Скрипун – уникальный феномен в мире Minecraft.
В отличие от большинства существ, появление скрипуна строго обусловлено внешними и внутренними условиями, а его существование тесно связано с конкретным источником спауна. Поведение моба сочетает как пассивные, так и агрессивные элементы, а также демонстрирует ряд особенностей, влияющих на взаимодействие с игроком и окружающей средой.
1. Условия появления и связь со скрипцевиной
Появление скрипуна возможно только в том случае, если связанная с ним скрипцевина находится в активном состоянии. Для активации блока необходимо выполнение ряда условий:
Время суток или погодные явления:
- Ночное время.
- Либо наличие грозы, независимо от времени суток.
Положение относительно окружающих блоков:
- Скрипцевина должна находиться строго между двумя блоками древесины, коры или обтёсанных вариантов.
- Оба блока должны быть ориентированы в одном направлении со скрипцевиной.
При соблюдении этих условий скрипун генерируется в радиусе 32 блоков от активной скрипцевины и формирует с ней устойчивую связь. Эта связь сохраняется даже в том случае, если окружающая древесина была разрушена или перемещена поршнем.
2. Поддержание популяции
Система появления скрипунов учитывает постоянную «привязку» к источнику. Если моб:
- покидает радиус 32 блоков от своей скрипцевины;
- или погибает от команды;
то скрипцевина немедленно призывает нового скрипуна, сохраняя постоянное присутствие стража в зоне действия.
3. Отличия скрипунов по способу призыва
Скрипуны, появившиеся естественным образом через скрипцевину, обладают рядом характеристик:
- Неуязвимость к любому виду урона.
- Деспаун в дневное время (при отсутствии грозы).
- Невозможность перемещения через порталы.
- При атаке они посылают поток частиц, ведущий к своей скрипцевине.
В противоположность этому, скрипуны, заспауненные с помощью яйца призывания или консольных команд:
- не привязываются к скрипцевине;
- не обладают иммунитетом;
- сохраняют активность днём;
- не имеют уникального «частичного следа» к источнику.
4. Поведение
4.1. Состояние бездействия
После генерации скрипун пребывает в пассивном состоянии, медленно перемещаясь по территории с потухшими глазами. В этот момент он не проявляет агрессии по отношению к игроку.
Однако при попадании игрока в поле зрения моба поведение меняется.
4.2. Агрессивная реакция
- При расстоянии до цели ≤ 12 блоков скрипун «тревожится» – его глаза начинают светиться оранжевым.
- Моб начинает преследование со скоростью, близкой к скорости ходьбы игрока.
- При установлении зрительного контакта он моментально замирает.
4.3. Механика замирания
Замерший скрипун:
- не наносит урона;
- не может быть отброшен ударами;
- сохраняет полную физическую массу (может быть сдвинут потоком жидкости или поршнем).
При потере цели (игрок отдаляется, переходит в режим наблюдателя или творчества) моб возвращается в пассивное состояние.
4.4. Атака
- Тип атаки – ближний бой.
Урон:
- Лёгкая сложность: 2,5 единицы.
- Нормальная: 3 единицы.
- Сложная: 4,5 единицы.
5. Реакция на наблюдение
Скрипун определяет, смотрит ли на него игрок, исходя из стандартного угла поля зрения (FOV = 70°).
Особенности:
- Увеличение FOV выше стандартного позволяет замечать его движение боковым зрением.
- При виде от третьего лица игрок может наблюдать передвижение за пределами угла обзора первого лица.
- Если игрок надевает вырезанную тыкву, скрипун игнорирует зрительный контакт и продолжает движение.
6. Взаимодействие с окружающей средой
Скрипун, связанный со скрипцевиной:
- может безопасно проходить по опасным блокам (магма, рыхлый снег);
- при ударе генерирует частицы, указывающие направление к скрипцевине;
- в ночное время после удара запускает процесс генерации сгустков смолы на ближайшей древесине бледного дуба.
В дневное время удар по мобу не активирует смолу.
7. Ограничение радиуса и патрулирование
Скрипун не покидает 32-блочную зону от скрипцевины даже в процессе погони. Эта особенность делает его поведение предсказуемым и локализованным в пространстве.
8. Взаимодействие с жидкостями
- В активном состоянии моб удерживается на поверхности воды или лавы.
- При замирании начинает тонуть.
Такая механика делает его уязвимым к управлению средой, хотя иммунитет к урону сохраняется.
9. Иммунитеты и исключения
Естественные скрипуны не подвержены эффектам:
- «Заражение»;
- «Слизистость»;
- «Ветровой заряд»;
- «Плетение».
Мобы, заспауненные искусственно, не обладают этими иммунитетами.
10. Реакция других мобов
Некоторые существа – разбойники, вызыватели, поборники, разорители и иллюзоры – избегают скрипуна, покидая зону радиусом 8 блоков вокруг него.
11. Механизм деспауна
Естественный скрипун исчезает:
- в дневное время при отсутствии грозы;
- при удалении за пределы радиуса 32 блоков от скрипцевины;
- при нахождении в одном блоке сигроком более 5 секунд.
Во всех случаях блок немедленно призывает нового моба.
12. Смерть и уничтожение скрипцевины
Уничтожить естественного скрипуна напрямую невозможно. Для его устранения необходимо разрушить связанную скрипцевину, что считается «смертью» моба для статистики и достижений.
Перед исчезновением моб воспроизводит характерную анимацию дёргания.
13. Лут и опыт
Скрипуны не оставляют ни предметов, ни опыта. Это делает их боевое значение нулевым с точки зрения ресурсов, акцентируя внимание на механике охраны территории и связи с блоком.
Скрипун – это уникальный представитель фауны Minecraft, сочетающий поведенческую сложность, привязку к конкретному блоку и ограниченную зону влияния. Его механика направлена на создание тактических вызовов для игрока, а не на получение ресурсов. Поведение, чувствительное к зрительному контакту, и связь со скрипцевиной формируют образ моба как «стража» определённой территории, что выделяет его на фоне традиционных игровых существ.