Найти в Дзене

«Небесные глаза» Фрэнсиса Кугата для «Великого Гэтсби»

«Небесные глаза» - гуашь, нарисованная испанским художником Фрэнсисом Кугата, появилась в 1925 году на обложке первого издания романа Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» - романа, который считается одним из знаковых произведений американской литературы.
В 2024 году первое издание «Великого Гэтсби» с оригинальной суперобложкой выбло продано на аукционе Heritage Auctions, установив новый рекорд, собрав 425 тыс. дол. Нынче книги - в цене, особенно первые издания! Фрэнсис Кугат/Франсиско Корадал-и-Кугат - испанский художник - до переезда в Нью-Йорк учился в парижской Школе изящных искусств, работал в Европе, Латинской Америке и на Кубе. К 1925 году он отправился в Голливуд, став очень востребованным художником-графиком, создававшим яркие рекламные плакаты для кинематографа. В 1924 году ему заказали нарисовать обложку для незаконченного романа Фицджеральда, который не укладывался в сроки. Вся работа оценивалась в 100 долларов( длЯ 1920-х годов это - значительная сумма, для самого х
Фрэнсис Кугат, «Небесные глаза», 1924, Библиотека Принстонского университета, официальный сайт -https://library.princeton.edu .
Фрэнсис Кугат, «Небесные глаза», 1924, Библиотека Принстонского университета, официальный сайт -https://library.princeton.edu .

«Небесные глаза» - гуашь, нарисованная испанским художником Фрэнсисом Кугата, появилась в 1925 году на обложке первого издания романа Ф. Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» - романа, который считается одним из знаковых произведений американской литературы.
В 2024 году первое издание «Великого Гэтсби» с оригинальной суперобложкой выбло продано на аукционе Heritage Auctions, установив новый рекорд, собрав 425 тыс. дол. Нынче книги - в цене, особенно первые издания!

Фотопортрет Фрэнсиса Кугата 1917
Фотопортрет Фрэнсиса Кугата 1917

Фрэнсис Кугат/Франсиско Корадал-и-Кугат - испанский художник - до переезда в Нью-Йорк учился в парижской Школе изящных искусств, работал в Европе, Латинской Америке и на Кубе. К 1925 году он отправился в Голливуд, став очень востребованным художником-графиком, создававшим яркие рекламные плакаты для кинематографа. В 1924 году ему заказали нарисовать обложку для незаконченного романа Фицджеральда, который не укладывался в сроки. Вся работа оценивалась в 100 долларов( длЯ 1920-х годов это - значительная сумма, для самого художника этол была самая дорогая заказанная работа!)

Фотопортрет Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, 1925
Фотопортрет Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, 1925

Не имея полного текста романа, Кугат работал над отрывками незавершённой рукописи, которая называлась «Среди куч пепла и миллионеров». На самых первых вариантах обложки Кугат появляется образ женского лица. Этот элемент сохраняется в дальнейшем. Изменения коснулись переднего плана - в первоначальном варианте художник нарисовал индустриальную перспективу, а не мерцающие и красочные огни города. Этот образ - индустриального запустения - был вдохновлен рабочим названием романа и описаниями «долины пепла» — промышленной пустоши в Квинсе, окруженной грязной рекой, забитой баржами, и небом, прописанным дымом от многочисленных заводов. Это место в Квинсе представляло собой разительный контраст с Манхэттеном и богатым Лонг-Айлендом, между которыми был зажат этот район. Квинс был воплощением уродливой изнанки американской мечты.

Ранние наброски Фрэнсиса Кугата для романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда«Великого Гэтсби»
Ранние наброски Фрэнсиса Кугата для романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда«Великого Гэтсби»

«Небесные глаза» изображают женское лицо, лицо флэпперши, на голове которой модный для 1920-х годво тюрбан, едва прорисованный несколькими тоненькими линиями. На обложке изображена Дейзи Бьюкенен - любовь Джея Гэтсби. Счастье Дейзи - несмотря на роскошь, богатство и беззаботность - ширма. При детальном рассмотрении иллюстрации Кугата можно увидеть обнаженные фигуры в заплаканных глазах женщины, которая сердцем знает о романе ее мужа и Миртл.

-5

Увидев эскиз обложки Фицджеральд опасался, что этот вариант может быть использован для другой, уже законченной книги, и написал своему редактору Максу Перкинсу: «Ради Христа, не отдавайте её никому, приберегаете для меня».
Обложкка вызывала разные реакции в профессиональной среде: кто-то восхищался, а кого-то смушало это художественное решение, но в любом случае, она цепляла и запоминалась. Например Эрнест Хемингуэй писал: «Скотт принес книгу. У него была яркая суперобложка, я помню, как меня смущало жестокость, безвкусица и скользкий вид. Он выглядел как обложка для книги плохой научной фантастики. Скотт сказал мне, чтобы меня это не смущало, что это связано с рекламным щитом вдоль шоссе на Лонг-Айленде, который описывается в романе».
Книга многократно издавалась, часто использовался вариант Кугата, хотя и других не менее эффектных решений за 100 лет было сделано немало, и чаще всего использовалась стилистика ар деко!

Подписаться на тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь, пожалуйста, своим впечатлением. Для автора - это важно!