есть осуществить боевой рейд в равнинные, открытые для наблюдения противником на расстояние 50 – 70 км в тыл врага территории предстояло впервые, что представляло огромный риск для партизан. Для этого
и был разработан план создания сводного отряда из состава других партизанских подразделений с подчинением его руководству ОРГ «Кубанцы». Составляя его, оно, скорее всего, понимало: предстоит дорога в один конец.
В сводный отряд было решено включить бойцов из десяти отрядов, среди которых были Горячеключевской № 1 и Горячеключевской № 2 – из каждого не
менее 30 бойцов. Итого создаваемое партизанское формирование состояло не менее чем из 300 бойцов-партизан. В задачу вновь создаваемого отряда входил налет на краснодарский немецкий аэродром и уничтожение его материальной части, вывод партизанских отрядов, участвующих в налете, в глубокий тыл неприятеля для действий в степных районах Краснодарского края.
В каждом из десяти подотрядов имелось вооружение: не менее 3 автоматов, 27 винтовок, 81 гранаты РГД, 6 противотанковых гранат, 46 зажигательных бутылок, по 120 шт. винтовочных патронов (на винтовку) и по 200 автоматных (на автомат), пистолеты и наганы (по возможности); 4 отряда (в их числе Горячеключевской №1 и №2) имели по одному ручному пулемету с 4 дисками.
Как видно из перечня вооружения, оно весьма ограниченно. Например, если 120 патронов для винтовки достаточно для ведения продолжительного боя, то 3 – 5 магазинов для ППШ (в зависимости от типа: дисковый или рожковый) и 4 магазина для пулемета хватило бы на несколько минут интенсивной перестрелки. А именно такой характер ведения боевых действий предполагается при осуществлении налета, наступления. Видно, что боевые средства партизан были очень ограниченны. Также в плане подробно расписывались и другие позиции предстоящей операции: семидневный запас продовольствия на каждого бойца, комплект сменной теплой одежды и амуниции.
Подготовка операции планировалась скрытно: у хут. Шевченко (база ОРГ «Кубанцы») объявлен сбор командиров отрядов с постановкой задач и рекогносцировкой, инструктажем о конспирации. Основной объект операции сохранялся в тайне до непосредственного начала налета. Начальный маршрут движения определялся через перевал Пятигорский, хребет Пшаф, долину р. Малый Дыш. Проходить линию фронта следовало ночью; днем назначались
часы для отдыха или продвижения в неконтролируемой немцами местности (как в лесистой долине р. Малый Дыш). Далее продвижение шло мимо хуторов СтароМогилевский и Гриднев, затем в сторону Лакшукай-Бакинской до переправы через р. Псекупс – и выход к переправе через р. Кубань.
Далее: «Ночью один отряд (30 чел.) захватывает переправу (паром) ... и переправляет 7 отрядов (210 чел.). 3 отряда (Г/Ключевской №№ 1,2 и Сталинский [городской]) – 90 чел. – остаются в лесу Кармалино и берут под свой контроль переправу Шабанохабль – колхоз им. Ленина, Пашковскую переправу и дорогу Лакшукай – Пашковская. ... После переправы отряда (210
чел.) через р. Кубань без остановки ночью продвинуться в степную часть Пашковского района, … в кустах остановиться на дневку и разведку подходов к аэродрому. ... С наступлением темноты отряд… подходит к аэродрому».
Задача: уничтожить аэродром
План операции довольно объемен и занимает семь печатных листов. Приведем здесь основные позиции плана.
Каждому из семи участвующих в налете отрядов определено место исходного рубежа для налета и пути отхода после завершения операции. Штурм аэродрома предполагается начать в 24 часа, одновременно всеми отрядами, со всех сторон периметра. В то же время три отряда, оставленные у переправы, начинают боевую операцию по захвату и уничтожению моста на Краснодар в районе КРЭС, занимают переправу на ст. Пашковскую и углубляются в станицу, в течение часа уничтожая живую силу, технику и инфраструктуру противника.
Важно, что штурмовым отрядам аэродрома предписано стрелять в противника только в упор и колоть штыками, сберегая боеприпасы; скопления живой силы и технику забрасывать гранатами. Самолеты предполагается уничтожать бутылками с зажигательной смесью и выстрелами бронебойно-зажигательными пулями в бензобаки. В обязательном порядке указано всем стремиться к захвату «языков» и трофеев (оружие, документы, обмундирование, погоны). При отходе по завершении штурма раненых бойцов следует забирать с собой; погибших оставлять на месте.
Определено два резервных места сбора отрядов в перелесках, в нескольких километрах от объекта нападения. Затем отряды должны выдвигаться каждый в сторону своего района для действий там по намеченному плану. В их задачи входило самостоятельное уничтожение противника, штабов, складов, техники и создание диверсионных групп на своей территории. Оперативным работникам
этих отрядов указано работать по созданию агентурной сети и налаживанию связи с имеющимися агентами. То есть, как мы и предполагали выше, для большинства партизан это была осознанная дорога в один конец.
Руководство сводного отряда вместе с Пашковским отрядом, взяв трофеи и раненых, направлялось через переправу в лес Кармалино, к месту встречи с оставленными тремя отрядами, после чего выдвигалось в обратный путь. На
руководство возлагалась вся ответственность за проведение операции и вся полнота власти, вплоть до расстрела на месте трусов и предателей, включая командование отдельных отрядов. А руководить операцией должны были командир, комиссар и начальник разведки.
Вот, что хотелось сказать о роли ОРГ «Кубанцы» среди других партизанских отрядов и масштабе спланированной ей боевой операции.
К сожалению, у нас нет данных о ее проведении, ни среди архивных документов, ни среди других источников. Скорее всего, она не была осуществлена. Причины могли быть разные: план могло не утвердить вышестоящее руководство НКВД края;возможно, сказалось недостаточное снабжение партизан вооружением и боеприпасами. В плане нет конкретных дат подготовки и начала операции, указаны лишь временные параметры этапов. Вполне возможно, что замысел не реализовался в связи с подготовкой к зимнему наступлению Красной Армии, и рисковать десятком партизанских отрядов не имело смысла, – для них были определены другие задачи, о которых будет сказано ниже.
В любом случае, о такой дерзкой и масштабной партизанской акции в случае ее проведения было бы известно. И, очевидно, этого не произошло. Но сам замысел, сама попытка совершения налета на аэродром в глубоком тылу противника с последующими рейдами по оккупированным станицам Прикубанья впечатляют.
Продолжение следует.
Использованы фотоматериалы сайта «Генерал Цвигун. Частные хроники» https://generaltsvigun.ru/ и других источников.