Найти в Дзене
Узоры и орнаменты

Кетцалькоатль и его храм в сердце Сочикалько

Пирамиды Сочикально, Шочикалько (Xochicalco) — один из самых загадочных и значимых археологических комплексов в Мексике, расположенный в штате Морелос. Название «Xochicalco» на языке науатль означает «в доме цветов» (от xochitl — цветок и calli — дом). Сочикалько был основан около 700 года н. э., вероятно, переселенцами из Теотиуакана (который к 600 г. н. э. уже пришел в упадок). Город был построен на искусственно выровненной горе и на трёх холмах, соединённых платформами. Название «Сочикалько» дали ему науаты через много лет после его запустения. Некоторые исследователи считают, что именно в Сочикалько зародился культ Кетцалькоатля не просто как божества, а правителя и жреца, наделённого божественными чертами. Наиболее яркое воплощение этой идеи — Пирамида Пернатого Змея (Templo de la Serpiente Emplumada), расположенная на центральной площади акрополя Сочикалько. Здесь бог Кетцалькоатль представлен в виде восьми пернатых змей, опоясывающих храм. Кетцалькоатль — один из главных бог
Оглавление

Пирамиды Сочикально, Шочикалько (Xochicalco) — один из самых загадочных и значимых археологических комплексов в Мексике, расположенный в штате Морелос. Название «Xochicalco» на языке науатль означает «в доме цветов» (от xochitl — цветок и calli — дом).

Сочикалько был основан около 700 года н. э., вероятно, переселенцами из Теотиуакана (который к 600 г. н. э. уже пришел в упадок). Город был построен на искусственно выровненной горе и на трёх холмах, соединённых платформами. Название «Сочикалько» дали ему науаты через много лет после его запустения.

Некоторые исследователи считают, что именно в Сочикалько зародился культ Кетцалькоатля не просто как божества, а правителя и жреца, наделённого божественными чертами.

Фасад пирамиды Пернатого Змея, Сочикалько, Мексика
Фасад пирамиды Пернатого Змея, Сочикалько, Мексика

Наиболее яркое воплощение этой идеи — Пирамида Пернатого Змея (Templo de la Serpiente Emplumada), расположенная на центральной площади акрополя Сочикалько. Здесь бог Кетцалькоатль представлен в виде восьми пернатых змей, опоясывающих храм.

Кетцалькоатль — один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки. Изначально бога изображали в виде гремучей змеи с перьями кетцаля. Имя Кетцалькоатль происходит от названия птицы кетцаль (кецаль) и змеи (коатль). Образ пернатого змея в изображении Кетцалькоатля символизирует двойственность бога, олицетворяет взаимосвязанность земли и неба, мудрости и плодородия, физического мира и божественного царства.

Оформление пирамиды

Схематическое изображение рельефов на пирамиде
Схематическое изображение рельефов на пирамиде
Схематическое изображение рельефов на пирамиде
Схематическое изображение рельефов на пирамиде

На склоне пирамиды с восточной, южной и северной сторон изображены шесть пернатых змей. Ещё две меньшие по размеру змеи находятся с западной стороны. Их тела извиваются и украшены перьями, раковинами и хвостами с погремушками.

В первом и втором изгибах змеиного тела изображён сидящий на подушке человек, известный как вождь Сочикалько. Он сидит со скрещёнными ногами, на нем набедренная повязка, ожерелье, серьги и головной убор в форме головы Кетцалькоатля.

Перед лицом этого персонажа находится глиф, который в письменности майя означает «драгоценная речь». Это символизирует, что бог Кетцалькоатль говорит через этого правителя. Таким образом, божество принимает человеческий облик, чтобы изрекать слово и управлять от его имени. Этот момент особенно важен: он подчёркивает священную природу власти в Сочикалько, где правитель — не просто руководитель, а живое воплощение воли богов.

В третьем изгибе находится дата «9 глаз рептилии», украшенная завитками дыма. Исследователи спорят о значении этого символа: одни видят в нём «глаз рептилии», другие — знак ветра, а дым трактуют как символ обновления огня в 52-летнем цикле.

Дата «9 глаз рептилии», украшенная завитками дыма
Дата «9 глаз рептилии», украшенная завитками дыма

Исторические сцены на фасадах

На передней стороне пирамиды змеи обрамляют две важные сцены.

На левой стороне переднего фасада, если читать символы справа налево, виден знак года «6 тростник». Этот знак заключён в рамку с ручкой — символом «связки дней». Далее идёт небольшой квадратик с изображением головы обезьяны, вокруг которой справа и сверху расположены одиннадцать кружков. Они обозначают день «11 обезьяна».

Эта дата связана верёвкой, которую тянет рука в сторону другого знака — «9 или 10 дом». Цифра 9 или 10 в этом знаке говорит о том, что точная дата была забыта или не совсем ясна. За этим знаком видна ещё одна рука, которая опирается на небольшой квадрат с изображением круга.

Такое сочетание символов обычно интерпретируется как корректировка календаря — то есть попытка привести даты в соответствие или исправить ошибки в счёте времени.

По мнению других исследователей, эти глифы рассказывают более приземлённую историю — они празднуют событие, когда «9 Дом» покорил «11 Обезьяну» в год «6 Тростник», что подтверждается числом с правой стороны.

На правой стороне переднего фасада пирамиды, если читать символы справа налево, можно увидеть глиф — круг, увенчанный знаком года. За ним изображён сидящий человек в простой одежде, у которого нет головы. Это связано с тем, что скульптурное тело находится поверх панели, на которой должна была крепиться утраченная голова.

Этот человек держит в руках жреческую сумку. Его имя — «2 движение», а его прозвище связано с тем, что он изображён как человек, несущий половину игры в мяч — поэтому его называют «Носителем Вселенной». Такое название связано с игрой в мяч, в которой символически играют небесные тела: иногда они побеждают, иногда проигрывают.

Между этим персонажем и его именем расположена дата — год «10 солнечной молнии», что по мнению исследователя Альфонсо Касо соответствует дню «камень огниво» в календаре ацтеков. За этой датой следует день «9 глаз рептилии», который, вероятно, указывает на дату открытия пирамиды или на время, когда было принято решение о её строительстве.

Этот персонаж упоминается и в других монолитах, что говорит о том, что он, скорее всего, был очень важным правителем города Сочикалько.

Изображения жрецов и топонимов

Верхняя панель по трём сторонам полностью заполнена фигурами людей. Судя по одежде и атрибутам, это знать или вожди. На их головах — трапециевидные уборы с изображением молнии, символом Теотиуакана. Пояса украшены драгоценными предметами, а верхняя часть убора дополнена перьями кетцаля. Глаза закрывают характерные «очки» Тлалока — в Теотиуакане это знак, обозначающий правителей и воинов. Изо рта выходят завитки — символ речи и, соответственно, власти. В одной руке каждый держит мешочек с благовониями.

На северной стороне верхней части пирамиды изображены сидящие жрецы с речевыми символами и топонимами (названиями мест). Рядом с ними — символ земли, «пожирающей» солнце, который представляет собой знак солнечного затмения. Этот символ интерпретируется по-разному: одни исследователи считают, что он напрямую связан с солнечным затмением, наблюдавшимся в Сочикалько 1 мая 664 года, а другие — что этот же знак — зубастый рот, «поедающий» диск, разделённый крестом, — символизирует сцену церемонии наложения дани.

Вершина фасада

На фасаде верхнего храма, венчавшего пирамиду, слева изображён койот, воин и дата «новый огонь, 10 тростник», справа — дерево, воин и «новый огонь, 8 тростник».

На боковых стойках дверного проёма — фигуры в одежде игроков в мяч. У левой — койот, циновка и сосуд с растениями; у правой — женское божество пульке (традиционного напитка из агавы) и три конуса с пеной.

На стене храма сохранилась сцена: женщина-воин с макуахуитлем (традиционным мексиканским оружием с лезвиями из обсидиана) напротив воина с тремя стрелами, щитом, жезлом власти и датой «7 тростник». От других стен остались фрагменты с воинами, орлами, ягуарами, календарными знаками и двумя топонимами: «река с женской головой» и «маленький человек».

Левая и правая части фасада пирамиды. На фото видна самая верхняя часть храма
Левая и правая части фасада пирамиды. На фото видна самая верхняя часть храма

Декор лестниц

Косые стены лестниц (альфарды) украшены чешуёй змей; возможно, их головы находились вверху, а хвосты с погремушками — внизу. На боках лестниц изображён крупный воин с щитом, сидящий на украшенной платформе, помещённой на фоне возделанного поля.

Схематическое изображение храма

-11

Подписывайтесь на нас в Дзене и узнавайте больше об орнаментах!

Мы Вконтакте: https://vk.com/art_of_ornament

Мы в Телеграм: https://t.me/art_of_ornament

Источники: https://es.wikipedia.org/wiki/Xochicalco

Xochicalco: Pyramid of the Plumed Serpents | Uncovered History
quet-texto