Найти в Дзене
Нескучная Жизнь

ЗАПИСКИ ИЗ «СЕКРЕТНОГО» МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ

Все знают центральный Музей космонавтики около ВДНХ и восстановленный павильон «Космос» на самой выставке. Ещё есть замечательный Музей космонавтики в Калуге. Посетить их несложно – купил билет и заходи. Но есть музей, куда просто так с улицы не попадёшь. Только по предварительной записи организованной экскурсией. А экскурсий таких в день 2-3. Поэтому свою очередь можно прождать не один месяц. Но ожидание того стоит, ибо вы побываете в музее знаменитой Ракетно-космической корпорации «Энергия», что в подмосковном Королёве. В «предбаннике» главной проходной, что на улице Ленина нас встретила экскурсовод и пересчитала по списку. Потом строгий паспортный контроль и короткий инструктаж – по территории предприятия перемещаться только в организованной группе с экскурсоводом, фотографировать можно только внутри помещений музея. Пройдя мимо Доски почёта и ракеты «Р-7», добрая половина которой видна с улицы. мы пошагали в первое из двух помещений музея – заводской корпус, где на заре космической

Все знают центральный Музей космонавтики около ВДНХ и восстановленный павильон «Космос» на самой выставке. Ещё есть замечательный Музей космонавтики в Калуге. Посетить их несложно – купил билет и заходи. Но есть музей, куда просто так с улицы не попадёшь. Только по предварительной записи организованной экскурсией. А экскурсий таких в день 2-3. Поэтому свою очередь можно прождать не один месяц. Но ожидание того стоит, ибо вы побываете в музее знаменитой Ракетно-космической корпорации «Энергия», что в подмосковном Королёве.

Центральная проходная РКК "Энергия". Фото автора.
Центральная проходная РКК "Энергия". Фото автора.

В «предбаннике» главной проходной, что на улице Ленина нас встретила экскурсовод и пересчитала по списку. Потом строгий паспортный контроль и короткий инструктаж – по территории предприятия перемещаться только в организованной группе с экскурсоводом, фотографировать можно только внутри помещений музея. Пройдя мимо Доски почёта и ракеты «Р-7», добрая половина которой видна с улицы. мы пошагали в первое из двух помещений музея – заводской корпус, где на заре космической эры размещались рабочие кабинеты инженеров-конструкторов. Кстати, отдать это пространство под музей предложил в своё время сам С.П.Королёв.

Находясь в музее РКК «Энергия» переносишься как в прошлое, так и в будущее. Ведь космос – это всегда будущее. Но, как и положено всякому производственному музею, сначала – подробный рассказ об истории предприятия, вокруг которого, по сути, и сформировался нынешний наукоград Королёв. А начиналось всё с тихого дачного посёлка с пафосным дореволюционным названием Вилла Подлипки, потом просто Подлипки и одноимённой ж/д станции. Жизнь здесь круто изменилась, когда в 1918 г. из Петрограда сюда был переведён Орудийный завод – «прародитель» нынешней РКК «Энергия». В 1928 г. старорежимное название сменили на рабочий посёлок Калининский (в честь М.И.Калинина – был такой всесоюзный староста). В 1938 г. населённый пункт получил статус города, которому дали имя Калининград по случаю увековечения памяти того же М.И.Калинина. В советские времена местные жители свой городок редко называли Калининградом, предпочитая историческое и более уютное название – Подлипки. Это же слово в сведущих кругах обозначало космический завод. Если выпускник, скажем, московской Бауманки или ленинградского Военмеха говорил, что получил распределение в Подлипки, его коллеги прекрасно понимали – парень едет работать на советский космос. В 2005 г., поглотив ближайшие посёлки типа Болшево, Текстильщика и Первомайского, Калининград был переименован в Королёв.

Именно здесь зародилась советская космонавтика. Первый искусственный спутник Земли, все пилотируемые космические корабли от гагаринского «Востока» до нынешних «Союзов» и грузовики «Прогресс», автоматические межпланетные и орбитальные станции – от «Салютов» до «Мира», многоразовый космический корабль «Буран», а также российский сегмент МКС, беспилотные разведывательные корабли «Зенит», которые в открытой печати именовались спутниками «Космос». Не случайно С.П.Королёв жил не в Доме на набережной напротив Кремля как его киношный прототип в фильме «Укрощение огня», а у ВДНХ на Ярославском шоссе. 10-15 минут на служебном автомобиле по прямой – и ты на работе. Да и до Звёздного городка не так уж далеко, что на Щёлковском шоссе.

Музей внушительный. Всего за раз не охватишь, как и всю историю космонавтики. Поэтому поделюсь с вами самым, на мой взгляд, запоминающимся и интересным от услышанного и увиденного в формате тематических остановок.

Остановка 1. Экскурсия начинается с Зала трудовой славы. На входе – огромные портреты С.П.Королёва и Ю.А.Гагарина. Первые из первых. Внутри много фотографий с родоначальниками нашей космонавтики от академиков до простых инженеров и, конечно же, космонавтов. Здесь же воспроизведён рабочий кабинет С.П.Королёва из подлинных предметов мебели и личных вещей. Часы остановлены на времени его смерти – 9 часов 24 минуты. По признанию его современников, С.П.Королёв был человеком вспыльчивым, но отходчивым. Обладал феноменальной работоспособностью. Все решения принимал на «холодную» голову, не поддаваясь сиюминутным эмоциям. Старался никогда не терять времени. В его связке ключей на основании каждого из них были сделаны разные насечки, чтобы быстро находить нужный ключ ещё в кармане. Главного конструктора отличал идеальный порядок на рабочем месте. Очень любил лепить из пластилина прообразы своих будущих космических «изделий», чтобы иметь общее представление об их внешнем виде и конструкции. Так, например, была придумана форма станции Луна-2, первой в мире достигшей поверхности этого спутника Земли, и два шарообразных вымпела с 72 сегментами у каждого. С одной стороны сегмента было отчеканено слово «СССР», с другой – советский герб. По задумке, при столкновении с Луной эти вымпелы самоподрывались, разбрасывая сегменты вокруг. Копию такого вымпела Н.С.Хрущёв подарил Д.Эйзенхауэру. Она до сих пор хранится в музее этого президента США.

В экспозиции также – награды предприятия: 4 ордена Ленина и 1 орден Октябрьской революции. Первый орден Ленина – ещё тому самому Орудийному заводу, которым руководил конструктор артиллерийских систем Василий Гаврилович Грабин, за вклад в победу в Великой Отечественной войне. Второй – уже ОКБ-1 С.П.Королёва за Спутник, третий и четвёртый – за программу первого пилотируемого корабля и полёт Ю.А.Гагарина. Орден Октябрьской революции – за программу «Союз-Аполлон».

Остановка 2. Часть экспозиции посвящена отцу-теоретику нашей космонавтики К.Э.Циолковскому и знаменитой московской Группе изучения реактивного движения – ГИРД, созданной осенью 1931 года, которую в 1932 г. возглавил С.П.Королёв. Участники ГИРД трудились на голом энтузиазме и в шутку называли себя как «группа инженеров, работающих даром». Однако их разработками заинтересовался М.Н.Тухачевский, занимавший тогда должность заместителя наркома обороны и начальника вооружений РККА. Он тонко чувствовал время и сразу сделал ставку на ракеты, как один из перспективных видов вооружения. Благодаря ему в 1932 г. Группе было открыто финансирование. Изначально ГИРД размещалась и проводила свои опыты в подвале дома по адресу Садово-Спасская улица, 19. Его жильцы часто жаловались на сильные хлопки, которыми сопровождались испытания первых реактивных двигателей, и переживали, чтобы не было пожара. Чтобы уберечь молодых инженеров от неприятностей, М.Н.Тухачевский нашёл им место в подмосковном Нахабино, что близ Красногорска. Именно там прошли первые в мире успешные запуски ракет на жидком топливе «ГИРД-9» (17 августа 1933 г.) и «ГИРД-Х» (25 ноября 1933 г.). У их немецких коллег и единственных в своём роде конкурентов с полигона «Куммерсдорф» в предместьях Берлина подобная ракета полетит только в 1934 году. Впоследствии по инициативе М.Н.Тухачевского в сентябре 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт. В это же время в нацистской Германии также появляется ракетный центр, где главную скрипку будет играть Вернер фон Браун. До 1937 года советские и немецкие разработки ракетной техники велись «ноздря в ноздрю». Репрессии 1937-38 годов чуть было не похоронили зарождающееся отечественное ракетостроение. Знаменитая БМ-13, которую мы знаем больше как «Катюшу», чуть было не стала его лебединой песней. Однако полученный в конце войны доступ к наработкам немцев по ракетам «Фау-1» и «Фау-2» вместе с привлечением к НИОКР немецких инженеров-ракетчиков, которых американцы не успели вывезти к себе, как сделали это с фон Брауном, позволили быстро наверстать наше отставание в этой перспективной области. Всё это подробно описано в книге заместителя С.П.Королёва по ОКБ-1 Бориса Евсеевича Чертока «Ракеты и люди».

Остановка 3. Первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ), после запуска которого русское слово «спутник» вошло во многие языки мира. Его задача была предельно простой по нынешним временам – подать радиосигнал с орбиты. Но именно он возвестил миру о начале космической эры. Аппарат весом 83 кг совершил 1440 витков вокруг Земли, пробыв на орбите 92 дня. Изначально старт планировался на 6 октября 1957 г., однако информация о том, что в США готовится отчёт по собственному ИСЗ, была ошибочно воспринята как свидетельство о скором запуске американского спутника. В результате было принято решение сдвинуть дату старта на 4 октября 1957 г.

Первые спутники и станции к Луне. Фото автора.
Первые спутники и станции к Луне. Фото автора.

Остановка 4 или зоозащитникам читать не рекомендуется. В ряду образцов ИСЗ с разным назначением особняком выделяются аппараты с небольшими прозрачными кабинками. Это те, на которых летали в космос собаки. Важно было понимать, что происходит ТАМ с живым организмом, как усовершенствовать космический аппарат так, чтобы сделать первый полёт человека на нём максимально безопасным. Лайка считается первой в мире собакой, оказавшейся в космосе, хотя до неё были Дезик и Цыган, которым удалось туда лишь «подпрыгнуть» на 14 минут и благополучно вернуться назад. Что касается Лайки, то изначально это был эксперимент, не предусматривающий возвращение животного на Землю. Задача была проследить, сможет ли собака себя нормально чувствовать, принимать пищу и воду, запасы которых были на 7 дней. Питание было желеобразное, чтобы не отлипало от миски из-за невесомости. Автоматически выдавливалось из специального контейнера 4 раза в день. Также и вода. Но Лайка погибла уже в первые сутки из-за отказа системы терморегуляции. В отсутствие теплозащиты корабля на солнце температура в кабинке резко подскочила до +70С, потом резкое падение до закритических минусовых температур. Корабль провёл на орбите в общей сложности 162 дня после запуска и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первые собаки, благополучно вернувшиеся с орбиты, где провели 25 часов – Белка и Стрелка (19 августа 1960 г.). Как это ни странно, но собак, отправлявшихся в космос, готовили практически также как и людей: крутили на центрифуге, помещали в барокамеру, вывозили на летающей лаборатории для имитации невесомости. Схожим с человеческим было и возвращение на Землю, которое тогда выполнялось на кораблях серии КА (космический аппарат), прототипах гагаринского «Востока». Белка и Стрелка, а с ними, кстати, ещё 40 мышей, 2 крысы и разные растения слетали на аппарате 2КА. 7КА, он же «Восток», доставил на орбиту первого космонавта Земли. Их конструкция не предусматривала мягкую посадку внутри спускаемого аппарата. Поэтому вся живность в специальной капсуле на высоте 4 км катапультировалась и приземлялась на парашюте. Также и космонавты, кто слетал на «Востоках». Исключение – Уголёк (которого до старта звали Снежок) и Ветерок, слетавшие на корабле «Космос-110» («Восход-3») в 1966 г. и возвратившиеся на Землю в спускаемом аппарате. Их рекорд пребывания в космосе собак – 22 дня – так и остался не побитым. За всю историю космонавтики выше линии Кармана (100 км над уровнем моря), за которой начинается «официальный» космос, слетало 48 собак, 20 погибли. Все, кто благополучно вернулся у нас, обрели своих хозяев среди тех исследователей и инженеров, кто с ними работал. Во Франции таким животным повезло не всем. Однажды там должен был лететь кот, но он предусмотрительно сбежал. Вместо него слетала его подруга по кличке Лисет. Спустя 3 месяца после возвращения кошку усыпили, чтобы посмотреть на внутренние изменения организма после полёта.

Спускаемый аппарат Белки и Стрелки. Фото автора.
Спускаемый аппарат Белки и Стрелки. Фото автора.

Остановка 5. Впервые обратную сторону луны всему миру показала в 1959 г. наша автоматическая межпланетная станция «Луна-3» с помощью установленной на ней отечественной фото-телесистемы «Енисей». Эта аппаратура в автоматическом режиме с высоты 7 тыс. км над Луной сфотографировала её обратную сторону, потом сама проявила снимки, закодировала и при помощи телеметрии передала на Землю. На Земле эти сигналы были приняты, раскодированы и распечатаны. Качество первых изображений оставляло желать лучшего. Б.Е.Черток тогда пошутил: «Ну, хотя бы мы видим, что она круглая и с обратной стороны». Среди экспонатов лунной программы можно увидеть бутылку шампанского. Это одна из тысячи бутылок, которую знаменитый французский виноградарь Анри Мэр прислал под новый 1960 г. в Академию Наук СССР. После полёта первого Спутника в 1957 г. он поспорил с советским консулом, что СССР не удастся показать человечеству обратную сторону Луны. В противном случае он презентует 1000 бутылок своего шампанского. Конечно, мы запустили «Луну-3» не ради французского игристого.

Та самая бутылка шампанского от Анри Мэра. Фото автора.
Та самая бутылка шампанского от Анри Мэра. Фото автора.
Внутри одного из "Востоков". Катапультное кресло космонавта. Фото автора.
Внутри одного из "Востоков". Катапультное кресло космонавта. Фото автора.

Остановка 6. Кресло космонавта в корабле серии «Восток». На высоте 7 км от земли оно катапультировало человека из спускаемого аппарата. Раскрывался стабилизирующий парашют. На высоте 4 км раскрывался основной парашют космонавта, после чего кресло отделялось, и человек продолжал спуск самостоятельно. При возвращении с орбиты П.Р.Поповича ранец с аварийным запасом весом 45 кг не отделился штатно от кресла и стал его закручивать по спирали, угрожая погасить купол уже вышедшего основного парашюта космонавта. Но, в итоге, всё закончилось хорошо. В музее представлено единственное более-менее уцелевшее кресло (остальные разрушились от удара об землю) – это кресло В.В.Терешковой, так как в отличие от остальных оно упало в болото, а не на твёрдый грунт. В.В.Терешкова сама удивилась, когда узнала, что оно есть в музее. Тут же стоит её спускаемый аппарат от «Востока-6», последнего корабля этой модели. Как мы отказались от полёта человека на Луну после того, как там первыми побывали американцы, также в США решили свернуть свою женскую космическую программу «Меркурий 13» после полёта В.В.Терешковой. Соперничество СССР и США нередко играло решающую роль на первых этапах освоения космоса, отодвигая на задний план вопросы науки и безопасности полётов.

Остановка 7. Борт-питание. В первом же полёте человека в космос перед ним была задача там поесть, чтобы понять, возможен ли приём пищи в невесомости. Американцы тогда считали, что это невозможно. Ю.А.Гагарин это опроверг. Он поел щавелевый суп, шоколадный кекс и запил всё это дело черничным соком. Г.С.Титов первый воспользовался санитарно-гигиеническим блоком и ручным управлением. Для того, чтобы перейти на ручное управление, нужно было ввести код-пароль. Это пошло с первого полёта. У Ю.А.Гагарина он был 135. Дело не в секретности, конечно же. Кто ещё там мог перейти на ручное управление? Использование кода-пароля было подтверждением, что космонавт сохранил рассудок.

Остановка 8. Космический корабль «Восход 1». Перед конструкторами была поставлена задача, опять же с оглядкой на разработки в США, чтобы вывести на орбиту на одном корабле экипаж из трёх космонавтов. За основу взяли спускаемый аппарат «Востока», но его внутреннее пространство вмещало только одно катапультное кресло. Тогда приняли решение переделать корабль под спуск с космонавтами внутри. Когда установили три ложемента, поняли, что в скафандрах космонавтам всё равно будет слишком тесно. Тогда конструкторы сделали такую систему жизнеобеспечения в спускаемом аппарате, которая позволяла экипажу спускаться в обычных спортивных костюмах. Поставленная задача по созданию трёхместного корабля была выполнена, но ценой невозможности спасения экипажа на этапе подъёма, как было предусмотрено в «Востоке» и потом на «Союзах».

С.П.Королёв никогда не выступал за то, чтобы полёты в космос были монополией военных лётчиков, хотя практически весь первый отряд космонавтов, кроме В.В.Терешковой состоял именно из них. Главный по отбору и подготовке космонавтов – Н.П.Каманин – придерживался противоположного мнения, но в итоге согласился, и в результате в полёт на «Восходе-1» отправился «смешанный» экипаж: командир корабля, военный лётчик В.М.Комаров, бортинженер, один из создателей «Востоков» и «Восходов» научный сотрудник ОКБ-1 К.П.Феоктистов и космонавт-исследователь, врач Б.Б.Егоров.

Трёхместный космический корабль. Ложемент командира посередине. Фото автора.
Трёхместный космический корабль. Ложемент командира посередине. Фото автора.

Кстати, управление космического корабля во время полёта – исключительная прерогатива командира, который сидит посередине. Раньше, до 2019 г. к этому процессу мог подключаться бортинженер, но сейчас аппарат пилотирует только командир. Бортинженер может быть задействован в исключительном случае. Его основные функции, как и космонавта-исследователя, начинаются и заканчиваются на станции.

Остановка 9. Спускаемый аппарат «Восхода-2», на котором слетали П.И.Беляев и А.А.Леонов. Наверняка уже все знают эту полную драматизма историю возвращения А.А.Леонова на корабль после выхода в открытый космос. Кстати, официальное время его нахождения за бортом – 12 мин. 9 сек. На самом деле он провёл там около 23 минут из-за нештатного возвращения в переходной шлюз – головой вперёд. Ногами вперёд он не смог – всё время соскальзывал. Время уходило, и он залез головой вперёд. Развернулся в шлюзовой камере, закрыл люк и потом уже оказался на корабле. По его словам, тогда вся его жизнь пронеслась перед глазами. Но это была только малая часть всех ЧП, которые происходили с космонавтами во время полёта и после посадки в глухой тайге в районе города Соликамска. Тогда они провели в лесу 2 суток, причём первую ночь – только вдвоём. А.А.Леонов признался потом, что вспомнил тогда все молитвы. После этой эпопеи со спасением экипажа «Восхода-2» был разработан специальный пистолет для космонавтов на случай нештатной посадки в безлюдной местности вдали от поисковых групп, который присутствует в экспозиции музея.

Остановка 10. Спускаемый аппарат «Союза-3», на котором летал Г.Т.Береговой. Он был единственный на тот момент, кто первую звезду Героя СССР получил ещё в годы Великой Отечественной войны. Свой полёт он совершил в 47 лет и долго оставался самым старым человеком, слетавшим в космос. Почему именно Г.Т.Береговой? Он был матёрым лётчиком-испытателем. В ходе испытаний он не потерял ни одну из своих крылатых машин. К тому же его лично рекомендовал Н.П.Каманин, который хорошо знал и с большим уважением относился к Г.Т.Береговому. Возможно, всё это сыграло решающую роль, когда зашёл разговор о том, кто же всё-таки полетит на «Союзе» после гибели В.М.Комарова на «Союзе-1» и отмены старта «Союза-2», которая фактически спасла жизнь его экипажу – по программе он должен был состыковаться с «Союзом-1», и большая часть космонавтов с «Союза-2» должна была вернуться на Землю на «Союзе-1».

На переднем плане спускаемый аппарат Г.Т.Берегового. Фото автора.
На переднем плане спускаемый аппарат Г.Т.Берегового. Фото автора.

Остановка 11. Спускаемый аппарат движется к Земле на основном парашюте со скоростью примерно 20 км/ч. За полтора метра до поверхности срабатывают двигатели мягкой посадки, которые позволяют уменьшить скорость при столкновении с землёй до 5-6 км/ч. Их 6 штук, и они твердотопливные.

При старте космонавты залезают в бытовой отсек спускаемого аппарата уже в скафандрах через боковой люк за 2,5 часа до старта. Одной ногой становятся на плечо ложемента, другую сразу подсовывают внутрь. На изголовье становиться нельзя. Если что-то случайно сломать, то старт отменят. Полёт до орбиты занимает 9 минут. Ещё три часа полёта до станции. До 2013 года общее время полёта до станции составляло 2 суток.

Остановка 12. Если смотреть на полноразмерный макет состыкованных кораблей «Союз-19» и «Аполлона», то по внешним размерам наш корабль меньше. При этом у нас как бы «двушка», выражаясь языком риэлтора, – бытовой отсек и спускаемый аппарат. Возвращается на землю только спускаемый аппарат. У американцев – «однушка». Они тут и жили, и тут же приборно-агрегатный отсек. Поэтому на деле у них было меньше места. Из-за этого встречались у нас. Большой отсек между кораблями – декомпрессионная камера 3 м длиной. Она нужна была для сравнивания давления. У американцев на корабле была атмосфера кислородная, а у нас воздушная. Две разные атмосферы нужно было нерезко смешать, сначала сравнять давление, потом перейти к нам в гости. Так и сделали. В неё зашли американцы, посидели, сравняли давление, а потом прошли к нам. Мы должны были встретиться на нейтральной территории, но А.А.Леонов немножко пошутил. Втянул Т.Стаффорда в «Союз». Программой полёта были запланированы две стыковки-расстыковки, которые прошли успешно. Мы отрабатывали андрогинно-периферийный агрегат стыковки или АПАС. В нашей стране был и есть штырь-конус или как его ещё называют «папа-мама», у американцев тоже. Но было решено использовать АПАС. Американцы разработали свой АПАС, он получился у них очень тяжёлый. Наш получился легче. При этом за счет выхода средней части такой узел может становиться как активным, так и пассивным. То же самое происходит и с узлом на другом корабле, поэтому их и называют андрогинными, то есть бесполыми. А вот и подлинный спускаемый аппарат «Союза-19», который участвовал в проекте «Союз-Аполлон».

Остановка 13. Орбитальная станция «Мир» пережила страну, в которой её создали и запустили (февраль 1986 г.). Она была сведена с орбиты и затоплена на «кладбище космических кораблей» в Тихом океане 23 марта 2001 года. Причины было две: физический износ изделия и экономическая нецелесообразность на фоне уже работавшей с 1998 г. Международной космической станции – МКС.

Остановка 14. Второе помещение музея – бывший цех окончательной сборки ракеты Р-7. Полое внутри здание высотой не менее 6-7 этажей, в котором выстроена целая шеренга баллистических ракет, включая межконтинентальные, разных лет производства, от вида которой почему-то не по себе. Понимаешь, что одна такая «дура» способна за мгновение отправить на тот свет сотни тысяч людей. Основал этот зал Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе, генеральный директор НПО «Энергия» с 1977 по 1991 годы. Кстати, музей носит его имя. Он был очень увлечен идеей популяризации ракетно-космической отрасли. Старался находить время выходить к посетителям музея, особенно юным, проводить экскурсии. Вдоль одной из стен – разные пушки. Это дань истории предприятия, которое «вышло» из Орудийного завода и Центрального артиллеристского конструкторского бюро, которым руководил В.Г.Грабин. Сначала ракетчиков и артиллеристов попытались объединить, но из этой затеи ничего не вышло. Заниматься ракетами В.Г.Грабину, артиллеристу до мозга костей, было неинтересно. Он всячески ограждал своё ЦАКБ от такого слияния. Однако в руководстве страны в 50-е годы больше склонялись к ракетной технике, чем к классической ствольной артиллерии. Да и застарелый конфликт с Д.Ф.Устиновым, который тогда курировал в ЦК КПСС оборонку, дал о себе знать. В результате в 1959 г. ЦАКБ закрыли, а Орудийный завод полностью перепрофилировался и влился в ОКБ-1. В.Г.Грабин ушёл преподавать свою артиллерийскую науку в Бауманке, где проработал до конца своих дней в 1980 году, но жил по-прежнему в Калининграде. В начале 90-х годов улицу Вокзальную, на которой находилось ЦАКБ, переименовали в улицу Грабина.

Остановка 15. Ракета «Р-1» или изделие № 1. Его главным конструктором был назначен С.П.Королёв. Фактически, эта добротно скопированная «Фау-2» с некоторыми усовершенствованиями. Таков был приказ руководства страны – сделать в кратчайшие сроки собственную баллистическую ракету малой дальности. Особо акцентировано: не надо умничать и изобретать велосипед – воспроизведите немецкую, но сделайте её более надёжной. Затем пошли работы над собственной конструкцией, которая бы обеспечивала большую дальность (у «Р-1» она была всего 270 км, на 20 км больше, чем у «Фау-2»). Следом появилась «Р-2», у которой дальность возросла до 600 км, вес фугасной части – 1 тонна. Следующей баллистической ракетой, разработанной в ОКБ-1 и принятой на вооружение, стала «Р-5». Дальность – 1200 км. Изделие могло нести как обычный фугасный заряд весом 1 т, так и ядерный (модификация «Р-5М»). Первые испытания «Р-5М» с применением ядерного заряда успешно прошли 2 февраля 1956 г. По сути, «Р-5М» стала первой ракетой в истории отечественного ракетно-ядерного щита. Все ракеты от «Р-1» до «Р-5» использовали в качестве топлива этанол, проще говоря, спирт. В качестве окислителя использовался жидкий кислород. По нынешним меркам, это были самые экологически чистые ракеты.

В дальнейшем разработкой баллистических и межконтинентальных баллистических ракет занималось КБ «Южное» в Днепропетровске, которое возглавил заместитель С.П.Королёва по ОКБ-1 М.К.Янгель. Предприятие в Подлипках сосредоточилось на космической программе.