Казалось бы, что принять техническое решение на основании нормативно-технической документации легко. Что же не так с этой мыслью? Попробую раскрыть в статье.
Предисловие
В основе профильных дисциплин в ВУЗах всегда лежали методические указания, а так же технические справочники различных авторов. На дисциплинах так же дается вскользь некоторый перечень нормативной литературы. Будучи студентами нам нормативная документация казалась тяжелой и не понятной, зато методички и справочники воспринимались проще. Точно так же проще было принять решение на основе предоставленных данных для курсовых работ.
Ситуация изменилась, когда когда полученные знания из ВУЗа пришлось применять на работе по профилю. Работа быстро показала, что необходимо переосмысление взаимодействия с нормативно-технической документацией в целом. Почему же так:
- методички и справочники устаревают и не успевают за актуализацией нормативов;
- методички и справочники не являются обоснованием при разработке нашей проектной или рабочей документации по направлению водоснабжения и водоотведения;
- решения в курсовых работах устаревшие и не имеют ничего общего с современной практикой;
- отсутствие четких регламентов в нормативной документации, ссылки на сторонние нормативные документы часто не дают полного ответа на вопрос;
- двоякость трактовок пунктов нормативной документации всеми заинтересованными лицами;
- отсутствие наглядной информационной поддержки нормативной документации нашими же разработчиками.
Проблемы и компетенции заинтересованных сторон
И вот как быть в этой ситуации, когда решение принять нужно, а нормативная документация не дает четких ответов? Самый лучший опыт приобретается в рабочей группе в крупной организации, у которой многолетний опыт работы с определенным перечнем заказчиков. Во главе же рабочей группы стоит руководитель, который определяет ту или иную трактовку пунктов, а так же не дает своим подчиненным впадать в маразм и отклоняться от генеральной линии партии.
И это действительно работает, но при ряде условий:
- отсутствует текучка производственных кадров (новые кадры - новые вопросы и проблемы, особенно если это уровень ведущих инженеров);
- отсутствует частая смена руководителя (новый руководитель - новая трактовка пунктов);
- отсутствует штамповка нормативной документации (до 2017 года решения принимались чуть ли не по СНиПам 85-го);
- отсутствует текучка заказчиков с объектами различных направлений (промщику с упором на наружные сети не дают в работу внутрянку по социалке или медицину).
Поэтому, проработав в спокойно обстановке 3-5 лет, молодой специалист становится носителем определенных проектных решений, а так же методов работы с нормативной документацией. Этакий представитель определенного проектного кружка. При этом немаловажным фактором является и то, какой руководитель был у молодого специалиста и что он в него вложил(и хотел ли вложить).
Но что бывает, если молодой специалист не попадает в образцовую проектную группу:
- самообразование через форумы и противоречивые ответы;
- самообразование по устаревшим справочникам;
- самообразование через замечания к документации (заказчик, экспертиза, подрядчик и субподрядчик);
- изучение томов объектов-аналогов не приводит к понимаю связки ТЧ/ГЧ - нормативный документ, потому что очень часто в ТЧ/ГЧ описываются уже принятые решения, без трактовки и расшифровок;
- при самостоятельном изучении принятых проектных решений в томах есть разночтение с пунктами нормативной документации. Почему исполнитель принял такое решение - загадка;
- рабочая документация это вообще не про принятие решений, по ней понять процесс практически невозможно. Очень часто бывает, что молодому исполнителю дают готовое П от подрядчика, и по ней надо сделать Р (как мы помним, никто не любит отхождение решений в Р от П);
При чем важно понимать, что каждый участник процесса не только представитель определенных проектных решений, но и заинтересованное лицо, поэтому каждый трактует, как хочет:
- заказчику важно как можно дешевле, лучшее вообще бесплатно (зачем нам ВПВ, зачем нам 2 ввода/выпуска. Убрать из документации);
- эксперту важно, чтобы бюрократические пункты соблюдались (иногда в тупую, иногда с пониманием. Ну вот зачем вам в противопожарном водозаборе учет расхода воды, убрать);
- подрядчику/субчику важно быстро и просто построить, как он умеет и что у него там на складе осталось, а не как в документации(зачем нам полимерные трубы ждать, замените в документации на черновую).
1 или 2. Как понять?
И тут мы подходим к тому перечню проблем, которые наиболее часто у нас возникают при принятии проектных решений или их защите. По направлению водоснабжения и водоотведения я бы выделил следующие вопросы:
- 1 или 2 ввода водопровода;
- 1 или 2 водомерных узла;
- 1 или 2 пожарных крана;
- 1 или 2 канализационных стояка;
- 1 или 2 выпуска канализации;
- 1 или 2 всасывающих трубопровода насосной станции;
- 1 или 2 напорных линии от насосной станции;
- 1 или 2 насосных агрегата.
Каждый вопрос заслуживает отдельного внимания и разбора, поэтому 1 статьей ограничиться не получится...
Уважаемый читатель, буду очень рад, если вы поставите статье «нравится» и поделитесь в социальных сетях! Подписывайтесь на канал!
Так же вы можете присоединиться к сообществу в телеграмм и другим площадкам, где выкладываются интересные материалы: