Мои дорогие читатели, сегодня театральный мир потрясла новость, которую невозможно принять разумом. Юрий Бутусов, талантливый режиссёр, чьи спектакли заставляли зрителей забывать о реальности — ушёл из жизни в 63 года. И ушёл так же драматично, как ставил свои легендарные постановки.
Представляете — человек, который всю жизнь создавал на сцене невозможное, где "падают звёзды с неба", не справился с самыми обычными морскими волнами...
Роковые волны Созополя: как семейный отдых обернулся трагедией
Всё произошло буквально вчера, 10 августа, в болгарском курортном городке Созополь. По свидетельствам близких, Юрий Николаевич проводил там отпуск с семьёй — женой Марией и детьми. Казалось бы, обычный семейный отдых после напряжённых месяцев работы в европейских театрах.
Но море оказалось беспощадным.
"Пошёл в море. Волна сбила и утащила. Утащила от всех. От нас. От семьи", — с болью написал театральный критик Роман Должанский. Тело режиссёра нашли в Бургасе — портовом городе в 35 километрах от места трагедии.
Директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок уточнил детали: "Был лёгкий шторм, не справился с волнами, утонул. Вот какая нелёпая трагедия".
Какая ирония судьбы — человек, который на сцене творил настоящие чудеса, управлял стихиями и заставлял актёров "летать", сам не смог совладать с морской стихией...
"Театр, где можно всё": наследие, которое навсегда изменило русскую сцену
Друзья мои, если вы никогда не видели спектаклей Бутусова — вы многое потеряли. Этот человек умел делать на сцене абсолютно невозможные вещи. Его "Макбет" в "Сатириконе" с золотым составом актёров стал культовым — именно после этого спектакля многие поняли, что хотят связать жизнь с театром.
Актёр Игорь Бычков вспоминает: "На этом моменте спектакля я осознал, что хочу быть частью театра. Театра, в котором можно было всё. Где падают звезды с неба. Где нет ничего невозможного".
«Если бы Юра Бутусов, чьи спектакли я очень любил, не пришёл однажды ко мне и лично не сказал добрые слова про одну из моих первых работ в Москве, я, возможно, не справился бы... Он всегда ломал привычное и делал всё вопреки — этим он мне очень близок. Он безжалостно выжимал актёров, как краски на холсты своих спектаклей. Он был прирождённый рокер, и тот визуальный экспрессионистский хаос, который он творил на сцене, всегда оборачивался нежнейшей гармонией и хрупкостью. У него было обостренное чувство правды и лжи, и он искал в театре подлинность и настоящесть. У него был театр бешеной ЭНЕРГИИ, он передавал нам ощущение, что в театре и в жизни никаких границ нет. Или их надо уничтожить», — вспоминает Кирилл Серебренников.
А Варвара Шмыкова поделилась трогательным воспоминанием: как в школе-студии МХАТ их курс наказали и не пустили на встречу с Бутусовым, но она с подругами всё равно пришла и сидела под дверью, слушая каждое слово мэтра. И записала фразу, которая стала для неё путеводной звездой: "Театр, как сон. В нём можно всё!"
За свою карьеру Юрий Николаевич получил целых 7 премий «Золотая маска» — рекорд, который говорит сам за себя. Его постановки «Человек-подушка», «Дядя Ваня», «Король Лир» стали классикой современного театра.
Цена принципов: от триумфов "Золотой маски" до эмиграции в Европу
Но, дорогие читатели, успех имел и свою цену. В 2022 году Бутусов принял решение, которое кардинально изменило его жизнь — покинул Россию из-за несогласия со спецоперацией на Украине.
"То, что я почувствовал 24-го февраля — что меня растоптали", — признавался режиссёр в интервью Forbes. Он не мог смириться с тем, что его "заставляют размахивать кулаками", хотя он всегда был "миролюбивым человеком".
Из театра Вахтангова, где он был главным режиссёром с 2018 года, Юрий Николаевич ушёл через заявление по электронной почте.
Кирилл Крок до последнего надеялся: "Потом, я надеюсь, он вернётся и продолжит работать". Увы, этим надеждам не суждено было сбыться...
Последний спектакль и несбывшиеся планы возвращения
В эмиграции Бутусов не сдался — продолжал творить. В Вильнюсском старом театре поставил "Розенкранца и Гильденстерна", в Париже спектакль шёл с субтитрами. В норвежском Тронхейме — "Борьбу за престол", где, по словам самого режиссёра, "страшно актуальное" название отражало дух времени.
Последней работой стал "Гоголь. Портрет" — трёхактная "фантасмагория", где всего шесть актёров создавали грандиозный мир. "Это страшная сказка, созвучная нашим дням", — говорил Бутусов об этом спектакле. Как пророчески звучат сейчас эти слова...
По словам близких, режиссёр искал своё "новое звучание" в европейских театрах, экспериментировал с другой культурой и мышлением. "Поменять привычный стиль может быть очень полезно", — рассуждал он ещё недавно.
Прощание с Юрием Бутусовым состоится в Москве, похороны — в Санкт-Петербурге, городе, где началась его театральная слава. Остаётся лишь скорбеть о том, что этот удивительный художник так и не успел найти свой путь домой...
Театральный мир потерял не просто талантливого режиссёра — ушла целая эпоха, когда на сцене "можно было всё". И теперь нам остаётся лишь беречь память о спектаклях, которые навсегда изменили наше представление о возможностях театрального искусства.
Светлая память мастеру...