В рамках парада о 5-ке аниме, которая позволила мне изучить жанр (в моём случае это было тёмное фэнтези про девочек-волшебниц) я специально выбрала разные аниме. Три очень качественных; одно старое и немного наивное, но в целом говорящее о важным вещах в теме ведения двойной жизни девочкой, которое пользуется сверхсилами для своего блага и блага других; а также одного бездарное, которое хочет казаться чем-то весомым и серьёзным. Из первой тройки одно - это та самая культовая "Девочка-волшебница Мадока", два других, которые вышли в первые несколько лет после неё и являются непосредственными вариантами продолжить исследование: "Герой Юки Юна" и "Проект воспитания девочек-волшебниц".
В своем цикле по "Проекту воспитания" я уже дважды хвалила "Виксос", и пока что не вспоминала об одном аниме, которое презентовалось как спин-офф во вселенной "Мадоки". Прежде всего на это напрямую указывает название: "Записи о магии: Девочка-волшебница Мадока". Многие его, к сожалению, критикуют, и по малой части я понимаю чуть критики, и даже согласна с ней. Если в "Проекте воспитания" 16 героинь успевают раскрыть и сделать запоминающимися за 12 серий, то в "Записях о магии" 3 сезона с неравномерным распределением числа серий (в совокупности их 25 серий), героини запоминаются тяжелее. Но не то чтобы совсем тяжёло. В целом, я могу сказать также, как и про "Проекте воспитания" некоторых героинь забыла напрочь, обстоятельства их сюжетной линии вообще не сохранились в памяти - так там и был не один сезон, а три со своей автономным сюжетом каждый и множеством разных девочек. Короче, не всё так печально.
Так вот, если "Мадока" в 2011 задала стандарт того, как надо изображать драму и трагедию, начинающуюся после принятия мефистофельского искушения персонажей вроде Кьюбэя, то великолепная четвёрка развила мысль, предложила свои варианты и с разной степенью успешности показала, как те, кому выпало принять дар судьбы, пытаются найти выход, а не просто плыть по течению, как первоначально это постулировалось в "Мадоке". Да, и там не все безропотно соглашались со своей участью, но преимущественно было так, как в конце сериала Кьюбэй объяснял Мадоке: мы даём вам силу, за что вы должны быть благодарны и не роптать, ведь на заключение контракта вас всегда толкали сильные желания, которые проистекают из вашей человеческой природы. И, не стремясь к их исполнению, не принося свои жертвы людям и инкубаторам, вы бы не выбрались из пещер. И опять же в его логике, не то чтобы он вовсе был не прав. Однако есть вещи поважнее тайных желаний.
Вот в "Юки Юне" девочке становятся героями не из-за каких тайных сильных желаний, а по причине национальных традиций, согласно которым школьники должны вступать в разные клубы по интересам, помогать другим, особенно младшим, вдохновлять на совершение выдающихся поступков. Существует организация, которые дает некоторым девочкам не просто выполнить роль героев в рамках деятельности клуба, а побыть им для всего мира. Родители таких героинь обычно знают о деятельности организации-вербовщика Тайсю, двойной жизни своих дочерей и о том, на что они обречены. А обречены они на короткое чувство эйфории и, возможно, славы, но затем их жизненная сила будет иссякать, согласно системе манкай. Можно последовательно терять здоровье, можно в раз или за несколько использований утратить функционирование внутренних органов, чувств и частей тела, и потом оставаться немощной до смерти, при этом будучи в сознании и доброй памяти.
Магия в этом аниме понимается как сверхъинтенсивное пользование особо прочным запасом жизненных сил (манкай). То есть ты вступаешь в тот возрастной период, когда организм даёт сильнейший буст, но и является особо уязвимым - пубертат. Это как если бы начать глушить энергетики без остановки. Кто-то продержится в относительном порядке дольше, кому-то использование баночек несколько раз за сутки дорого обойдётся уже после нескольких месяцев. Наступит исчерпание манкая.
В целом, "Герой Юки Юна" мне кажется самой правдоподобной историей о том, как выглядит борьба девушек с деструктивными силами (не с силами зла, не энтропией вселенной, не с соперниками по виртуальной/реальной игре, а именно с отдельными существами, которые олицетворяют хаос). О том, как она организуется и курируется, как представлена взаимосвязь посвященных лиц с девочками и их семьями. Во многих произведениях с двойной жизнью персонажа троп о том, что он держит силу и свои приключения, с ней связанные, в тайне от близких родственников, кажется нереалистичным, ведь скрывать своё частое отсутствие, перемены в поведении, постоянное общение с новыми товарищами по героическим занятиям, которые тоже претерпевают разительные перемены во многих сторонах жизни - всё это может оставаться в тайне лишь до какого-то предела и в течение короткого времени.
А вот то, что родители знают о такой неблагодарной работе, при этом одни терпят и крепятся, стиснув зубы, другие, возможно, и рады через своих дочерей добиться влияния и благ, третьи просто привыкли принимать от жизни всё и не протестовать, делает их посвящённость в героическую работу дочерей куда более достоверной.
Кажется логичным и следующий шаг после долгого этапа истории человечества, отдельные представительницы которого заключили контракты с существами типа Кьюбэя. Надо прожить тысячи лет, родиться в эпоху развитой психологической науки, иметь в пользовании разные высокие технологии, чтобы иметь возможность послать инкубаторов на фиг и научиться останавливать своё же обращение на пике, применяя систему доппельгангеров (концепция "тёмного двойника"). Здесь мы подходит к одному из лучших аниме в жанре темного махо-сёдзе - "Записям о магии: Девочка-волшебница Мадока".
У всех у нас бывают экстренные ситуации, когда мы проявляем, казалось бы, не свойственные нам качества: агрессию, азарт, жёсткость, изворотливость и т.д. За это отвечают ваши скрытые внутренние резервы, наша животная часть личность, бессознательное, Ид. Вот доппельгангеры в "Записях о магии" это как раз они и есть. Доппельгангеры - это давно известная концепция темных двойников героев, известная ещё со времён литературы романтизма начала XIX века.
Создание системы доппелей - это противовес необходимости сотрудничества с кьюбэями и предотвращение риска обратиться в ведьму. Доппели не убирают полностью риск стать из волшебницы ведьмой, но значительно снижают его, потому что позволяет легче очищать самоцвет души (спасаться от разочарований, страхов, зависти и т.д.). Таким образом, личность не растворяется полностью в темных страстях и чувствах девушек, разумная часть временно засыпает, предоставляя животной стороне возможность личности действовать и сражаться.
В самом деле, если какие-то сложные действия ты краем своего сознания продолжаешь понимать, но тебе требуется высвободить психическую энергию и избавиться от страха, переживаний и стеснений - надёжнее довериться самому себе, а точнее своим скрытым резервам организма, свой темной стороне. Не просто напиться энергетиков и расшатать организм, а научиться пользоваться своими же качествами на всю мощь, сумев зайти на противоположный полюс каждой базовой характеристики. Например, переживаешь за других, хочешь сделать всё сам, чтобы другим не пришлось - пожалуйста, прокачай при этом эгоизм, тщеславие, самодурство.
Нет ничего удивительного, что на смену инкубаторам пришла организация, которая открыла систему доппелей и вовлекает в свои ряды всё больше волшебниц, уча их пользоваться своими же резервами психики. Интересно, что открытие системы доппельгангеров произошла в отдельном городе - Камихама. В сериале посещение этого города чем-то похоже на паломничество, девушек зовут туда для того, чтобы они нашли спасение от жестокой судьбы, которая превратит их в ведьму. Магиус - орден волшебниц, которые открыли доппелей и распространяют его действие. Причём, распораняют разными способами, в том числе с помощью промывки мозгов, преследования несогласных и манипулятивных посулов. Ну, политика, она везде политика. Город, в котором происходило действие оригинальной "Мадоки" называется Митакихара, и в сериале "Записи о магии" все девочки живы, а великой жертвы Мадоки не было и не предвидится. Это правильно, потому что в конце сериала 2011 показан мир и работа волшебниц после того, как Мадока загадала и воплотила свое главное желание - при таком развитии и кьюбэи не более, чем агенты, предлагающие заключить сделку и не существует проблемы превращения в ведьму. Потому функционирование системы доппелей и деятельность Магиуса возможны лишь тогда, когда Мадока толком ничего не осознала и не сделала свой роковой выбор.
Самый поздний из всех четырёх сериалов - "Записи о магии". Первый сезон вышел в 2020 году, следующие два выходили с перерывами в год соответственно. Своей основной проблематикой, масштабом борьбы он похож на "Юки Юну", которая начала выходить в 2014 году, а закончила в 2017 году. Самый длинный, последовательный в своем развитии, отлично раскрывающий главную героиню первой половины (1-2 сезоны) и двух основных героинь второй половины (3-4 сезоны), а также всех важных второстепенных персонажей - аниме-сериал "Виксос". В каждом сериале по 12 стандартных серий, однако по своим вышеперечисленным достоинствам он похож на "Проект воспитания девочек-волшебниц". Кроме множества героинь, которых относительно легко запомнить на несколько лет вперёд, у них есть ещё кое-что общее - отсутствие персонифицированного главного антагониста. Хотя в "Герое Юки Юна" в полном смысле его тоже как бы нет - орден Тайсю это необходимая организация, которая берет на себя циничные обязанности и противостоит надчеловеческому хаосу мира, вертексы же, с которыми сражаются девушки - это метафора разрушительных стихий и техногенных аварий, которые, увы, ещё очень долго на протяжении человечества нельзя будет избежать. Но можно будет избежать некоторых разрушительных последствий, которые возьмут на себя героини-волшебницы, откуда у них и возникнут проблемы со здоровьем.
В "Виксосе" ребята играют в интересную карточную игру. Причем есть обычная игра, в которую играют все желающие, и сверхверсия этой же игры, когда игроки перемещаются в виртуальное пространство игры (по сравнению с тремя остальными тайтлами мир игры Виксос похож на параллельную реальность "Юки Юны" с вертексами). "Виксос" - это не аниме про девочек-волшебниц в полном смысле, потому что героини сражаются друг с другом, формируют поддерживающие команды между собой, находят союзников. Девочкой-волшебницы - это, скорее, элриги в игре, то есть карточные персонажи, которыми командуют реальные девушки и они выполняют разные команды-атаки, направленные друг против друга.
После трёх проигрышей девочка из реальной жизни теряет воспоминания об игре и возможность исполнить свое желание (более того всяческие попытки вспомнить суть этого желания приводят к приступам головной боли и ухудшению самочувствия, но в принципе такая девочка может получить возможность поучаствовать в другой игре Виксос с иным персонажем-элригом). Тем же, кто побеждает не позавидуешь: не они получают возможность исполнить заветное желание, а их элриги, которые вселяются в их тела, а они сами превращаются в элригов и находятся уже в мире игры. За 4 сезона аниме показано несколько героинь, которые неоднократно были и реальными девушками, и элригами. Некоторых это угнетает, других приучает притуплять эмоции и воспринимать частые перевоплощения как должное, третьи становятся психопатичными, лишь немногие относятся к постоянным переменам как к возможности что-то осознать и стать лучше.
В сериале хорошо объясненно, почему мир Виксоса такой замкнутый спиральный и безнадёжный, как он был создан. Он не воспринимается таким жестоким и бесчеловечным, как вселенные "Девочкой-волшебницы Мадоки", её спин-оффа и своеобразного продолжения с середины оригинальной истории - "Записей о магии". Как не воспринимается и таким фатальным и жертвенным, как "Герой Юки Юна" и настолько тёмным и непредсказуемым, как "Проект воспитания девочек-волшебниц". Хотя с последним у него больше всего общего.
С одной стороны, в "Виксосе" в ходе боев можно претерпевать сильные боли и травмы, но нельзя умереть. Элриги могут временно занимать тела девочек и наслаждаться реальной жизнью, пока имеют такую возможность. Если подумать, это самый оптимистичный вариант развития событий в отличие от трёх других аниме. Правда, можно вообще не заходить в онлайн-игру "Проект воспитания девочек-волшебниц" и не покупать карты "Виксос", а просто жить повседневной жизнью, ходить в школу, ценить близких и друзей, планировать жизнь в будущем и строить свое настоящее. Но для тех, кто по каким-то причинам открыл для себя другую реальность - меняться телами и продолжать существовать с разной степенью осознанности и активности намного лучше, чем быть убитой в "Проекте воспитания". Желания исполняются не так и не теми, кто их загадал меньшее из зол, но все равно как-то тоже обидно и похоже на жестокую иронию судьбы. Те, кто проигрывает в игры, пожалуй, находится в более выигрышном положении, чем победительницы, хотя это и спорный тезис.
Также в "Проекте воспитания" и "Виксосе" встречаются игроки парни, что тоже ближе к современности и является социальным комментарием реальности и переосмыслением жанра махо-сёдзе, что, казалось бы, всегда только для девочек, хоть тёмное, хоть светлое. Ан, нет, эскапизм он для людей обоего пола. Огромный бестиарий персонажей среди элригов похож на сомнише сказочных персонажей в "Проекте воспитания" (есть несколько манг, ранобэ и визуальных новелл, где таких использовано множество сказочных личностей, куда больше, чем 16).
Да, эти тайтлы можно продолжать сравнивать между собой и находить пересечения и параллели между ними, выстраивая разные пары. Можно сопоставлять "Мадоку", "Записи" и "Юки Юну" в один ряд, а "Виксос" и "Проект воспитания" - в другой. Можно выделить "Записи о магии" и "Виксос" в отдельную пару, потому что там можно продолжить относительно безопасно и счастливо жить на протяжении многих лет и десятилетий, если придумаешь себе собственную цель, а не будешь руководствоваться изначальным желанием, благодаря которому всё и началось, а вместе с этим не впадешь в уныние. Можно считать "Проект воспитания девочек-волшебниц" и "Виксос" пост-темным махо-седзе, когда выход из мрака есть в случае, если оставляешь идею величественных подвигов и жертв в прошлом десятилетии и уходишь искать свое идентичность в интернет (Хотя, напомню, в третье десятилетие XXI вошло лишь аниме-спин-офф "Мадоки", а все остальные идут ноздря в ноздрю и по началу выхода, и по продолжениям). Подробнее о том, почему "Проект воспитания" ближе всего уловил психологию поколений зуммеров и альфа читайте в моем эпилоге цикла, посвященного этому аниме. Почему я сопоставляю его с Виксос и все-таки по множеству критериям развожу их в одну сторону, а "Мадоку", "Записи" и "Юки Юну" в другую я последовательно пыталась объяснить в этом эссе. Надеюсь, у меня получилось это сделать.