Найти в Дзене
Москва, любовь моя

Визит в Третьяковку: История «Всадницы» великого Брюллова

Эта картина – одна из самых драгоценных жемчужин Третьяковки. Среди живописных шедевров Карла Брюллова «Всадница», наверное, самое известное и всеми любимое. Портрет-картина, нарядная, красочная, с оттенком театральности. Обычно она находится в Лаврушинском переулке, в зале Карла Брюллова, который кажется маленьким и тесным для его полотен: И всегда окружена восхищёнными посетителями. В чём секрет такой популярности? Ведь сюжет картины незамысловат, обычная конная прогулка. Но вот художественное воплощение мастерское и очень эффектное. Несмотря на реалистичность происходящего, портрет является постановочным, несколько театрализованным. Это парадный портрет, а в парадном портрете эффектность важнее правдивости. Сейчас зал Брюллова заполнен совсем другими картинами: А «Всадница» загадочно мерцает в просторных залах на Крымском валу. Огромное полотно встречает гостей выставки «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург»: В полумраке зала картина кажется порталом в иную жизнь: Если подо

Эта картина – одна из самых драгоценных жемчужин Третьяковки. Среди живописных шедевров Карла Брюллова «Всадница», наверное, самое известное и всеми любимое.

Портрет-картина, нарядная, красочная, с оттенком театральности.

Обычно она находится в Лаврушинском переулке, в зале Карла Брюллова, который кажется маленьким и тесным для его полотен:

И всегда окружена восхищёнными посетителями. В чём секрет такой популярности? Ведь сюжет картины незамысловат, обычная конная прогулка. Но вот художественное воплощение мастерское и очень эффектное.

-2

Несмотря на реалистичность происходящего, портрет является постановочным, несколько театрализованным. Это парадный портрет, а в парадном портрете эффектность важнее правдивости.

Сейчас зал Брюллова заполнен совсем другими картинами:

-3

А «Всадница» загадочно мерцает в просторных залах на Крымском валу. Огромное полотно встречает гостей выставки «Карл Брюллов. Рим – Москва – Петербург»:

В полумраке зала картина кажется порталом в иную жизнь:

-4

Если подойти к ней слишком близко, то сразу хочется сделать шаг назад: кажется, что сейчас эта красивая всадница в роскошном костюме, удивительно спокойная на вздыбленном коне, промчится мимо, не заметив вас в темноте.

«Всадница» написана в Милане. Право на поездку в Италию выпускник Академии художеств Карл Брюллов получил от Императорского общества поощрения художников. И в этой стране он провёл много лет. Там в 1832 он написал «Всадницу».

Это был его первый профессиональный успех. Брюллов молод и прекрасен, ему всего 33 года:

«Всадница» написана им по заказу Ю.П. Самойловой, с которой он познакомился в 1827 в Риме, в салоне Зинаиды Александровны Волконской. И до конца жизни художника они оставались близкими друзьями (Юлия пережила его более чем на двадцать лет).

Графиня была красива, умна, блестяще образованна. Первая красавица Петербурга, при встрече с которой мужчины просто теряли головы.

Жила то в Италии, то в России, вела расточительный образ жизни. Была взбалмошна и сумасбродна. Ей претили любые ограничения и запреты. Яркая, страстная, блестящая, она и жизнь вела такую: не жизнь, а сплошной фейерверк. Всё время куда-то торопилась, бежала...

Вот что сказал о ней Пушкин:

Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…


А ещё Юлия Павловна была несметно богата.

Её бабушкой была Е.В. Энгельгардт (Скавронская, Литта), одна из племянниц Г.А. Потёмкина. Первым браком Екатерина Васильевна была замужем за П.М. Скавронским (внучатым племянником Екатерины I, внуком её брата). А вторым её мужем стал граф Джулио Ренато Литта-Висконти-Арезе из старинного итальянского рода Висконти, обер-камергер и вице-адмирал Российского императорского флота. В России его называли Юлий Помпеевич Литта.

После развода родителей Юлия Павловна осталась на попечении бабушки и её супруга, Юлия Помпеевича Литты. Она унаследовала три огромных состояния:

  • своего деда П.М. Скавронского;
  • бабушки Екатерины Васильевны;
  • Ю.П. Литты, который был бездетным и всё своё состояние и бесценные художественные коллекции (в том числе Мадонну Литту) завещал Юлии Павловне.

И стала обладательницей не только несметных богатств, но и богатейшей художественной коллекции.

После неудачного замужества и последовавшего вскоре развода она уехала в Италию и поселилась в Милане, в родовом особняке на улице Борго Нуово, окружив себя невероятной роскошью и собрав вокруг себя весь цвет творческой элиты. Её дерзкое поведение рождало множество слухов. Но высший свет к ней относился снисходительно, ей многое прощали за её доброе сердце и невероятную щедрость.

Для Карла Брюллова Юлия стала любовью всей его жизни. Не только музой, но и верным другом. Они были неразлучны. Путешествовали по Италии, бродили по руинам Помпеи.​​​​​​​ По характеру они были очень похожи: оба страстные, темпераментные. «Личный Везувий Брюллова», – говорили о ней. А он и сам был вулканическим, художник Карл Брюллов.

Она называла его «Бришкой»:

Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена.

И всячески демонстрировала свою независимость и отсутствие ревности. Была убеждена: замужество – не для неё.

В конце 1835 Брюллову пришло предписание вернуться на родину и он принял решение уехать. Юлия пожелала ему счастья. Удержать даже не пыталась. Они ещё встретятся в Петербурге в 1845 – увидятся в последний раз.

«Всадница» была написана по заказу Юлии Павловны на её вилле в Милане.

И сразу была представлена на суд зрителей в миланской Академии изящных искусств Брера.

И сразу стала настоящей сенсацией.

Восторженных итальянцев поразило мастерство художника, который соединил в этой своей работе живописные традиции старых мастеров с новыми веяниями эпохи романтизма.

Они сравнивали Брюллова с Рубенсом и ван Дейком и говорили, что никогда ранее им не приходилось видеть конный портрет, исполненный с таким мастерством.

Они восхищались красотой молодой всадницы и называли её летящим ангелом.

-8

Журнал «Нуово Рикольиторе» писал о Брюллове и его картине:​​​​​​​

Этот портрет выявляет в нём многообещающего живописца и, что ещё важнее, – живописца,  отмеченного гением.

После блистательной демонстрации публике Милана картина пополнила живописную коллекцию Юлии Самойловой. Скорее всего, она украшала интерьеры её миланской виллы.

И почти на сорок лет о «Всаднице» все забыли.

В 1873 картина появилась в Париже, когда распродавалось имущество, в том числе и картины, разорившейся Юлии Павловны.

Уму не постижимо, как можно было за одну человеческую жизнь промотать такое состояние, но Юлии Павловне это удалось. Впрочем, гораздо больше, чем потеря денег, её огорчала потеря графского титула. В 1846 она вышла замуж за молодого итальянского тенора – и это лишило её подданства Российской империи. И графского титула. Желая его вернуть, Юлия Павловна в 1863 вышла замуж за французского графа. Почти сразу после свадьбы они разъехались, Юлия Павловна получила титул мужа и ежегодно выплачивала ему огромное содержание.

В 1875 графиня скончалась.

В 1893 «Всадница», совершенно не известная в России, была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым у французского комиссионера Ж.-Ф. Дюлу. Она требовала изучения. Главная интрига заключалась в полном отсутствии информации о том, кто изображён на картине.

Одно время ошибочно полагали, что на картине изображена сама графиня Самойлова – об этом говорила авторская надпись на ошейнике бегущей рядом с лошадью собаки (на моём фото она, к сожалению, не читается, но там написано «Samoylo»:

На ошейнике бегущей за лошалью собаки - надпись «Samoylo», то есть фамилия Юлии Павловны Самойловой по-итальянски.
На ошейнике бегущей за лошалью собаки - надпись «Samoylo», то есть фамилия Юлии Павловны Самойловой по-итальянски.

Однако сопоставление внешности графини, известной нам по многим портретам, и не только кисти Брюллова, с главной героиней «Всадницы», опровергло это предположение. Статная брюнетка итальянского типа, Юлия Павловна была для Брюллова идеалом женской красоты и её изображение на его картинах появлялось много раз. В одной только картине «Последний день Помпеи» художник изобразил свою музу трижды, например, в образе девушки с кувшином:

«Последний день Помпеи», 1833. Фрагмент картины. В образе девушки с кувшином изоражена Юлия Самойлова, а рядом с ней Карл Брюллов изобразил самого себя, в образе художника с красками, здесь они вместе навеки.
«Последний день Помпеи», 1833. Фрагмент картины. В образе девушки с кувшином изоражена Юлия Самойлова, а рядом с ней Карл Брюллов изобразил самого себя, в образе художника с красками, здесь они вместе навеки.

И эти изображения Юлии совсем не имеют сходства с юной всадницей:

-11

Она очень молода, ещё совсем ребёнок, Юлии же Павловне в 1832 было уже почти 30.

Черты двух девочек угадываются на двух других блистательных парадных портретах кисти Брюллова:

Карл Брюллов. «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амалицией». 1842, ГРМ. «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапкой». 1832, Музей Хиллвуд, Вашингтон.
Карл Брюллов. «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амалицией». 1842, ГРМ. «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапкой». 1832, Музей Хиллвуд, Вашингтон.

Кроме того, были обнаружены записки художника, в которых он назвал картину «Жованин на лошади».

Всё это позволило исследователям сделать вывод, что надпись «Samoylo» указывает не персонаж, а заказчицу картины, и атрибутировать её как изображение двух воспитанниц Юлии Павловны.

Собственных детей у неё не было, а внушительное состояние давало возможность заниматься благотворительностью и заботиться об осиротевших девочках. В документах Юлии Павловны старшая фигурирует под именем Джованнины Кармины Бертолотти, она была племянницей второго мужа Юлии Павловны, оперного певца Перри. О её судьбе известно мало. Она была выдана замуж за австрийского офицера, капитана гусарского полка Людвига Ашбаха и уехала в Прагу. О дальнейшей её судьбе ничего не известно.

О младшей воспитаннице с редким именем Амалиция известно больше. Она была дочерью композитора Джованни Пачини, с которым дружила Юлия Самойлова. Девочка родилась 20 марта 1828, её мама умерла при родах. На картине ей около четырёх лет. Однако опека графини не сделала судьбу девочки счастливой. После двух неудачных браков она вернулась из Парижа в Милан и последние годы провела там в доме для престарелых при монастыре, где и скончалась незадолго до начала Первой мировой войны.

Старшая, Джованнина, представлена на картине в образе невозмутимой наездницы, гарцующей на вороном коне и демонстрирующей безупречную осанку и спокойствие, её лицо почти бесстрастно:

-13

Для эффектного изображения молодой всадницы художник создал сложный по композиции парадный портрет, на котором модель находится в движении. Мотив конной прогулки позволил сочетать в одном произведении сразу три жанра: пейзаж, портрет и жанровую живопись.

Тип репрезентативного конного портрета имел традицию в русской живописи. Но в образах всадников изображали лишь императоров и императриц, как правило, в мундире, на фоне развернувшейся баталии. Вот, например, портрет Екатерины II верхом на любимом коне Бриллианте:

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины  II верхом. 1778. На выставке в Эрмитаже в 2022.
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II верхом. 1778. На выставке в Эрмитаже в 2022.

Брюллов первым из русских художников дерзнул показать не коронованную персону так, как раньше писали лишь царствующих особ. Преодолев условность парадного изображения, он наполнил свою работу дыханием жизни.

Джованнина, одетая в великолепный костюм для верховой езды, подъезжает к открытой террасе богатой итальянской виллы. Уверенно натягивая поводья, она останавливает мчащегося коня, который встаёт на дыбы.

Блистательная всадница вызывает искреннее восхищение маленькой Амалиции, которая прильнув к ограждению, наблюдает за Джованниной с крыльца, а положение её рук напоминает аплодисменты:

-15

Большим упущением художника, по мнению его современников, была неподвижность всадницы, которая не соответствует общему эмоциональному, динамичному строю картины. Джованнина как будто не замечает, что сидит на стремительно мчащейся лошади. Её фарфоровое, немного кукольное лицо нарочито спокойно, словно застыло. Это вызывает у зрителей ощущение недостоверности. Но на самом деле, это – художественный приём: художник как бы останавливает прекрасное мгновение, позволяя нам рассмотреть подробно девушку, которая ещё миг – и проскачет мимо, шелестя шелками.

Своими густыми виртуозными мазками выписывает художник гладкую, словно зеркальную поверхность переливающихся дорогих тканей и кружева, упругий лоснящийся корпус разгорячённой лошади, мягкую шерсть собак, блики света на холодном металле перил...

«Всадница» очень нравится детям, и неудивительно, ведь на ней изображены дети. Вот страница из детской книги Андрея Усачёва «Прогулки по Третьяковской галерее», которую мы читали с внучкой:

Страница из детской книги Андрея Усачёва «Прогулки по Третьяковской галерее». Издательство «Дрофа Плюс», 2009.
Страница из детской книги Андрея Усачёва «Прогулки по Третьяковской галерее». Издательство «Дрофа Плюс», 2009.

Мы видим на картине
Воспитанниц графини:
Сестричек Джованнину
И Амалию Пачини.

И младшая прелестна,
И превосходна всадница,
А лошадь, скажем честно,
Настоящая красавица!

В эту картину молодой художник вложил всю свою безудержную энергию, торжество молодости, переполняющую его радость жизни, восторг перед чистой девичьей красотой. Всё это не имеет возраста и существует вне времени и пространства. Это чувствуют люди всех возрастов, и взрослые, и совсем маленькие.

-17

И все они подолгу стоят перед этой прекрасной картиной, приходя в Третьяковскую галерею.

А Вам нравится «Всадница»?)