Найти в Дзене
Москва памятная

10 августа – день памяти драматурга Николая Эрдмана и кинорежиссера Станислава Ростоцкого

Известный советский поэт и драматург, киносценарист. Родился в Москве в семье бухгалтера Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950). Учился в московском Петропавловском реальном коммерческом училище. В 1919 году был призван в РККА, но через год демобилизован.
Вернувшись в Москву под влиянием своего старшего брата Бориса, близко сошёлся с имажинистами, посещал их клуб «Стойло пегаса» близко общался с Есениным и другими видными представителями течения и печатался в их многочисленных изданиях. Эрдман много писал для эстрады и театра. Именно он был одним из авторов сатирического обозрения «Москва с точки зрения» с которого 1 октября 1924 года лет назад началась история Московского театра сатиры. Тогда же Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат», которая была поставлена Всеволодом Мейерхольдом и с огромным успехом шла в его театре. Вслед за Москвой «Мандат» поставили в Ленинграде, Одессе, и десятках других театров по всему СССР. В 1926 году состоялась премьера в Берлине. Вдохновлен
Оглавление

Эрдман Николай Робертович (1900–1970)

Известный советский поэт и драматург, киносценарист.

Родился в Москве в семье бухгалтера Роберта Карловича Эрдмана (1860—1950). Учился в московском Петропавловском реальном коммерческом училище. В 1919 году был призван в РККА, но через год демобилизован.
Вернувшись в Москву под влиянием своего старшего брата Бориса, близко сошёлся с имажинистами, посещал их клуб «Стойло пегаса» близко общался с Есениным и другими видными представителями течения и печатался в их многочисленных изданиях.

Эрдман много писал для эстрады и театра. Именно он был одним из авторов сатирического обозрения «Москва с точки зрения» с которого 1 октября 1924 года лет назад началась история Московского театра сатиры.

Сцена из спектакля «Москва с точки зрения». Источник фото https://satire.ru/archive/moskva-s-tochki-zreniya
Сцена из спектакля «Москва с точки зрения». Источник фото https://satire.ru/archive/moskva-s-tochki-zreniya

Тогда же Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат», которая была поставлена Всеволодом Мейерхольдом и с огромным успехом шла в его театре.

«Мандат» в ГосТиМе. В главной роли Эраст Гарин.
«Мандат» в ГосТиМе. В главной роли Эраст Гарин.

Вслед за Москвой «Мандат» поставили в Ленинграде, Одессе, и десятках других театров по всему СССР. В 1926 году состоялась премьера в Берлине.

Вдохновленный успехом Эрдман пишет следующую пьесу «Самоубийца», судьба которой сложилась то, что называется диаметрально противоположно. Мейерхольд с огромным энтузиазмом взялся за постановку, но получил категорический запрет со стороны Главреперткома.
Не был разращён «Самоубийца» ни во МХАТе, ни в одном другом театре.
Только в 1982 году Валентин Плучек сумел пробить разрешение на постановку в театре сатиры, но и тогда пьеса была запрещена после нескольких спектаклей и возобновлена только в 1986 году.

«Самоубийца». Спектакль 1986 года. В главной роли Роман Ткачук.
«Самоубийца». Спектакль 1986 года. В главной роли Роман Ткачук.

С 1927 года Эрдман работал в кино и написал несколько киносценариев. В 1933 году в соавторстве с Владимиром Массом и Григорием Александровым написал сценарий фильма «Веселые ребята». Во время съемок картины в Гаграх Эрдман и Масс были арестованы, за чтение в подвыпившей компании стихов, мягко говоря, антисоветского содержания.

Период большого террора ещё не наступил, и приятели отделались трехлетней ссылкой в Томск, где Эрдман работал завлитом в местном театре. После отбытия срока поселился в Калинине (Тверь).

В 1937 году вместе с Григорием Александровым написал сценарий к фильму «Волга-Волга», за который впоследствии стал лауреатом Сталинской премии.

Во время Великой Отечественной войны служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, где познакомился с Юрием Любимовым. Несколько раз выезжал на фронт в составе концертных бригад, где выступал в качестве конферансье
После войны писал сценарии цирковых и эстрадных представлений, либретто для опер и балетов, придумывал вставные номера, тексты куплетов и т. д. В 60-е много сотрудничал с Театром на Таганке.

Скончался 10 августа 1970 года. Похоронен на Новом Донском кладбище.

-5

Ростоцкий Станислав Иосифович (1922–2001)

-6

Замечательный советский кинорежиссер, сценарист, педагог. Признанный классик не только отечественного, но и мирового кино. Народный артист СССР.

Родился будущий мэтр в городе Рыбинске в семье врача Иосифа Болеславовича и модистки Лидии Карловны Ростоцких.

Кинематографом, по его собственным воспоминаниям «заболел» в возрасте 5 лет, когда увидел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“».
В 1936 году мальчику посчастливилось, лично познакомится с классиком советского кинематографа и даже снятся в его фильме «Бежин луг», который, как известно, так и не вышел на экраны.

Лично я всегда считал, что это была экранизация рассказа Тургенева, который все мы «проходили» в школе и не мог понять, что же там такого мог снять Эйзенштейн. Однако позже я узнал, что оказывается фильм, был о тогдашней непростой жизни. Главного героя-пионера звали … Павлик Морозов. Да-да тот самый. Оказывается, он жил в тех же местах, которые описывал Тургенев и регулярно вместе со своими друзьями, такими же юными ленинцами отправлялся с колхозными лошадьми в ночное, на тот самый Бежин луг. Одного из его друзей и сыграл Станислав Ростоцкий.

-7

В 1940 году Станислав Ростоцкий поступил в Московский институт философии и литературы, планируя затем перевестись во ВГИК.
В феврале 1942 года был призван в РККА.
В составе 6-го гвардейского кавалерийского корпуса прошёл боевой путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно.

1 февраля 1944 года был тяжело ранен.

-8

С поля боя его вытащила фронтовая медсестра Анна Чугунова. Через много лет Станислав Ростоцкий посвятил ей свой фильм «А зори здесь тихие». Потом были госпитали в Ровно и Москве. В августе 1944 года Станислав Ростоцкий был признан инвалидом 2 группы и комиссован.
До конца жизни только родные и самые близкие ему люди знали, что этот человек быстро и легко преодолевавший большие расстояния, хорошо танцевавший, лихо водивший машину и ничем не отличавшийся внешне от своих сверстников потерял на фронте ногу и ходит на протезе, не пользуясь при этом тростью или какими-то еще приспособлениями.

Вернувшись с фронта, поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, мастерскую Григория Козинцева. Учился семь лет, поскольку одновременно с учёбой работал в картинах мастера на киностудии «Ленфильм».
В 1952 году Ростоцкий получил направление на Киностудию им. М. Горького, где проработал всю жизнь.
Среди созданных им фильмов несколько настоящих шедевров, ставших классикой не только советского, но и мирового кинематографа.

-9
-10
-11
-12

Эти и другие фильмы мастера смотрели, смотрят, и думаю, будут смотреть еще много лет. На мой взгляд, особый шарм им придает великолепная игра киноактеров Вячеслава Тихонова, Ирины Печерниковой, и многих других замечательных актеров, которых открыл для нашего кинематографа Станислав Ростоцкий

Помимо режиссуры он много лет преподавал во ВГИКе. Был председателем жюри 9-го, 10-го, 11-го, 12-го и 13-го Московских международных кинофестивалей. Входил в состав правления Союза кинематографистов СССР вплоть до 1986 года, когда на скандальном V съезде кинематографистов СССР его и других заслуженных режиссёров сместили с постов, обвинив в «официозном подходе и кумовстве».

Свой последний фильм «Из жизни Фёдора Кузькина» Ростоцкий выпустил в 1989 году, после чего покинул кино.

-13

По его собственным словам, он счел, что ему больше нечего сказать, а современное состояние кино повергает его в ужас.

Станислав Иосифович всю жизнь был страстным рыболовом и в последние годы жизни фактически переселился в дом на берегу Финского залива. Скоропостижно скончался 10 августа 2001 года. Похоронен на 12 –м участке Ваганьковского кладбища.

Спустя шесть лет рядом с ним была похоронена супруга Меньшикова Нина Евгеньевна (1928–2007)

-14

актриса, которую все мы помним в первую очередь, по роли учительницы Светланы Михайловны из фильма «Доживем до понедельника».

-15

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Прежде чем пожелать вам всего доброго, хочу сообщить тем из вас кто читает канал моей жены Марины, что сегодня на нем есть на мой взгляд очень интересное обновление

Ну а теперь всего вам доброго и до скорой встречи.