Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Как судили депутата ГосДумы, оказавшегося наводчиком грабителей

В начале апреля 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся громкий судебный процесс над преступной шайкой, члены которой обвинялись в магазинных кражах и ограблении Строгановского дворца. Одним из её лидеров был Алексей Федотович Кузнецов, самый, пожалуй, скандальный депутат Государственной думы Российской империи. Справочно. II Государственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года. Выборы проходили в январе. В то время они проводились в соответствии с первым в стране избирательным законом, по четырем куриям. Каждая курия (крестьяне, мещане, фабричные рабочие, дворяне) выдвигала своих представителей по регионам. Тверской крестьянин Алексей Кузнецов – прошел в Думу. А вот В.И. Ульянов (Ленин), баллотировавшийся кандидатом в ту же думу в 1907 году, проиграл выборы. На Пасху депутат Кузнецов сутки пьянствовал в г. Торжке. Прохожие заметили его валявшимся в невменяемом состоянии в канаве, о чем сообщили газеты. Кузнецов в ответ заявил корреспондентам, что в канаве он не валялся и всё н
Заседание Государственной думы Российской Империи.
Заседание Государственной думы Российской Империи.

В начале апреля 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся громкий судебный процесс над преступной шайкой, члены которой обвинялись в магазинных кражах и ограблении Строгановского дворца. Одним из её лидеров был Алексей Федотович Кузнецов, самый, пожалуй, скандальный депутат Государственной думы Российской империи.

Справочно. II Государственная дума начала свою работу 20 февраля 1907 года. Выборы проходили в январе. В то время они проводились в соответствии с первым в стране избирательным законом, по четырем куриям. Каждая курия (крестьяне, мещане, фабричные рабочие, дворяне) выдвигала своих представителей по регионам.

Тверской крестьянин Алексей Кузнецов – прошел в Думу. А вот В.И. Ульянов (Ленин), баллотировавшийся кандидатом в ту же думу в 1907 году, проиграл выборы.

Слева -депутат А.Ф. Кузнецов, справа - В.И. Ленин, проигравший выборы
Слева -депутат А.Ф. Кузнецов, справа - В.И. Ленин, проигравший выборы

На Пасху депутат Кузнецов сутки пьянствовал в г. Торжке. Прохожие заметили его валявшимся в невменяемом состоянии в канаве, о чем сообщили газеты. Кузнецов в ответ заявил корреспондентам, что в канаве он не валялся и всё написанное является грязной клеветой реакционных сил.

В думской фракции ограничились внушением, а через три недели депутат отметился еще более безобразной пьяной выходкой. Крепко загуляв с приятелем, журналистом Ликиным, Кузнецов, заметив на Большом проспекте, недалеко от ресторана «Яр» постовых полицейских, принялся справлять нужду прямо посреди улицы, приговаривая – «Пусть городовые посмотрят» и выкрикивая в их адрес нецензурные ругательства. В участке, куда его доставили, Кузнецов предъявил депутатское удостоверение и его вынуждены были отпустить.

Через несколько дней, поняв, видимо, что дела плохи, Кузнецов собственноручно написал заявление о выходе из фракции, а еще через пару дней - о сложении с себя депутатских полномочий. Это случилось 29 мая 1907, то есть за 5 дней до роспуска Думы.

Вскоре после ухода из Думы Алексей Кузнецов оказался на скамье подсудимых. На этот раз пьяный дебош не сошел ему с рук.

Что же произошло в трактире?

Пьянову экс-депутату показалось, что на него смотрят без подобающего его статусу уважения. Схватив бильярдный кий, он устроил потасовку, а потом снял со стены портрет императора и разломал его о голову одного из потерпевших. В тюрьме Кузнецов, получивший в криминальном мире кличку «Депутат», сошелся с Янисом Петерсом, профессиональным медвежатником, по кличке «Страус», который специализировался на кражах со взломом.

После освобождения Кузнецов перебивался случайными заработками, пьянствовал, стал обитателем городских ночлежек, пока не встретил бежавшего с каторги Петерса. Тот пригласил его в свою шайку, потому что у «Депутата» был подвешен язык, а его внешность не вызывала подозрений. Его приодели, и бывший депутат под видом приказчика или купца стал захаживать в магазины, вынюхивая добычу. По его наводкам только в июле-августе 1912 года шайка совершила три кражи из магазинов.

Невский проспект, 69. Дом купцов Яковлевых
Невский проспект, 69. Дом купцов Яковлевых
  • 18 июля был ограблен магазин осветительных приборов «Оболинг и сыновья» на углу Вознесенского проспекта и Екатерининского канала;
  • 26 июля - ограблен магазин готовой одежды Рыбакова на Невском проспекте, 69;
  • 17 августа - ограблен магазин кондитерских изделий «Блигген и Робинсон» на Большом проспекте, 29.

А в сентябре Кузнецов познакомился с земляком, по фамилии Чугунов, который работал в артели паркетчиков из Твери, занимавшейся ремонтом знаменитого Строгановского дворца.

4 октября 1912 года этот дворец был разграблен. Сыщикам сразу было ясно, что воры не шибко разбирались в искусстве. Поэтому некоторые бесценные предметы из богатейшей коллекции не были украдены. Зато из комнат управляющего исчезли все наличные деньги и процентные бумаги. Сумма похищенного, по оценке следствия, составила около 26 тысяч рублей – огромная по тем временам сумма.

Следственную группу возглавлял один из самых знаменитых тогда сыщиков, начальник столичного сыскного отдела Владимир Гаврилович Филиппов.

Владимир Филиппов
Владимир Филиппов

В ходе допросов рабочих, задействованных на ремонтных работах, было установлено, что за несколько дней до ограбления один из работников, по фамилии Чугунов, неожиданно уехал, сославшись на то, что ему по срочному делу надо вернуться домой. Затем опросили сторожа, который рассказал, что в день ограбления приходил респектабельный сибирский купец. Он хотел посмотреть дворец и долго рассказывал сторожу историю рода Строгановых, который якобы вёл начало из его родных мест. Сторож объяснил «купцу», что не может его пропустить, так как во дворце идет ремонт. Позже выяснилось, что ограбление как раз и произошло в то время, когда Кузнецов заговаривал сторожу зубы.

Через несколько дней сыщики задержали сбежавшего Чугунова и тот дал показания на своего земляка-бывшего депутата ГосДумы.

Через 11 дней после ограбления дворца все члены шайки – всего 13 человек - были арестованы. В их квартирах при обысках изъяли часть украденных бумаг и некоторые вещи, ранее похищенные из магазинов.

В октябре 1913 года состоялся суд. Из числа самых известных лиц, оказавшихся на скамье подсудимых (кроме Кузнецова и Петерса), - Тимачев, бывший околоточный надзиратель и активный участник ограбления, а также скупщик краденого Ставринос.

Корреспондент газеты "День", присутствовавший на этом судебном процессе, писал о подсудимом А.Ф. Кузнецове:

"Тот решил превратить судебное заседание в шоу, в театр одного актера. Прежде всего, он сразу отказался от собственных показаний, данных на следствии. И во время судебных заседаний то изображал из себя сумасшедшего, то давил на жалость, рассказывая о своей тяжелой жизни, то пытался делать громкие политические заявления. Утверждал, что процесс против него носит заказной характер. Произносил пылкие речи. Намекал, что его, депутата, хотят посадить политические враги. В общем, процесс по ограблению дворца Строгановых превратился в одно из самых модных развлечений столичного Петербурга. На судебные заседания набивался полный зал публики, и присутствующие не раз встречали очередные гневные выступления бывшего депутата овацией!"

Впрочем, самому Кузнецову это не помогло.

Газета «Новое время» сообщала:

«По делу об ограблении строгановского дворца приговорены к лишению прав и заключены в арестантские отделения бывший депутат Кузнецов, Страус и Тимачев на 5 с половиной лет, остальные на сроки от 4 с половиной до 1 года и 2 месяцев»[1].

Дальнейшая судьба А.Ф. Кузнецова неизвестна.

Строгановский дворец (ныне - филиал Государственного Русского музея).
Строгановский дворец (ныне - филиал Государственного Русского музея).

[1] По др. данным, суд приговорил Кузнецова и Тимачева к лишению прав состояния (гражданской правоспособности) и шести с половиной годам тюремного заключения. Петерс получил на один год меньше. Ставринос был приговорен к двум годам заключения. Вероятно, приговор был обжалован, дело пересматривалось в кассации в апреле 1914 г., А.Ф. Кузнецову суд назначил 6 лет лишения свободы.