Найти в Дзене

Истории на каждый день: 12 августа в классической музыке

День, когда родилась опера, затихли хоры Сан-Марко и прозвучала тишина Кейджа. 12 августа в истории классической музыки. 12 августа 1633 года Флоренция, конец XVI века. В кругу поэтов и музыкантов созревает дерзкая мысль — возродить древнегреческую драму через музыку. Молодой композитор Якопо Пери становится одним из смельчаков, кто взялся за эту идею. Результатом стала «Дафна» — первое в мире произведение, которое сегодня называют оперой. Поставленная около 1598 года, «Дафна», увы, не сохранилась, но именно ей мы обязаны рождением нового жанра. Вслед за ней в 1600 году Пери создал оперу «Эвридика» — самую раннюю из дошедших до нас целиком. Эти первые опыты были представлены при дворе Медичи, где Пери служил певцом и участвовал во Флорентийской камерате — том самом тайном кружке, подарившем миру оперу. 12 августа 1633 года, в родной Флоренции, Якопо Пери скончался, оставив после себя великое наследие — искусство оперы. 12 августа 1943 года В разгар Великой Отечественной войны, родился
Оглавление
Флоренция, конец XVI века: камерное представление «Дафны» Якопо Пери при свечах.
Флоренция, конец XVI века: камерное представление «Дафны» Якопо Пери при свечах.
День, когда родилась опера, затихли хоры Сан-Марко и прозвучала тишина Кейджа. 12 августа в истории классической музыки.

Рождение оперы: Якопо Пери и «Дафна»

12 августа 1633 года

Флоренция, конец XVI века. В кругу поэтов и музыкантов созревает дерзкая мысль — возродить древнегреческую драму через музыку. Молодой композитор Якопо Пери становится одним из смельчаков, кто взялся за эту идею. Результатом стала «Дафна» — первое в мире произведение, которое сегодня называют оперой. Поставленная около 1598 года, «Дафна», увы, не сохранилась, но именно ей мы обязаны рождением нового жанра. Вслед за ней в 1600 году Пери создал оперу «Эвридика» — самую раннюю из дошедших до нас целиком. Эти первые опыты были представлены при дворе Медичи, где Пери служил певцом и участвовал во Флорентийской камерате — том самом тайном кружке, подарившем миру оперу. 12 августа 1633 года, в родной Флоренции, Якопо Пери скончался, оставив после себя великое наследие — искусство оперы.

Голос Победы: Леонид Сметанников

12 августа 1943 года

В разгар Великой Отечественной войны, родился мальчик, которому суждено было стать голосом эпохи. Леонид Сметанников с детства пел — сначала в школьном хоре, а затем уверенно шагнул на оперную сцену. Его баритон покорял сердца, но по-настоящему всенародную славу Сметанникову принесло событие вне стен театра. В 1975 году миллионы людей впервые услышали знаменитую песню «День Победы» — именно Леонид Сметанников впервые исполнил эту композицию на телеэкране, в канун 30-летия Победы. Его проникновенное исполнение песни, ставшей народным гимном памяти, сделало имя Сметанникова известным каждому дому. Но и на оперной сцене он блистал: ещё в начале карьеры, в 1973 году, певец выиграл ряд престижных конкурсов вокалистов, а впоследствии исполнял ведущие баритоновые партии. История Сметанникова — о том, как академический музыкант смог своим талантом придать голос целому поколению.

Бегство виртуоза: тайна Генриха Бибера

12 августа 1644 года

Август 1670 года. Молодой скрипач и композитор Генрих Игнац Бибер служит при дворе князя-епископа в моравском Кромержиже. Бибер уже прославился феноменальной техникой игры на скрипке, покоряя виртуозными пассажами и смелым экспериментом с настройкой струн скордатурой. Однако душа музыканта рвётся к большему. Когда епископ поручил Биберу поездку за новым инструментом, случилось нечто неожиданное: скрипач не вернулся. Бибер тайно покинул службу у князя и перебрался в Зальцбург — фактически сбежал от своего работодателя. В Зальцбурге он нашёл признание: стал придворным капельмейстером и написал свои лучшие произведения — в том числе знаменитые «Таинственные сонаты» для скрипки соло с беспрецедентно сложной техникой. Бибер по праву считается одним из величайших композиторов для скрипки в истории инструмента. Его дерзкий шаг — побег ради творчества — окупился сполна: маэстро прожил долгую жизнь, прославившись на века, а родился он именно 12 августа 1644 года.

Скордатура — намеренная «неправильная» настройка струн ради особых аккордов и тембров.

Затихшие хоры Сан-Марко: прощание с Джованни Габриели

12 августа 1612 года

Начало XVII века, Венеция. В соборе Святого Марка гремит музыка сразу нескольких хоров и оркестров — уникальная «венецианская школа» звучания. Во главе этого великолепия стоит Джованни Габриели, органист и композитор, который виртуозно рассаживает музыкантов по разным уголкам базилики, чтобы добиться объемного стереозвука. Габриели был одним из самых влиятельных музыкантов своего времени, мастерски сочетая традиции Возрождения с новаторским барочным стилем. К нему в Венецию стекались ученики со всей Европы — перенимать величественное многохорное письмо. Его сборник «Священные симфонии» произвёл фурор и вдохновил целое поколение композиторов, включая немца Генриха Шютца, увезшего в северные страны секреты венецианского звучания. 12 августа 1612 года, после долгой болезни, Джованни Габриели скончался в родной Венеции. Смерть маэстро стала рубежом: затихли золотые эха Сан-Марко, уступая место новой эпохе — уже через год должность Габриели занял Клаудио Монтеверди, продолживший дело великого венецианца. Но музыка самого Габриели, его торжественные каноны и сонаты для труб и тромбонов, до сих пор оживает в стенах соборов, напоминая о минувшей эпохе.

Музыка тишины: Джон Кейдж и 4′33″

12 августа 1992 года

Белое на белом, 1918 г. Казимир Малевич.
Белое на белом, 1918 г. Казимир Малевич.

Что есть музыка — мелодия, гармония? А может быть, тишина? Американский композитор-новатор Джон Кейдж всю жизнь искал звук в самых неожиданных местах — в случайных шумах, в электронных эффектах, в полном безмолвии. Его самая знаменитая и скандальная пьеса называется «4′33″» (4 минуты 33 секунды). На премьере этого произведения в 1952 году пианист вышел на сцену, закрыл крышку рояля и... не издал ни звука. Все отведённое время публика слушала тишину — вернее, шорох зала, шум дыхания, случайные звуки, которые и стали «музыкой» согласно замыслу Кейджа. Композитор хотел показать, что тишина полна звуков, стоит только изменить к ней отношение. Эта дерзкая идея вызвала бурю споров, и «4′33″» до сих пор остаётся одним из самых обсуждаемых произведений ХХ века. Помимо этого, Кейдж изобрёл «подготовленное фортепиано» — вставлял в струны рояля разные предметы (бумагу, болты, ложки), добиваясь новых тембров и эффектов. Для такого изменённого инструмента он сочинил множество пьес. Джон Кейдж вошёл в историю как философ от музыки, радикально расширивший понятие прекрасного в звуке. Свой земной путь он завершил 12 августа 1992 года, но его идеи продолжают вдохновлять авангардных композиторов по всему миру.

История дня: Любовь и смерть Леоша Яначека

Лето 1928 года выдалось жарким. 74-летний чешский композитор Леош Яначек, вдохновлённый успехами последних лет, отдыхал в родных местах под Брно. Рядом с ним — 38-летняя Камила Штосслова, женщина, которую маэстро боготворил, и её маленький сын. Яначек встретил Камилу десятью годами ранее и с тех пор посылал ей страстные письма — их набралось свыше 1000!, несмотря на то, что оба состояли в браке. Эта платоническая муза вдохновила Яначека на создание лучших опер — от «Кати Кабановой» до «Хитрой лисички» — в героинях которых легко угадывались черты Камилы. Их отношения оставались странной смесью обожания и недосказанности.

6 августа в лесу под городком Штрамберк произошло ЧП: сын Камилы потерялся на прогулке. Яначек бросился на поиски в холодную ночь. Мальчика вскоре нашли, но композитор сильно простудился. Проблемы с лёгкими развивались стремительно. Яначека спешно отвезли в больницу в Остраве, однако врачи были бессильны — воспаление лёгких прогрессировало. Утром 12 августа 1928 года сердце Леоша Яначека остановилось. Весть о его смерти потрясла всю Чехословакию: ушёл один из крупнейших композиторов ХХ века.

15 августа в Брно простились с Яначеком при огромном стечении народа. Гроб с телом композитора установили в городском театре, где когда-то прошла премьера его оперы «Енуфа». Когда оркестр заиграл прощальную сцену из «Хитрой лисички», вдова Яначека, Зденька, не выдержала — вскрикнула «Лисичка!» и чуть не упала в обморок. Так трогательно реальность переплелась с оперой, где лесная Лисичка умирает, прощаясь с миром. Похоронили Яначека как национального героя — под звуки Дворжаковского реквиема и гимна. А страстные письма к Камиле, спрятанные ею от чужих глаз, позже были изъяты семьёй и лишь чудом не сгорели в водовороте истории. Сегодня эти письма изданы, а последний шедевр Яначека — Струнный квартет №2 «Интимные письма» — навсегда запечатлел историю любви, которую автор так и не смог пережить. Яначек оставил нам музыку, полную живых чувств, и его прощание — самая глубокая и личная история этого дня.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#классическаямузыка #историямузыки #музыкальныйкалендарь #12августа #опера #барокко #авангард #скрипка #орган #Италия #Россия #Чехия #США #ЯкопоПери #Дафна #ФлорентийскаяКамерата #ДжованниГабриели #СанМарко #Венеция #ГенрихБибер #Зальцбург #ЛеонидСметанников #ДеньПобеды #ДжонКейдж #ЛеошЯначек #ИнтимныеПисьма #Флоренция #Брно

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.