Найти в Дзене
Жорик – историк

12 августа — техногенная катастрофа в Тяньцзине

Техногенные катастрофы стали следствием бурного промышленного развития Китая в последние два десятилетия. Нарушение норм и правил, густо замешенные на коррупции, приводили и до сих пор приводят к массовым авариям на производстве. В силу общей закрытости страны многие происшествия так и не попадают в широкий доступ. Но то, что случилось 12 августа 2015 года в порту города Тяньцзинь скрыть было никак невозможно. Порт негласно считался «автомобильными воротами» Китая — именно через него в страну ввозилось 80% всех иномарок. Кроме того, рядом располагались сборочные производства Toyota и Renault. И в непосредственной близости от них на площадке в 50 тысяч квадратных метров находилось складское хозяйство компании Ruihai Logistics, которая специализировалась на хранении и транспортировки опасных грузов. Из-за того, что совладельцами компании были сын городского начальника и брат директора порта, площадку для размещения химикатов Ruihai Logistics получила «козырную» — прямо в центре портового

Техногенные катастрофы стали следствием бурного промышленного развития Китая в последние два десятилетия. Нарушение норм и правил, густо замешенные на коррупции, приводили и до сих пор приводят к массовым авариям на производстве. В силу общей закрытости страны многие происшествия так и не попадают в широкий доступ. Но то, что случилось 12 августа 2015 года в порту города Тяньцзинь скрыть было никак невозможно.

Воронка диаметром 90 метров в эпицентре взрыва в порту Тяньцзиня
Воронка диаметром 90 метров в эпицентре взрыва в порту Тяньцзиня

Порт негласно считался «автомобильными воротами» Китая — именно через него в страну ввозилось 80% всех иномарок. Кроме того, рядом располагались сборочные производства Toyota и Renault. И в непосредственной близости от них на площадке в 50 тысяч квадратных метров находилось складское хозяйство компании Ruihai Logistics, которая специализировалась на хранении и транспортировки опасных грузов.

Из-за того, что совладельцами компании были сын городского начальника и брат директора порта, площадку для размещения химикатов Ruihai Logistics получила «козырную» — прямо в центре портового хозяйства. Вот на ней-то 12 августа 2015 года от жары и солнца произошло самовозгорание сухой нитроцеллюлозы в контейнере. Пламя быстро перекинулось на соседние контейнеры. Тушить его прибыли пожарные, которые знать не знали, что конкретно они заливают водой.

А между тем рядом с нитроцеллюлозой находился карбид кальция — те самые «волшебные камни» со специфическим запахом, которые пузырятся в воде — радость советских пацанов. Этот специфический запах давал газ ацетилен, который прекрасно взрывается. Вот он и взорвался с силой три тонны в тротиловом эквиваленте, унеся жизни сразу 32 пожарных.

Но это было только начало. Рядом с горящей нитроцеллюлозой, помимо карбида, лежал нитрат аммония — та самая селитра, которая в 2020 году уничтожит бейрутский порт в Ливане. Она взорвалась с чудовищной силой, превратив порт Тяньцзинь в один пылающий факел. Сила составила 21 тонну в тротиловом эквиваленте — сейсмологи зафиксировали два толчка магнитудой 3, а вспышку от взрыва сфотографировали спутники с околоземной орбиты.

-2

Тушить этот апокалипсис нечего было и думать. Он утих сам собой через два дня. В результате техногенной катастрофы в порту города Тяньцзинь погибло 173 человека, а ранения получили свыше тысячи. Кроме этого, было уничтожено 70% всей портовой инфраструктуры вместе с 1500 новыми машинами, стоящими на стоянке в ожидании отправки вглубь страны.