Совсем недалеко от Москвы, в Чеховском районе, есть место, про которое я не устаю рассказывать и которое я посещаю так часто, как только могу. И место это очень красивое и название у него соответствующее - Талеж. Одно только это слово для меня уже на слух звучит как шум воды, шум брызг и капель, переливающихся на солнце, как прозрачные слезы. И оно не спроста: слово это близко по смыслу к отмеченному в словаре В. И. Даля слову «талец», то есть живец, ключ, родник. Поэтому и место это получило такое звучное и музыкальное название, потому что славится оно именно своим живительными источниками - на территории села, на склоне оврага из-под земли бьют несколько родников с чистейшей питьевой водой.
С родниками в этих местах связано множество легенд: «Обидел как-то граф Орлов девушку, обидел и потому подарил алмазный перстень. Но девушка не приняла барский подарок, бросила его и побежала в слезах куда глаза глядят. А в том месте где упал перстень с бриллиантом, забил родниковый ключ, прозрачный и чистый как девичья слеза».
Один из них с историческим названием Ве́ница стал известен в конце 1990-х гг. как Источник преподобного Давида в селе Талеж. Сегодня вокруг источника расположено подворье Вознесенской Давидовой пустыни мужского монастыря, находящегося недалеко, в посёлке с уже странным и некрасивым названием Новый Быт.
Вода в источнике очень мягкая, зимой и летом сохраняет температуру +4°С. В 1998 г. монахи из Давидовой пустыни возвели возле родника храм , звонницу и купальни и назвали это всё «Святой источник». . На камне у источника выбита молитва: «Сей святой источник — древнее место молитвенного поклонения на Руси. В водах его принимали святое крещение наши благочестивые предки. Да не иссякнет память о них, как не иссякнет вода сия. Осени себя крестным знамением христианин и помолись за святую Русь.»
Для многих Талежский источник - это место силы. Сюда постоянно приезжают не просто за чистой водой, но и чтобы окунуться в купели, оздоровиться. Вода из источника, действительно, необыкновенная - она вкусная! Много источников и родников есть в Подмосковье, на многих я бываю, но нигде такой вкусной воды, как в Талеже, больше не встречала. Многие верят, что вода в источнике не просто полезная, а именно целебная. Она мягкая и без каких-либо вредный примесей, то есть "живая", и богата минеральными веществами, несет в себе чистую энергию, благотворно влияет на кожу, омолаживает, заживляет, исцеляет.
Но я люблю это место не только за его удивительную, чудодейственную воду, но и за территорию вокруг источника, за атмосферу какой-то чистоты и девственности, за тишину, за горбатый мостик и витиеватые дорожки вдоль ручья, за звонницу, похожую на сказочную шкатулку, за часовню, стройную и возносящуюся к высокому и всегда чистому небу. За деревянные лестничные пролеты, спускающиеся в овраг, за круглую резную беседку, в которой можно посидеть и послушать себя, побыть с собой, почувствовать себя. Это место, где можно отдохнуть душой, очистить ее, омыть вместе с телом живительной, святой водой и словно переродиться.
После Талежа домой не хотелось, в мир и суету возвращаться душа не желала. Поэтому решила поехать в связанное с этим источником место, а именно в саму обитель. Напомню, что Талеж - это подворье Вознесенской Давидовой пустыни, которая является мужским монастырём и до которого на машине ехать минут двадцать. Сюда я приезжаю редко, от силы раз в год. Но место памятное, потому что очень красивое. Для меня, человека любящего Бога, но очень далекого от церкви, место интересно именно своей архитектурой, историей и пейзажами. А последние, скажу я вам, здесь просто завораживающие. Как и на территории самого монастыря, так и за его стенами. Все потому, что построен монастырь на высоком берегу небольшой речки Лопасня. С этого самого берега открывается просто шикарный вид на раскинувшийся внизу деревенский поселок, на луга. Сама речушка петляет, изгибается, разливается на два широких рукава, образуя настоящий остров. Если обойти монастырь по левую руку, то как раз по тропинке, убегающей вниз, можно спуститься к мосту через Лопасню.
Территория монастыря небольшая, но богатая на краски. Больше всего меня радует круглый пруд в самом центре - в нем, как в зеркале, отражается и красная колокольня, и белоснежные храмы, и цветные монастырские постройки и цветы - вся территория просто утопает в цветах.
История у монастыря богатая. Основан он был еще в 1515 году преподобным Давидом. Он пришёл в эти места с несколькими послушниками. На большой поляне они построили дом, на месте которого затем возник монастырь. По легенде, Давид ходил в лес, выкапывал липы и посадил рядом с монастырём липовую рощу. Произнося молитвы, он сажал их корнями вверх. Деревья, прислушавшись, начинали расти, а очевидцы обращались в веру. Эта история удивила Ивана Грозного, выдавшего монастырю грамоту на владение землями.
В смутное время монастырь был разорён литовцами и его деятельность была возобновлена только после восстановления в 1625 году.
В XVII веке пустынь переживала свои лучшие времена:. у монастыря было подворье в Москве на Ордынке, а с 1689 года монастырская часовня у Арбатских ворот. Монастырские владения располагались в Московском и Коломенском уездах, Серпухове. Например, в Московском уезде к 1700 году пустынь владела 95 крестьянскими дворами.
В XVIII веке расцвет сменился упадком. В результате петровских реформ доход монастырей поступал в государственную казну и только часть его возвращалась братии. В 1764-м, после введения монастырских штатов, пустынь стала заштатной, то есть содержалась на собственные средства, но уже без владений, забранных в казну.
В советские годы, разумеется, обитель была закрыта. Братия обители была частью репрессирована, частью разошлась.
Второй период рассвета монастыря пришел на лихие 90-е, как это не удивительно. Обитель взяли под свое "крыло" криминальные авторитеты. Один из них, Антон Малевский, был мультимиллионером, лидером Измайловской организованной преступной группировки (ОПГ) с конца 1980-х годов. Носил прозвище «алюминиевый король России», наверное, как и положено криминальному авторитету, натворил всякого, хотя ни разу судим не был и занимался благотворительностью. Собственно, на его средства и началось возрождение обители, за что обитель в долгу не осталась - похоронен Малевский прямо за храмовым комплексом. Могила его очень выделяется среди других захоронений - сразу важно, что тут лежит "не простой человек".
А рядом вторая могила еще одного "не простого человека", тоже выходца из 90-х, тоже известного в криминальных кругах, но тоже щедрого и умеющего делиться: Геннадия Недосеки. Говорят, он был бандитом, в известных кругах был известен под именем "Большой Гена", был замешан в крупных криминальных разборках и сгорел в своем хаммере в 2004 при очень странных обстоятельствах. При этом последние четыре года своей, вообще-то короткой жизни (умер в 39 лет), он был Главой Чеховского района. И вот как раз за эти четыре года этот человек, конечно же используя свои деньги, связи и влияния, смог из захудалого, полуразрушенного, забытого всеми городка Чехова сделать красивый, благоустроенный, отреставрированный город: жители любили его и отзывались о его работе с теплом и благодарностью, что и не удивительно, ведь за короткий срок этот человек полностью отстроил город, благоустроил его, украсил. В период его правления в Чехове построили два крупных спортивных объекта, парк, площади с фонтанами. Тот Чехов, который мы видим сегодня - это заслуга именно его мэра-бандита, который в город реально вкладывался и которого заботила судьба его жителей. Недосека активно помогал и поддерживал ветеранов Великой Отечественной войны, контролировал соблюдение паспортного режима и правил временной регистрации приезжих из стран Средней Азии и Закавказья, проводил работу по ликвидации наркопритонов, благодаря ему впервые все подвалы и чердаки в домах стали закрывать на замки. В общем, со своими обязанностями авторитетный глава справлялся хорошо. На совесть. Но долго справляться, видимо, не дали... После смерти главу, на мой взгляд, вполне заслуженно, похоронили на территории монастыря. Его могила чуть попроще, чем у его соседа, но тоже весьма заметная. особенно на фоне простых надгробий старцев, которые в этом монастыре несли свою веру и службу.
И есть еще одно интересное захоронение на территории обители. Лежит в ее земле человек достойный, представитель княжеских и дворянских фамилий, полководец, герой, участник войны 1812 года Дмитрий Дохтуров. Умер генерал внезапно в Москве, не дождавшись своей жены, задержавшейся в дороге. По поводу его смерти одна из современниц писала:
Для семьи Оболенских вчерашний день ознаменовался печальным происшествием. Генерал Дохтуров, женатый на сестре князя, присутствовал на свадьбе, потом на другой день ужинал у нас и наконец вчера был на званом обеде у Оболенских, с мама играл в карты, потом, вернувшись домой внезапно умер в 11 часов, пока мы все были на бале у Апраксиной... Представь, что Дохтуров нанял дом, и один, без семьи, приехал в Москву две недели тому назад, чтобы устроить квартиру, ожидая приезда жены, плохая дорога задержала её в деревне. Вообрази, о каком горе предстоит ей узнать!
Его вдова, Мария Петровна, из рода Оболенских, распорядилась тело перевезти в Давидову пустынь скорее всего из-за удобства транспортировки: вероятно, для нее было легче перевезти гроб с телом генерала в Давидову пустынь, а ей самой — приехать в монастырь из Троицкого, где и состоялись похороны на семейном кладбище. Причем сама могила была потом утеряна, а кладбище вообще уничтожено. Но при проведении ремонтных работ в монастыре в конце 90-х строительный экскаватор поднял полуистлевший гроб с человеческими останками. По сохранившимся деталям шитья обшлага на мундире, двум шитым звездам одна из которых являлась звездой ордена Святого князя Владимира и нательному образку святителя Дмитрия Ростовского, захоронение было идентифицировано, как могила генерала Д.С.Дохтурова. На средства Свято-Вознесенской Давидовой пустыни был изготовлен новый памятник, украшенный бюстом генерала, в который встроена колонна с его старого надгробия.
Для верующих монастырь привлекателен тем, что обладает поистине колоссальным списком святых ценностей: В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих. В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В том числе здесь хранятся:
- частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея.
- частица главы святого благоверного князя Александра Невского
- частица мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы (а ей, кстати, молятся за тех, кто находится в тюрьмах)
- мощи святого Дмитрия Ростовского
- мощи святителя и чудотворца Николая
- мощи святых Вифлеемских младенцев
- мощи преподобного Ферапонта Лужечкого , Можайского чудотворца;
Мне же нравится здесь атмосфера безмятежности, не многолюдности, относительной свободы: никто не стоит на входе, не оценивает и не цепляет взглядом, не пихает в руки какие-то тряпки, чтобы обмотать ими талию, если ты вдруг в брюках. Красота светская, красота духовная, веселые белочки в большом вольере, красные карпы в тарелочном прудике, вкусная молочная продукция в магазинчике при храме. Одним словом - место очень приятное, открытое, к себе располагающее.