Кейси Аффлеку — 50. Вспоминаем его лучшие роли и разбираемся, как он стал мастером тихой трагедии, играя на полутонах и нервах, пока его старший брат блистал в блокбастерах. Это кино не для всех, а для тех, кто ценит настоящую актерскую мощь без фальши и спецэффектов.
МАНЧЕСТЕР У МОРЯ
Manchester by the Sea (2016)
Сантехник Ли Чендлер (Аффлек) после внезапной смерти брата (Кайл Чендлер) вынужден вернуться в родной город. Там ему предстоит стать опекуном племянника-подростка (Лукас Хеджес) и столкнуться с трагедией прошлого, которая превратила его в ходячую тень. Рутинные дела обнажают незаживающую рану.
Аффлек здесь не играет, а буквально проживает горе на экране. Его Ли — это человек, замороженный изнутри, и актер передает это состояние через опущенные плечи, потухший взгляд и глухую, еле сдерживаемую ярость. Кеннет Лонерган строит драму не на громких истериках, а на неловких паузах и бытовых мелочах. «Оскар» Аффлека — тот редкий случай, когда награда нашла абсолютного героя. Фильм для тех, кто не боится смотреть в бездну человеческой скорби и готов к катарсису через боль.
ПРОЩАЙ, ДЕТКА, ПРОЩАЙ
Gone Baby Gone (2007)
Бостон. Частный детектив Патрик Кензи (Аффлек) и его напарница Энджи (Мишель Монахэн) берутся за поиски пропавшей четырехлетней девочки (Мадлен О’Брайэн). Расследование затягивает их в криминальное подполье города, где каждый выбор оказывается страшнее предыдущего и стирает грань между добром и злом.
Режиссерский дебют Бена Аффлека стал бенефисом его младшего брата. Кейси создает образ не крутого нуарного сыщика, а обычного парня с обостренным чувством справедливости, который вынужден принимать нечеловечески трудные решения. Его герой — это клубок сомнений и моральной ответственности. Аффлек мастерски показывает, как груз выбора ломает человека изнутри, делая финал картины по-настояшему сокрушительным. Кино для тех, кто любит запутанные детективы, где главный вопрос — не «кто виноват?», а «что делать?».
КАК ТРУСЛИВЫЙ РОБЕРТ ФОРД УБИЛ ДЖЕССИ ДЖЕЙМСА
The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford (2007)
Молодой и робкий Роберт Форд (Аффлек) вступает в банду своего кумира — легендарного грабителя Джесси Джеймса (Брэд Питт). Одержимый славой Джеймса, он отчаянно ищет его расположения, но восхищение постепенно сменяется завистью и смертельной обидой, ведущей к предательству.
Эндрю Доминик снял не вестерн, а медитативную балладу о славе и бесславии. Аффлек играет здесь одну из самых сложных своих ролей. Его Форд — это не карикатурный злодей, а жалкий, инфантильный и до жути понятный в своем комплексе неполноценности человек. Он буквально крадет фильм у харизматичного Питта, создавая почти физически ощутимое напряжение. Его заискивающая улыбка и бегающий взгляд вызывают одновременно и брезгливость, и сочувствие. Картина для ценителей медленного, визионерского кино и психологических дуэлей.
ИСТОРИЯ ПРИЗРАКА
A Ghost Story (2017)
Музыкант Си (Аффлек) погибает в автокатастрофе. Не в силах покинуть дом, где он был счастлив со своей возлюбленной Эм (Руни Мара), его дух остается там. Накрытый белой простыней, он молча наблюдает за ее горем, новыми отношениями и течением времени, которое для него остановилось.
Великий актерский подвиг Аффлека — сыграть почти весь фильм, будучи скрытым под простыней с двумя дырками для глаз. Лишенный мимики и голоса, он работает исключительно пластикой. Каждое едва заметное движение его молчаливой фигуры — поворот головы, опущенные «плечи» — передает целый спектр эмоций: от любви и тоски до космического одиночества. Режиссер Дэвид Лоури превращает комичный образ в мощнейшую метафору потери и памяти. Это кино для тех, кто готов к смелому киноязыку и хочет поразмышлять о вечном под меланхоличный саундтрек.
ИЗ ПЕКЛА
Out of the Furnace (2013)
Рабочий сталелитейного завода Рассел Бейз (Кристиан Бэйл) пытается жить честно. Его младший брат Родни (Аффлек), ветеран Ирака с посттравматическим синдромом, ввязывается в мир подпольных боев и опасных долгов, что приводит к его исчезновению в лесах Ржавого пояса Америки.
В этом суровом триллере Аффлек играет чистого нерва. Его Родни — это ходячая травма, человек, который вернулся с войны, но так и не смог найти себе места в мирной жизни. Он одновременно и жертва обстоятельств, и источник проблем для своей семьи. Аффлек создает пугающе точный портрет сломленного человека, чья внутренняя боль выплескивается вспышками неконтролируемой агрессии. Его дуэт с Бэйлом — это столкновение двух разных трагедий. Фильм для любителей мрачных, реалистичных драм о братской любви и мести.
Кейси Аффлек — актер уникального диапазона, способный на невероятную глубину при внешней сдержанности. А какая из его ролей произвела на вас самое сильное впечатление и почему? Делитесь своими мыслями в комментариях — обсудим.