Сергей Безух, научный сотрудник Городского исторического музея им. И. Д. Попко
С первых дней войны враг неумолимо продвигался от западной границы нашей страны по направлению на восток. Тогда же родилась идея подпольного и партизанского сопротивления противнику – как боевого подспорья Красной Армии. Кроме того, создаваемое движение сыграло значимую роль в экономическом подрыве инфраструктуры оккупационных гитлеровских режимов и оказало морально-психологическое влияние на простых людей в оккупированных селениях и городах. Так создавалась боевая слава нашей страны – не только на самих полях сражений.
Всего за годы войны в тылу врага действовали более одного миллиона «бойцов невидимого фронта», включая женщин и детей. Среди них – и наши кубанские и горячеключевские партизаны.
Одним из наиболее эффективных и боеспособных партизанских образований, действовавших, в основном, в предгорьях Горячеключевского и Северского районов, являлась оперативно-разведывательная группа (далее – ОРГ) «Кубанцы». Иногда она упоминалась под названием оперативно-чекистской группы.
Партизанские вылазки в донесениях разведчиков
В предыдущей части этой статьи была дана общая справка за весь период действия ОПГ «Кубанцы» с августа 1942 г. по февраль 1943 г. Казалось бы, все ясно: как действовала группа, какие задачи выполняла; на этом можно бы и закругляться. Однако, не могу позволить себе «сложить в стол» огромный пласт более конкретной информации, содержащейся в поступивших к нам документах (справках, рапортах, донесениях), понимая, что если сегодня я не изучу эти материалы и не расскажу о них, то, возможно, они осядут на пыльных полках еще не на один год, а может и десятилетие. Поэтому разберем здесь хотя бы некоторые документы, наиболее интересные и значимые для понимания происходящих в те далекие времена военных событий и тенденций подпольно-партизанского движения.
Начальный этап становления группы раскрывается в рапорте, поданном по линии УНКВД края младшим лейтенантом госбезопасности И. Е. Винниченко – Петрунем от 17 августа 1942 г.:
«Группа Батько состоит из 15 человек, в их числе – два оперработника УНКВД, радист, врач. Имеем две радиостанции с полным комплектом питания к ним. Вооружение группы: пулемет – 1, автоматов – 4, винтовок – 15, пистолетов – 15; боеприпасов достаточно. Продовольствием группа обеспечена, за исключением муки. ... Дополнительно в Горячеключевском районе достали продуктов (крупы 6 мешков, сахара 1 мешок, сливочного масла 4 ящика, брынзы 2 бочки и др.)
11 августа вся группа была доставлена со всей экипировкой к месту базирования. База группы – хутор им. Шевченко, от хутора влево по хребту 3 км. С 11 по 14 августа группа закладывала продукты и вооружение. За это время создали три основных базы с закладкой, в каждой базе – по 7-9 тайников с продовольствием, вооружением и одеждой. Тайники эти знают: Батько, я, Соколов, Карнаухов (начальник Горячеключевского УНКВД, – прим. авт.), Поляруш (комиссар) и два бойца группы (Маринец и Остап).
В группе осталось: положенное оружие, рюкзак у каждого с НЗ на трое суток, питание для группы на 5-7 дней. Мясо, молоко и овощи получаем на месте, на хут. Шевченко.
После 14 августа группа занимается изучением оружия и разведкой – изучением местности вокруг базы на 5-10 км. Связи с УНКВД не имеем, Сочи не отвечают (в г. Сочи было эвакуировано управление НКВД по Краснодарскому краю, – прим. авт.) Установлена связь с отрядами Пашковского и Пластуновского районов. ... Ближайшей задачей отряда считаю разведку сил и движения противника в районах Северском и Тахтамукай».
Рапорт комиссара Поляруш Н. В. – «Возного», выдержки из которого приводятся ниже, составлен по итогам выхода его группы в тыл противника с 19 по 26 августа 1942 г.:
«В ст. Пензенской находятся проходящие немецкие войска. По сведениям местного населения в станице иногда бывает до полка пехоты, которая устраивается на ночлег и утром передвигается в сторону Горячего Ключа и ст. Калужской. Вооружение – артиллерия, минометы. В ст. Калужской находятся хозяйственно-обозные части противника. В пос. Папоротная поляна и на Нефтепромыслах находится воинская часть противника численностью до батальона с артиллерией, минометами и пулеметами; в хатах по пять-десять-пятнадцать человек. ... Противник передвигается по центральным дорогам, которые патрулируются танкетками; движение происходит днем, большими колоннами. По проезжим и проходимым лесным дорогам иногда проходит разведка противника.
Во всех населенных пунктах, где находятся воинские части и их штабы, хозяйничает немецкая комендатура. Берется на учет все взрослое население, переписывается весь скот, птица, вплоть до кур; само население предупреждается, что если хоть одна особь скота или птицы пропадет, хозяин поплатится головой.
В домах проводятся поголовные обыски; берутся у населения бесплатно свиньи, мелкий рогатый скот, солдаты стреляют кур и гусей; заставляют колхозников доить коров и молоко забирают. В некоторых местах молодых мужчин забирают в плен, а пожилых на работы. ... Все население запугано немцами, на улицах показываются мало, а на дорогах между населенными пунктами людей почти не видно».
Далее в рапорте приводятся данные расположения немецких артиллерийских батарей, минометов, дальнобойной артиллерии; указываются места проведения возможных диверсий против немецких обозов и подразделений, проходов линии обороны.
В донесении на имя командира отряда Батько от разведчиков Н. А. Садовского и Н. М. Нахонос описаны результаты одного из выхода групп в г. Краснодар 2 сентября 1942 г.:
«2 сентября в 8 часов утра прибыли в р-н г. Краснодра «Плавстроевская дамба», где из расспросов рыбаков ... выяснили, что переправа через р. Кубань охраняется и требуются документы – паспорт, которого у нас не было, что исключило возможность попасть в город. ... Заводы разрушены и пока не восстанавливаются. Население города привлечено к работам по восстановлению КРЭС. ... Задержаны товарищи Осипов, Селезнев и зав. Крайторготделом (вранье). Население привлекается к работам в большинстве без оплаты. Электроосвещения нет, вода подается только в центральную часть города, трамвай не работает. … Магазины не торгуют, рынок работает, хождение разрешено до 18 часов.
...В обратный путь пошли 2 сентября в 19 часов. … В районе ст. Пензенской обнаружили замаскированные войска по опушке леса и обеим сторонам дороги, состоящие из пехоты на машинах и танков. ... Для обхода войск пришлось сделать крюк около 20 км. На изыскание места перехода затрачено времени ... до 11 часов 14 сентября. ... Всего пройдено более 200 км».
Подобные сведения представлены и в донесении посланных в г. Краснодар разведчиков Маринец С. П. («Савва»), Карпович В. Г. Вот лишь некоторые выдержки из него:
«2 сентября 1942 г. Маринец С. П. был задержан и отправлен на сборный пункт концлагеря – угол Ленина и Красноармейской, бывшая школа № 2. В лагере пробыл до 18.30, после мне была выдана справка ... по этой справке я был выпущен и получил справку о регистрации.
…В Пашковской идут аресты коммунистов, уже арестованы 30 человек.
...Дорога для разведки в Краснодар: идти только в гражданском, придерживаться центральных дорог.
...По всем дорогам от Горячего Ключа до Краснодара по балкам построены мосты. ... Немецкие офицеры говорят: «Красных в городе нет. Там только партизаны; войска мы свои оттуда отзовем; ждем 600 самолетов и будем бомбить горы и леса».
...1 сентября немцы установили репродукторы по улицам и транслировали провокационные сообщения, якобы от Совинформбюро, /о том, – ред./ что немцы построили виселицы, в городе вешают и грабят. И здесь же жителям предлагают найти виселицы и факты грабежа.
25 августа немцы «торжественно» хоронили 5 «найденных» трупов в канализационных трубах НКВД. Эти трупы немцы показывали жителям; там же немцы «нашли» человеческое мясо, перемолотое в НКВД, якобы для того, чтобы не хоронить людей, а кусками мясо выбрасывать в канализационные трубы. Фрицы говорят: «Вот чем занимались в НКВД, вот где звери, а говорят на нас». В подвалы НКВД пускают граждан для «обозрения ужасов большевиков». На улицах развешаны портреты Гитлера, /на которых, – ред./ рядом улыбающийся русский крестьянин со снопом и надписью: «Фюрер дал мне землю».
...Директор кожзавода В. Н. В. (сокращено авт.) в большом почете. Мельницы разрушены. Дружинники из жителей с повязками на руках стоят на углах и проверяют у прохожих мужчин и женщин документы. ...Румын немцы в город не пускают.
В ж.-д. клубе и клубе «Путь к коммунизму» – ежедневно танцы для немцев и опрятно одетых; неопрятно одетые и жиды на танцы не допускаются. Работает кино «Колос» – только для немцев. Работает театр миниатюр – для немцев. Работает пивзавод – для немцев (по ул. Пролетарской)».
В рапорте командиру Краснодарского партизанского куста И. И. Поздняку и начальнику отдела НКВД края Головлеву докладывалось о недостатках одного из совместных рейдов с несколькими партизанскими отрядами (из названных – Пашковский, Сталинский, Кореновский и Горячеключевской отряды). Очевидно, совместная группа «Кубанцев» с группами партизан из других отрядов вышла в тыл противника для совершения диверсий и разведки с базового лагеря Пашковского отряда:
«Операция, проведенная отрядом тов. Шунова, прошла удовлетворительно. Тов. Шунов вам об этом подробно доложит. 5 сентября с рассветом отряд возвращается.
...Переход и организация показали ряд серьезных недостатков:
1. Поспешно, без тщательной подготовки людей, вышли, тем более отряды нескольких районов.
2. В пути не соблюдали режим питания, потребления воды, равномерного шага – в результате многие устали чрезмерно, есть больные.
3. 17 человек из Сталинского отряда в пути и на операции пили спирт и оказались небоеспособными.
4. Политработа не обеспечила боевого духа отряда; из 61 только 23 человека согласились остаться еще на 2-3 дня для проведения налетов, остальные категорически собрались «домой».
5. Ряд командиров вели разложенческую работу, а именно: Конев с Резуненко (сталинцы) в дороге и на операции пили спирт. Их люди вышли из строя первыми, жаловались на холод, голод, неудобства и невозможность действовать и [желали, – ред.] «скорей бы уйти домой». Своими действиями они расстроили людей.
Татаринцев (Кореновский) отказывался в пути нести боеприпасы к пулемету, проявил трусость; находясь в дозоре (принял пень за немца и поднял панику), отказался перед взводом идти на операцию.
Алтухов (Горячий Ключ) в пути напился пьяным и кричал: «Куда идем, на гибель, давайте убьем проводника» (это нашего Поляруша).
Питанием пашковцы Шунова обеспечили, так, как просил Шунов; но он плохо рассчитал: просил, оказывается, намного меньше, чем надо, в результате отряд жил впроголодь. Сам я этого проверить не мог, так как ходил с Батько в разведку, пришли мы 4 сентября.
Положительно себя показала Г-Ключевская молодежь во главе с Василием Заболотским и в переходе, и в налете.
Прошу: ...немедленно считаю
необходимым предать суду Конева, Татаринцева и Алтухова.
...Мы с Батько, всего шесть человек, ходили в разведку в Калужские нефтепромыслы 1 – 4 сентября. Под 3 сентября в ночь вошли в лагерь немецкой части, отдыхали в расположении их лагеря. Часть – до батальона; там артиллерийская и минометная батареи, расположена часть в районе нефтепромыслов, в северной их части. Там же и штаб. Беспечность у немцев большая – мы были у них в 20-15 метрах; может, это большая самоуверенность, что их с тыла не беспокоят. Пальнуть бы по этому месту с самолета или нашей артиллерией.
К нам сегодня пришли 15 красноармейцев за «языком». Батько повел им дорогу показать и где лучше взять. Поэтому я пишу один. От Батько привет.
4 сентября 1942 г. Мл. лейтенант госбезопасности Винниченко.
Приписка: данный материал доложен командующему 56-й Армией генерал-майору тов. Рыжову, Комиссару Армии т. Кильченко».
В донесении разведчиков Оленева и Литвинова от 9 сентября 1942 г. описана проведенная ими разведывательная операция в Северском районе:
«1 сентября мы, разведчики Оленев, Литвинов и Черняк, из пункта Н вышли в разведку в ст. Северскую (50 км) с заданием:
- подтвердить данные о том, что якобы начальник Северского РО НКВД Малыхин остался с немцами и работает мэром Северского района;
- при подтверждении этих данных ... захватить Малыхина живым и доставить в распоряжение опергруппы;
- попутно разведать расположение и движение войск противника и взаимоотношения немцев с населением.
...Мною установлено, что Малыхин при общей эвакуации станицы с партизанским отрядом выбыл в горы, где и находится. Северский партизанский отряд, со слов «Н» и других граждан, ведет активную борьбу с немцами. На 5 сентября отрядом было уничтожено 5 автомашин с грузами и войсками противника. В ст. Северской остался начальник милиции Матюшков, который пока никакой деятельностью не занимается.
...В станице после отхода Красной Армии никакие промышленно-хозяйственные объекты не уничтожены. Так, в данное время работают мельница, маслозавод, ж.-д. станция, ж.-д. мост, Заготзерно, табачные склады; станица целая, безо всяких разрушений и уничтожения ценностей, сдана немцам.
...В ст. Афипской формируются казачьи части из оставшегося не призванным русского населения. Главным образом из казачьей молодежи, перебежчиков и пленных. Всего такого «войска» – 300 человек.
...Немцы у населения ст. Северской и окружающих станиц отбирают велосипеды, часы, патефоны. Приказали принести разобранные со складов муку и зерно. Все продукты у населения забрали, оставив по пуду муки и зерна на семью. ... Население относится к немцам враждебно, однако, немцы никаких репрессий в ст. Северской и Афипской не проводили».
Далее в донесении подробно указаны способы и направления передвижения войск противника по дорогам Северского района, расположение воинских подразделений в районе ст. Пензенской, выявленные на обратном пути. Продолжает доклад описание обратного пути разведчиков, который хочется привести, в том числе для понимания тактики действий партизан в условиях тотального контроля передвижений:
«По дороге из Афипской в Краснодар встретил жительницу г. Новороссийска Малахову (имя и отчество не сказала). Ей удалось бежать из лагерей военнопленных в районе г. Херсон. Про эти лагеря она рассказала, что содержится там 20 тысяч военнопленных, большая часть из них – гражданского населения, в том числе женщины. Кормят в лагере: 100 грамм хлеба в день и один раз в сутки суп из нерушенного проса. Ежедневно в лагере умирает от голода по 100-150 человек.
На обратном пути из ст. Северской по направлению к ст. Афипской мы шли следующим образом: впереди шел Литвинов, примерно в 400 метрах от него – Черняк, на таком же расстоянии – Оленев. На мосту ст. Афипской стоял часовой и проверял документы. К сожалению, у нас ни у кого не было с собой документов. Когда задержали Литвинова, он сказал, что документы у него находятся в Краснодаре на прописке, при этом перекрестился, и его отпустили. Когда задержали Черняк, то он растерялся, видимо не дал удовлетворительных ответов, и его отправили в комендатуру, откуда он не вернулся. Судьба его нам до сих пор не известна.
Оленев ответил, что у него паспорта и документов нет; сделав обыск, забрали у Оленева 350 рублей денег и две коробки спичек. На вопрос часового Оленев ответил, что он из Краснодара и ездил в Северскую за покупкой муки и продуктов; фамилия Онищенко, живет на ул. Гоголя, 74, невоеннообязанный, 50 лет. Записав всё это, часовой отпустил Оленева, который встретился с Литвиновым в условленном месте.
В добавление необходимо отметить, что по пути следования нужно ходить по дорогам не уклоняясь и не скрываясь, не теряться, в гражданской форме. Необходимо иметь при себе паспорт или другой документ.
В пункт Н мы прибыли 8 сентября; 3 дня находились без пищи, питаясь лесными фруктами.
9 сентября 1942 г. Ст. разведчик Оленев, разведчик Литвинов».
Продолжение следует.
Использованы фотоматериалы сайта: «Генерал Цвигун. Частные хроники» https://generaltsvigun.ru/и других источников.