На четвертый день у нас была запланирована поездка по заброшенным гарнизонам Приморского края, где мы с братом провели свое детство (я до 8 лет, он до 15-ти), а именно — село Поповка и село Ляличи, а заодно заехать к знакомому брата в Уссурийск.
Именно желание посетить места, где провели существенную часть своего детства, и послужило причиной полета в Приморский край, поскольку после того, как уехали в 1996 году в Орловскую область, то больше на Дальнем Востоке мы не были.
Если фотографии и видео из Ляличей еще встречаются (гарнизон расформировали, но население в селе есть и заброшена только часть домов), то военный городок возле Поповки исчез полностью и фотографий и видео я не находил, хотя само село, расположенное в паре километров - существует и там тоже есть жители.
Хороль и Поповка
Маршрут от Владивостока до Поповки составляет 180км, из которых примерно половина - по трассе "Уссури" Хабаровск-Владивосток, а после объездной Уссурийска уходит к большому приграничному озеру Ханка. До Хороля трасса вполне хорошая, особых нареканий нет. По пути встречаются поля и сопки, виды красивые. Земля до Михайловского района почти не обрабатывается, а дальше уже встречаются и сельхоз земли.
В Хороле, т.к. это районный центр, был роддом, там я и родился. Потому остановившись в селе - не мог не посетить роддом =)
В Хороле есть один очень примечательный объект. Его военный аэродром планировался под принятие Бурана.
Аэродром «Цветной», он же база ВВС ТОФ Хороль в историю космонавтики вошел под именем Восточного космопорта. После сдачи в эксплуатацию 29.06.1985 г ВПП-2 1-го класса на авиабазе Кневичи (Владивосток международный), туда временно перебазировали Ту-95РЦ 304 ОДРАП, 341 ОМРАЭ (Ту-16) была перебазирована на аэродром Леонидово (о. Сахалин). В 1985-88 г объект подвергся полной реконструкции. Было переделано покрытие ВПП, сама полоса увеличена до 3700 х 70 м, построены все объекты РЛС, ОКДП и даже небольшой звездный городок. К моменту первого полета «Бурана» 15.11.1988 г спецаэродром был почти готов для выполнения главной задачи, однако он так и не выполнил свою главную функцию – приемку космопланов.
Источник - https://smitsmitty.livejournal.com/56522.html
Пока прогулялись возле роддома, еще купили местное мороженое с кедровыми орехами, мне весьма понравилось =) И заехали на местный рынок (плюс в ДНС) купить зарядку в машину, да фонарик, поскольку их вести с собой в ручной клади особого смысла не было.
От Хороля всего 8 километров до первой точки маршрута — Поповки, дорога — частично асфальтированная, а частично — хороший грейдер. В пределах населенного пункта - вновь идут асфальтированные дороги.
В самой Поповке заехали в школу (там осталось порядка 70 учеников по сравнению с примерно тремястами во времена, когда гарнизон еще был), в которой до седьмого класса учился брат, поговорили там с текущими учителями. Они сообщили, что его первая учительница до сих пор живет в селе, занимается репетиторством, заехали, навестили и ее.
После этого уже попробовали поехать в гарнизон, но не слишком хотелось засадить арендованный икстрейл на городской резине, из-за чего по основной дороге, которая раньше вела в гарнизон, не проехали.
Развернулись и поехали с другой стороны, остановившись возле заброшенного дзота, за которым лесочек, через который пешком пара-тройка сотен метров.
По лесу много траншей (выкапывали кабель), местами еще осталась колючая проволока. Забора на месте уже нет, его остатки лежат вдоль леса и можно использовать как тротуар.
Первый от леса — дом, в котором мы жили. Его построили только летом 1985 года, а в 1994-м, т. е. всего через девять лет, уже расформировали гарнизон и дом все покинули.
Асфальтированные дорожки возле дома все покрылись травой, пробился кустарник. Природа берет свое.
Окна все пустые. От балконов остались только плиты. Внутри никаких коммуникаций, только голый бетон и остатки обоев.
Дошли до нашего подъезда, поднялись в старую квартиру. Затем зашли и сняли еще видео квартиры наших друзей, с которыми до сих пор общаемся и встречаемся.
По словам жителей Поповки, с кем мы говорили, то в 90-х представители местного колхоза пытались договориться с Минобороны, чтобы дома оставили селу, чтобы переселить желающих жителей, но это ни к чему не привело. И по сути новые дома были просто заброшены, и с них утащили всё, что можно было утащить.
Сети в гарнизоне не было, потому не смог скачать свою детскую фотографию, чтобы ее воссоздать, потому сфотографировали по памяти. =)
Ко второму дому пройти сложно, там шла теплотрасса, которую тоже вырыли, и теперь там овраг с водой на дне.
И еще одно общее фото дома на память.
На территорию бывшей воинской части мы не пошли, так как уже было три часа дня, а нам нужно было доехать еще и до Ляличей.
На въезде в село нам путь перегородил припаркованный «Соболь». Брат позвонил в дом, возле которого стояла машина, разговорился с хозяйкой и узнал, что рядом живет еще один его учитель, который в свое время заразил его увлечением «к работе руками» — по дереву, «с железками» и так далее. Мы, конечно, его навестили и в гостях уже провели минимум часа полтора.
Ляличи
От Поповки до села Ляличи от 70 до 100 км, в зависимости от того, по какой из трех дорог ехать. Выбрали в итоге самый короткий вариант (как нам сказали, дорога вполне хорошая), нас смущало, что часть участков в Яндекс Навигаторе серая, но решили прислушаться. Впрочем, плохих участков особо не было, в большинстве своем — приличный асфальт.
Природа по дороге напомнила саванну, которую видели на картинках, только с зелеными лугами. =)
До Ляличей доехали примерно к шести вечера и остановились на парковке возле школы и местного памятника Великой Отечественной войне.
В этой школе брат отучился в 8 и 9 классах, а я только пошел в школу и закончил первый класс.
Наш дом был первый от въезда в гарнизон. До сих пор в основном жилой. В нашей бывшей квартире окна есть, так что, скорее всего, там и сейчас живут. Заходить спрашивать не стал. =)
Когда я проходил мимо, возле первого подъезда разгружали стройматериалы для ремонта, так что квартирами занимаются. =)
Рядом с домом было подземное укрепление, рядом с которым росло дерево, а под ним (далее на фото виднеется) бетонная «отмостка».
С этого дерева (а конкретно с этой сухой обломанной ветки) я в возрасте лет семи успешно спикировал вниз головой прямо на бетонный блок, который тоже виден на видео. После чего с половиной лица в крови дошёл с другом до работы мамы, откуда уже был оперативно доставлен в медсанбат, где мне наложили очередные швы. :)
Если не ошибаюсь, за время проживания в военных городках (до 8 лет) я успешно заработал четыре шрама, которые можно обнаружить до сих пор. =)
А это, собственно, магазин, в котором тридцать лет назад работала мама, и он работает до сих пор. =)
Прогулявшись возле «нашего» дома, спустился дальше от основной дороги к двум заброшенным домам. У одного всё заколочено, а у второго нет дверей, но в трех подъездах не подняться, т.к. нет лестничного пролета совсем, а в одном можно добраться. Я поднялся на пятый этаж и с угловой квартиры сделал несколько фотографий. =)
Раньше у всех домов крыши были плоские, но в рамках капремонта, вероятно, сделали двускатные. Так что по крышам можно отличить жилые дома от заброшенных.
После прогулки по жилой части села мы поехали на территорию воинской части, где раньше стояли боксы с различной техникой (в т. ч. одни из первых Т-80У появились именно в Ляличах). Сейчас же большинства строений нет вообще, у части есть остатки стен.
Целая коробка стоит у казармы, в нее я поднялся.
Икстрейлу пришлось тяжковато, местами была асфальтовая колея, ехать по которой клиренса у него не хватало. А ехать вне колеи приходилось с риском свалиться в водоотводную канаву. Ну и зачерпнул местами грязи и щебня, как без этого =)
Закончив с прогулкой по остаткам части, уже на закате, в районе 8 вечера, мы еще немного проехали по окрестностям Ляличей, которые брат успел за два года исходить в различных турпоходах, после чего направились в сторону Уссурийска.
Дальневосточный технический колледж (Уссурийск)
Ближе к десяти вечера доехали до Уссурийска, где друг брата показал нам фотографии и видео со своей работы — Дальневосточного технического колледжа.
Это буквально в 2022 году было заброшенное здание, которое предоставили колледжу в рамках гранта на 350 млн рублей. Здание полностью восстановили и укомплектовали девять учебных классов необходимым оборудованием. Более эффективного расходования средств я пока еще не видел, укомплектовано шикарно.
Три двигателя на станинах могут крутиться вдоль своей оси. Вдоль стен стоят три рабочих двигателя, которые можно запускать, на фото видны трубы для отвода выхлопных газов, к ним подключено диагностическое оборудование, позволяющее вводить ошибки, которые ученики должны найти.
В этом же зале стоит несколько тренажеров: бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, грейдер, башенный кран. Возможно, что-то забыл. Принимающий экзамен видит со своих мониторов происходящее в кабине и в эмуляции.
Есть зал, где стоят компьютеры с 3D-принтерами и VR-шлемами, стоят несколько разного размера дронов, есть тренажеры по их использованию. После прохождения практики на тренажерах — летают и на дронах.
Есть зал по бетонным работам, по кладке. Есть залы по проектированию инженерных систем домов и их обслуживанию.
Есть зал по сварке, где стоит пять комплектов стендов для тренировок по реальной сварке. И там же стоят еще три тренажера по сварке в виртуальной реальности.
Посмотрев на эти фотографии и видео, я попросил их мне сбросить, чтобы поделиться, поскольку считаю, что то, как укомплектован этот, по сути, техникум, должно быть стандартным для профессионального образования. Молодцы, так и должно быть.
В гостях засиделись достаточно долго, выехали из Уссурийска уже в районе часа ночи. И доехали до квартиры во Владивостоке уже ближе к трем ночи. Пробег суммарно не сказать, что большой, километров 400, но это было растянуто за весь день и с самого утра до поздней ночи, так что за рулем я несколько уже устал. =)
Но главная цель поездки была достигнута и даже перевыполнена (брат не ожидал встретить двух своих учителей), а на следующий, пятый, день у нас была запланирована поездка на остров Русский. С учетом того, что нам очень повезло с погодой, то удалось отлично погулять и сделать отличные фото прекрасного океана и скал. Это я опишу уже в следующей части. =)
Ссылки на блог на других ресурсах:
- Дзен