Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ПЕРВЫЕ ХРАМЫ, СМУТНОЕ ВРЕМЯ, ОБЩЕЖИТИЕ И... КРАСОТА

Троице-Сергиева лавра в картинах художников

В Троице-Сергиевой лавре в любое время года, а уж тем более в теплое, много художников. Они располагаются с этюдниками внутри монастыря, пишут его храмы или стремятся показать общий вид обители, например, с Блинной горы. Лавра вдохновляет – прекрасной архитектурой, особенной красотой, в которой эстетическая составляющая настолько переплетена с духовной, что не разделить. Оттого и едут туда художники – и именитые, и начинающие – студенты и школьники. Едут уже много столетий…

Как выглядела Лавра более 200 лет назад можно представить по небольшой акварели Федора Алексеева «Вид Троице-Сергиевой лавры», созданной около 1800 года. Из столицы в Московскую сторону художник прибыл согласно повелению Павла I «для снятия разных видов».

Алексеев Ф. «Вид Троице-Сергиевой лавры»
Алексеев Ф. «Вид Троице-Сергиевой лавры»

История монастыря тесно связана с историей России, и художники разных времен стремились эту историю воссоздать. Конечно, прежде всего, изображая преподобного Сергия. Здесь можно вспомнить цикл работ Михаила Нестерова, в том числе триптих «Труды преподобного Сергия» (1896–1897 гг.). В них – начало древнего монастыря, причем художнику было важно показать не стены, а дух, образ преподобного Сергия, его деятельную роль в становлении обители.

В картине «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899 гг.) нет храмов, монастыря, но это работа тоже о Троице-Сергиевой лавре. Главное место в работе занимает образ преподобного Сергия, а за ним, чуть сборку изображена дорога. Эта дорога – не только изображение конкретного пейзажа, но и путь, по которому преподобный идет служить людям и по которому они будут идти к нему – столетие за столетием.

Нестеров М. «Преподобный Сергий Радонежский»
Нестеров М. «Преподобный Сергий Радонежский»

О том, как начинался монастырь, и работа «Троице-Сергиева лавра» (1908–1913 гг.) Аполлинария Васнецова. Он стремится показать жизнь обители одновременно отстраненно, «иллюстративно» и при этом так, будто бы он точно знал, как оно тогда было.

Работа Сергея Харламова
Работа Сергея Харламова

Троице-Сергиева лавра в гравюрах Сергея Харламова 1980-х годов, посвященных преподобному Сергию, показывается как духовный образ – символ. Работая над своими гравюрами, Харламов опирался на традиции иконописи, потому смог в светских произведениях затронуть не только реалии нашего мира, но и сказать о мире Небесном.

Монастырь не только окормлял духовно, но и поддерживал физически, укрывал, оберегал, как, например, в эпоху Смутного времени. Об этом – картина Василия Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» 1891 года. Написать произведение на такую тему живописцу посоветовал император Александр III. Шестнадцать лет защитники Лавры сдерживали натиск противника, во много раз превосходящего их численностью, и не сдались. В работе нет сцен битвы, мы не видим, что происходит за стенами, и лишь клубы дыма на заднем плане напоминают о сражении. Но перед нами – подвиг защитников, всех, кто сражается, молится, находится там, внутри монастырских стен: вернувшиеся из боя раненые, помогающие им, духовенство, монахи, уставшие женщины… Символом крепости, защиты, и не только в физическом смысле, воспринимаются крепкие каменные соборы. Обращают на себя внимание высоко поднятые вверх крест, хоругви. Это демонстрация того, что подвиг людей неразрывно связан с упованием на волю Божию, на Его помощь.

Не раз писал Лавру Константин Юон, писал и город, ее окружающий, – Сергиев Посад, потом – Загорск. Монастырь у него практически всегда изображается цветно, празднично. Кстати, по его работам и работам других художников мы видим, что башни Лавры долгое время были красными. «Троицкая лавра зимой» 1910 года – это показ большого мира вокруг Лавры, а она – центр всего, и к ней нас зрительно ведут маленькие фигуры людей от правого нижнего угла работы. Во многих работах Константина Юона, посвященных Троице-Сергиевой лавре, присутствуют люди с их бытовой жизнью, но она тоже часто оказывается праздничной, как, например, в картине «Весенний солнечный день» 1910 года. И эта праздничность, весь строй жизни все равно оказываются связанными с древним монастырем.

Юон К. «Купола и ласточки»
Юон К. «Купола и ласточки»

Фиксирует лаврскую жизнь работа этюдного характера «Весенний день. Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре» (1903 г.).

Купола Успенского собора мы видим в картине Константина Юона 1921 года «Купола и ласточки». Лавра к тому времени уже была закрыта, а художник пишет так, будто и нет никаких глобальных изменений в стране (которые он, кстати, воспел в некоторых своих работах). Он писал вид с колокольни и показал не просто красоту и безмерность русского пейзажа, русской земли, но сделал акцент на том, на чем держится эта земля. Сияющие купола связывают мир с небом, золотые кресты буквально касаются неба. И благодаря им расстилающееся вдаль пространство тоже начинает стремится туда, ввысь.

Художник Владимир Орлов стремился запечатлеть в своих акварельных работах древние храмы. В конце 1950-х он создает серию работ, посвященных Троице-Сергиевой лавре. Он точно передает образ каждого храма и при этом показывает то, что происходило вокруг в конкретное историческое время. В работе «Праздничный день в Троице-Сергиевой лавре» (1958 г.) мы видим Успенский собор, Успенский кладезь с часовней. На первом плане советские пионеры в галстуках кормят голубей. Или в работе «Вид с крыльца Трапезной церкви» (1959 г.) – очень знакомая и нам, сегодняшним, картина: узнаваемые виды, священники, миряне. Разве что народу гораздо меньше.

Орлов В. «Троице-Сергиева лавра. Вид с крыльца Трапезной церкви»
Орлов В. «Троице-Сергиева лавра. Вид с крыльца Трапезной церкви»

Успенский собор, кладезь, голубей мы видим в работе «Голуби в лавре» (1957 г.) художника Николая Барченкова, уроженца Сергиева Посада, практически всю жизнь проработавшего в родном городе. Конечно же, он много раз изображал его в своих произведениях, потому Троице-Сергиева лавра встречается в его работах очень часто: сияющей доминантой в изображении посадской жизни в радостной работе «Окраина Загорска» (1981 г.), величественно возвышающейся над домами в интересной живописной картине «Лавра» (1978 г.), указывающей верное направление движения в работе «Улица Фаворского» (1986 г.), укутанной мягким теплым светом заходящего солнца («Вечер. Загорск», 1972 г.).

В работе «Город моего детства» (1989 г.) художник пишет именно воспоминание, прочное, крепкое; прошлое выступает из белого снежного полотна, и линия здесь играет большую роль, чем цвет.

Лавра – то, что держит этот город, освещает и освящает его, то, на что нанизывается его житие-бытие. И не только город, а гораздо больше.

Картину «Письмо с фронта» (1947 г.) Александр Лактионов писал два года. Она удивительно солнечная, краски настолько яркие, что ни одна репродукция не передает их звучность. Здесь эта работа упоминается, конечно же, не случайно: Лактионов жил в Загорске, вернувшись из эвакуации в Самарканд. И жил не просто в самом городе, а непосредственно в Троице-Сергиевой лавре, в общежитии, устроенном в северной стене. На картине видна та часть Лавры, где расположена Московская духовная академия.

В уже перечисленных работах можно встретить примеры изображения лавры зимой. Вот еще работы двух художников разных эпох.

«В обители. Троице-Сергиева лавра» (1917 г.) – картина Николая Дубовского с панорамным видом, чтобы охватить взглядом, показать по возможности больше. Работа мягкая, пастельная по цвету и тональности, в ней нет резких переходов от холодного к теплому.

Тонкий пейзажист Сергей Небесихин живет в Сергиевом Посаде и, конечно же, пишет Троице-Сергиеву лавру. Две его зимних работы – «Троице-Сергиева лавра» (2021 г.) и «Вечер» (2022 г.). Обе работы очень ритмичны – на белом ритм темных силуэтов соборов, деревьев. Игра теплого и холодного цветов присутствует только в небе, где проблески солнца среди холодных туч. Все это создает общее величественное впечатление.

Небесихин С. «Троице-Сергиева лавра»
Небесихин С. «Троице-Сергиева лавра»

Здесь перечислена лишь очень небольшая часть из тех прекрасных художественных произведений, на которые вдохновила художников Троице-Сергиева лавра. Интересно, что даже если художник (хороший художник) изображает монастырь исключительно из соображений эстетики, все равно его работа скажет о большем. Такой вот секрет, такая сила древней обители. Да, наверное, каждый человек знает, как всякий раз перехватывает дыхание, когда видишь открывающийся вид на монастырь с Блинной горы…

Оксана Головко

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм