Найти в Дзене
Полли_сад

Гзи-гзи-гзео пелась цепь

За всю неделю я бы и не вспомнила про сад, если бы на меня не выпрыгивали из-за угла всякие там кривые елки, расплакавшиеся лиственницы, взъерошенные ивы и не подмигивал многозначительно дзен. Вот такая я ветреница японская.

А все потому, что лето-то в Москве и правда будь здоров насыщенное, только успевай по сторонам смотреть. И я совсем не про фестиваль, который нас пожрал в первые полтора месяца. Но раз уж блог мой только притворяется садовым, попробую я немножко рассказать, что видала и слыхала.

В воскресенье я пережила бы катарсис, если бы спектакль, мною виденный, был бы про это. Но он вовсе не подразумевал со стороны зрителей никакого разрешения внутренних конфликтов и нравственного очищения, скорее уж наоборот. И тем был прекрасен. Поставлен за 6 дней уличной лаборатории, показан прямо на Чистопрудном бульваре — посреди ряженых в платья 19 века актеров из других спектаклей, пышных гортензий и нарядной публики. А также к вялому удивлению наблюдавшего за всем водителя мусоровоза, возвысившегося над происходящем. Его машина отчего-то застряла вблизи нашей сцены, он просто не мог не смотреть. Жаль, фотограф, которая сделала вот эти фотографии, не сняла его лицо...

<1>-й прохожий. Темно и непонятно. Но все-таки виден коготь льва! Чувствуется. Обрывок бумаги, где запечатлены народов судьбы для высшего видения!

Это спектакль «Зангези» по сверхповести Велимира Хлебникова. Я бы сказала, что это перформанс, не спектакль. Гениальный, дух захватывающий перформанс, который ощущаешь всем телом.

Верующие. Спой нам самовитые песни! Расскажи нам о Эль! Прочти на заумной речи. Расскажи про наше страшное время словами Азбуки! Чтобы мы не увидели войну людей, шашек Азбуки. а услышали стук длинных копий Азбуки. Сечу противников: Эр и Эль, Ка и <Гэ>!

Сначала, как и положено, ничего не понимаешь. Смотришь удивленно, прислушиваешься к звукам, незнакомым словам.

Овсянка (качаясь на ветке). Цы-цы-цы-сссыы.
Пеночка зеленая (одиноко скитаясь по зеленому морю, по верхним вечно качаемым ветром волнам вершин бора). Прынь! Пцире<б>-пциреб! Пциреб! Цэсэсэ.
Овсянка. Цы-сы-сы-ссы (качается на тростнике).
Сойка. Пиу! Пиу! Пьяк, пьяк, пьяк!
Ласточка. Цивить! Цизить!

Потом выхватываешь обрывки понятного, мозаика складывается, ты слышишь горькие слова, описывающие не какой-то сюрреалистичный мир, а твое здесь-и-сейчас. Они эхом повторяются, застревают, звенят.

Эр, Ра, Ро! Тра-ра-ра!
Грохот охоты, хохот войны.

Страшная пляска захватывает и не отпускает.

И вот появляется это черное, крылатое существо. Ворон? Мне он напомнил "Ленинградские сказки" Юлии Яковлевой, первая часть так и называется "Дети ворона" (там у детей воронок забирает родителей, а они попадают в интернаты и становятся детьми ворона). Но может и нет. И начинается безумное шествие, развеселый карнавал. Вовлекаются случайные прохожие. Лишь некоторые участники отчасти понимают или силятся понять, в чем участвуют.

Пыточные колеса колышутся над головами, напоминают «Триумф смерти» Питера Брейгеля Старшего. Впереди с потухшим и грустным взглядом идет его же «Безумная Грета».

Зангези умер. Зангези жив. Понять что-либо сложно. Все понятно и очень близко. Невероятная музыка.

Как? Зангези умер!
Мало того, зарезался бритвой.
Какая грустная новость!
Какая печальная весть!
Зангези жив,
Это была неумная шутка.

Про всякое остальное даже как-то странно писать. Но хочется оставить очередные зарубки на носу.

Например, в понедельник у меня был обеденный перерыв в обезьяннике.

Гляжусь в тебя, как в зеркало
Гляжусь в тебя, как в зеркало

Мы с коллегами из других московских музеев совещались и заседали в библиотеке зоопарка, размышляя, как сделать музей самым доброжелательным пространством. Оказалось, что у меня бесплатный вход в зоопарк, т.к. зоопарк — это тоже музей (мы в одной чиновничьей лодке плывем). Ну, или музей — тот же зоопарк. Это тоже была неумная шутка, извините.

Я делаю выставку. Или уборку. Или сад
Я делаю выставку. Или уборку. Или сад

Там вокруг много красивых цветников. Вот, например, яйцо планетария торчит из вейников и эхинацей:

-8

Во вторник мы снимали кино про Центральное Чертаново, а потом у меня были лекция и мастер-класс там же. Я посмотрела кордодром с жужжащими самолётиками, промокла до нитки и опоздала на свою лекцию.

Мужики и самолетики. Зонт
Мужики и самолетики. Зонт

В среду ко мне в музей приходили две незрячие подружки со своими собачками-проводниками, Честером и Ларсеном. И хотя у нас совсем нет тактильных моделей, мы как-то хорошо друг друга понимали и хохотали. Это была одна самых приятных экскурсий, какую только можно вообразить.

У нас единственный, кажется, в России музей с собачьей площадкой во дворе
У нас единственный, кажется, в России музей с собачьей площадкой во дворе

В четверг мы опять снимали в Центральном Чертанове, уже в другом формате. Планировали другой район, но я же не сняла цветники! Съёмочная группа легко согласилась на смену локации. И да, я взяла фотоаппарат и вовсю с ним повеселилась (они опоздали, к счастью, на полтора часа). Только фотографии остались в компьютере, а я еду выгуливать фотоаппарат в чудесные гости. Но мне прислали бэкстейдж :)

Тут не видно моих колхозных фиолетовых колгот и стоптанных, промокших туфель
Тут не видно моих колхозных фиолетовых колгот и стоптанных, промокших туфель

Ну и у меня есть моя дурацкая телефонная фотка. Там очень классные цветники, интересные сочетания, любимые растения. Я постараюсь в другой раз показать. И вообще собрать все наши выставки и локации.

-12

Вечером я была сразу на двух выставках в ГЭС-2. На выставке про Хорезмскую экспедицию. Там история про великолепное прошлое и ирригационные успехи древнего царства соприкасается с утопическим будущим (а для нас уже безрадостным прошлым и настоящим) проекта по изменению русел Амударьи и Сырдарьи, иссушению Аральского моря.

Человек-горшок
Человек-горшок

На сайте у коллег очень ясный и многое обясняющий текст про проект:

Начавшись в 1937 году на территории Узбекистана, Казахстана и Туркмении под руководством академика Сергея Павловича Толстова, Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция завершилась лишь с распадом Советского Союза и оказалась беспрецедентной в истории советской археологии как по масштабам, так и по продолжительности. Работы археологов разворачивались параллельно с грандиозными гидротехническими проектами: за учеными шли инженеры и строители каналов, чтобы превратить пустыни Центральной Азии в цветущие поля. Однако по мере того, как облик древнего Хорезма воскресал из небытия, река Амударья и Аральское море, веками бывшие основой его жизни, постепенно иссыхали, пока не исчезли почти совсем.

Больше всего мне понравился микропортрет Толстова в инсталляции Иры Кориной.

С. П. Толстов. Между участниками экспедиции должен быть мир
С. П. Толстов. Между участниками экспедиции должен быть мир

Хороший ответ нашему рушнику из арбатской экспедиции, которую сотрудники Музея Москвы проводили в 1970-е годы.

Кошка враг, а собачка друг
Кошка враг, а собачка друг

Вторая выставка Ольги Чернышевой называлась «Улица сна». Я на ней была во второй раз, но собираюсь еще разочек сходить. Это моя любимая художница. Я тоже люблю решетки, трубы, прозрачные пакеты и странных людей.

Улица Сна
Улица Сна

Мне хочется показать все фотографии, но это глупо. Вот еще одна из того же проекта. Наверное, потом я добавлю побольше фото в карусель, когда вернусь к компьютеру. Мне нравится иногда пересматривать свои же фотографии здесь, в дзене.

-17

Жалко, что у меня не получается добавлять здесь видео. В одной из ее видеопроекций рабочий с ветродуем для осенних листиков гоняет прозрачные перчатки эпохи самоизоляции. Сначала это делает, как работу, а потом уже видно, что он ими любуется. Это очень трогательно и красиво.

-18

А каковы «Рыбаки-растения»! Кто есть кто? Кто тут живой, кто в анабиозе? Кто перезимует?

Рыбаки-растения
Рыбаки-растения

И вот еще

Рыбаки-растения
Рыбаки-растения

А про одну из работ я как-то спрашивала местного дзеновского автора. Я-то воспринимала ту серию Ольги как историю про вакуум, пузыри, аквариумы, в которых люди прячутся от внезапно наступившего будущего, от внешней суеты. И герой фотографий был для меня исключительно героем фотографий. Ну, вы понимаете... А оказалось, что это какой-то супер великий и знаменитый среди кактусоведов кактусовед.

Сюда я потом тоже добавлю карусель
Сюда я потом тоже добавлю карусель

В пятницу я встречалась с подругой и коллегой из Музея Сидура. Мы смотрели наши выставки, а заодно говорили про сады и растения. Месяца полтора назад я принесла ей маленькие лофанты, выращенные из Марусиных семян. И вот они продолжают у нее жить, не болеют, ничего с ними плохого не происходит, но при этом и не растут совсем. Как странно!

А потом я пошла с мамой на выставку про духи «Красная Москва», про запахи советских мужчин и женщин, про Брокера, ТЭЖЭ и Густава Мишеля. Это была по-настоящему дурманящая и пьянящая экспозиция, про нее тоже хочется рассказать отдельно. Вот картинка: про растения, вещества и ароматы.

Как из розовой пеларгонии получить розу, а из кориандра — ландыш
Как из розовой пеларгонии получить розу, а из кориандра — ландыш

Там, кстати, была одна картина Николая Чернышева, которую я недавно нашла в Госкаталоге и очень хотела на мою будущую выставку. Испытала ужасную ревность, когда увидела ее в Зотове. Как будто у меня увели пассию.

-23

А вот моя мама и земляничное мыло. 🧼

Пахнет!
Пахнет!

Мне очень понравилась выставка, хотя шла я на нее с некоторым предубеждением. Там очень хорошие тексты, выстроенная драматургия и очень тонкая привязка к современности. Ну и вообще, она интересная и красивая. Там много всяких разных запахов и ароматов, некоторые можно даже пособирать.

Парфюмерный интерактивный орган в разделе о «Красной Москве» и ее создателе, Августе Мишеле
Парфюмерный интерактивный орган в разделе о «Красной Москве» и ее создателе, Августе Мишеле

В субботу (сегодня то есть) я провела четырёхчасовую экскурсию двум незрячим ребятам, один из которых был с женой. Без собачек долго и не так весело. А сейчас я еду в электричке к дружественным детишкам, собачкам, флоксам и розам. С фотоаппаратом, да :)

Пестрый цветник перед зданием ГЭС-2
Пестрый цветник перед зданием ГЭС-2

Почему я так много хожу-брожу? А потому, что директор в командировке, сын в походе на Кавказе, муж и дочь в саду (в Орловской области), ем я в магазинах, ну и, конечно, не убираюсь. Скоро уже все это закончится.