Найти в Дзене

Невидимая пуповина, которая формирует нас

Почему одни люди легко строят доверительные отношения, а другие вечно отталкивают близких или цепляются слишком сильно? Ответ часто кроется в самом раннем детстве, в том, как мы привязывались к своим первым и главным взрослым – обычно родителям. Теория привязанности, разработанная Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт, объясняет, как стиль наших первых отношений становится шаблоном для всех последующих. Основная идея проста Младенец биологически запрограммирован искать близости с заботящимся взрослым для выживания. То, как взрослый реагирует на его потребности (голод, страх, дискомфорт), формирует у ребенка внутреннюю рабочую модель мира и себя в нем. Если взрослый отзывчив, предсказуем, надежен – формируется надежная привязанность. Такой ребенок знает: "Я достоин любви, мир безопасен, люди надежны". Во взрослой жизни он доверяет, умеет быть близким и автономным одновременно. Если взрослый непоследователен (то ласков, то холоден, то игнорирует), возникает тревожно-амбивалентная привязанность.

Почему одни люди легко строят доверительные отношения, а другие вечно отталкивают близких или цепляются слишком сильно? Ответ часто кроется в самом раннем детстве, в том, как мы привязывались к своим первым и главным взрослым – обычно родителям. Теория привязанности, разработанная Джоном Боулби и Мэри Эйнсворт, объясняет, как стиль наших первых отношений становится шаблоном для всех последующих.

Основная идея проста

Младенец биологически запрограммирован искать близости с заботящимся взрослым для выживания. То, как взрослый реагирует на его потребности (голод, страх, дискомфорт), формирует у ребенка внутреннюю рабочую модель мира и себя в нем. Если взрослый отзывчив, предсказуем, надежен – формируется надежная привязанность. Такой ребенок знает: "Я достоин любви, мир безопасен, люди надежны". Во взрослой жизни он доверяет, умеет быть близким и автономным одновременно.

Если взрослый непоследователен (то ласков, то холоден, то игнорирует), возникает тревожно-амбивалентная привязанность. Ребенок в постоянном стрессе: "А любят ли меня? Не бросят ли?" Взрослый становится гиперчувствительным к отвержению, цепляется, ревнует, боится быть покинутым. Если взрослый постоянно отвергает потребности ребенка ("Не ной!", "Сама разберись!"), формируется избегающая привязанность. Ребенок учится: "Показывать чувства бесполезно и опасно. Надеяться можно только на себя". Взрослый становится эмоционально закрытым, избегает близости, не доверяет. Самый сложный вариант – дезорганизованная привязанность, когда взрослый сам источник страха (жестокость, пренебрежение). Ребенок в ловушке: бежать некуда, а тот, кто должен защищать, сам угроза. Во взрослой жизни – хаос в отношениях, непредсказуемые реакции.

Хорошая новость

Стиль привязанности не фатален! Осознание своего паттерна – первый шаг. Терапия, осознанные отношения, опыт надежной связи во взрослом возрасте могут "переписать" ранние модели. Понимание привязанности помогает не винить себя или партнера ("Что со мной не так? Почему он такой холодный?"), а увидеть корни поведения и начать работу над более здоровыми, удовлетворяющими отношениями.

Эта невидимая пуповина из детства тянется долго, но ее можно аккуратно переплести.