Найти в Дзене
Кибер на Спортсе

Ультимативный гайд по франшизе «Чужой»

Вспомнили все: фильмы, комиксы, игры.

Вместо предисловия: почему «Чужой» был неизбежен

В истории франшизы «Чужой» было много парадоксального, случайного и даже мистического, однако сложно отрицать, что к моменту выхода первого фильма его успех был предрешен.

Триумф «Звездных войн» сделал космическую фантастику самым желанным жанром Голливуда. Параллельно хорроры и слэшеры переживали золотое десятилетие, развернувшись к брутальному реализму и захватив кино категории B. Рост безработицы, нарастающие социальные проблемы и разочарование в настоящем формировали мрачное, тревожное видение будущего.

Так что появление космического хоррора о чудовище, вызывающем у человека не только страх, но и чувство абсолютного бессилия, было лишь вопросом времени. А вот почему им стал именно «Чужой» и что такого уникального во франшизе, которая, несмотря на все взлеты и падения, не отпускает нас уже больше 40 лет, – расскажем в этом тексте.

Оригинальная тетралогия «Чужой» (1979)

Изначально сценарий «Чужого», написанный Дэном О’Бэнноном в соавторстве с начинающим продюсером Рональдом Шусеттом, не заинтересовал крупные голливудские студии. Проект, как его называли «Челюсти» в космосе», плохо вписывался в кинематографический мейнстрим. Но затем случился триумф «Звездных войн», и студия 20th Century Fox, которая прежде осторожно относилась к финансированию фантастики, дала проекту зеленый свет.

Впрочем, фильм Лукаса повлиял не только на студийных боссов, но и на режиссера «Чужого». Ридли Скоттвспоминал: «Я посмотрел «Звездные войны» и подумал: «Зачем, черт возьми, я вообще думаю о «Тристане и Изольде», когда этот парень снимает такое кино? Через шесть недель мне предложили снять «Чужого».

Скотт первым осознал потенциал этой истории и принял ряд ключевых решений, определивших будущее всей франшизы. Именно он настоял (по совету О’Бэннона) на приглашении швейцарского художника-сюрреалиста Х. Р. Гигера для разработки облика Чужого, хотя руководство Fox находило его работы «отвратительными и аморальными». Биомеханический дизайн на стыке ужаса и сексуальности сделал ксеноморфа одним из самых запоминающихся монстров в истории кино. Гигер также создал образы инопланетного корабля, «космического жокея», яйца и лицехвата.

-2

Не менее важно, что в голове Скотта была лаконичная и четкая концепция будущей картины. Для него «Чужой» был не какай-то научной фантастикой, а чистокровным слэшером, действие которого разворачивается в космосе. Поэтому ксеноморф был в первую очередь не загадочным инопланетянином, а скорее маньяком, охотящимся на людей.

В результате у Скотта получился практически идеальный хоррор – приземленный благодаря грязным, обжитым коридорам звездолета и героям, напоминающим команду обычных работяг; шокирующий кровавыми сценами; пугающий и интригующий загадочным биомеханическим монстром Гигера.

А в центре истории была героиня, ломающая все стереотипы о женских персонажах. В Рипли сочетались не только привлекательность и сила, она вплоть до последней трети фильма не воспринималась главным героем. Она брала на себя лидерство, когда ситуация требовала решительности и холодного расчета.

Премьера «Чужого» состоялась в мае 1979-го и произвела эффект разорвавшейся бомбы. Самые впечатлительные зрители выбегали из зала во время той самой сцены, когда зубастая тварь пробивала грудную клетку Кейна. При бюджете в $11 млн картина собрала свыше $100 млн в мировом прокате, а позднее получила «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Но главное – влияние, которое фильм Скотта оказал на кино и всю мировую культуру.

«Чужие» (1986)

Несмотря на успех оригинала, сиквел вышел только через семь лет — из-за судебных исков и смены руководства 20th Century Fox. Новый режиссер, вновь молодой и перспективный, Джеймс Кэмерон, был огромным фанатом фильма Скотта и понимал, что простое копирование оригинала успеха не принесет. Поэтому во второй части он сменил жанр на научно-фантастический боевик, постаравшись при этом сохранить визуальный стиль и атмосферу картины.

Почему у Джеймса Кэмерона идеальные сиквелы? Он следует 9 правилам

Старт съемок сопровождался скандалами. Исполнителя роли Хикса, актера Джеймса Римара, арестовала лондонская полиция за хранение наркотиков, и в итоге его экстренно заменил Майкл Бин. Кроме того, британская команда, работавшая над первой частью со Скоттом, встретила Кэмерона в штыки и фактически занималась саботажем съемок. Режиссеру даже пришлось уволить нескольких сотрудников, в том числе оператора Дика Буша. Упорство молодого американца, а также вмешательство Уивер, которая пользовалась огромным авторитетом у съемочной бригады, спасли картину.

-3

Зрителей ждал образцовый научно-фантастический блокбастер: динамичный, напряженный, с россыпью запоминающихся персонажей и зрелищными эффектами. При этом история стала глубже и многограннее. К мотивам Скотта добавилась критика капитализма и всесильности корпораций, аллегории Вьетнама, но главную эволюцию претерпел образ Рипли.

Эмоциональным ядром фильма стали отношения главной героини и девочки Ньют, а лейтмотивом тема материнства. Фактически «Чужие» – это история приемной матери, защищающей ребенка на фоне войны с чудовищами (недаром финальная схватка Рипли с Королевой – по сути, битва двух «матерей» за своих «детей»). Благодаря этому не только образ Рипли стал глубже и человечнее, а сама история получилась близкой и понятной любому.

«Чужие» заслуженно считаются одним из лучших сиквелов всех времен: фильм расширил вселенную и оказал огромное влияние на поп-культуру. Отныне образ вооруженного отряда, по одному гибнущего в бою с монстром, стал жанровым клише. Визуальные и звуковые решения (саундтрек Джеймса Хорнера, дизайн оружия и техники) неоднократно копировались в различных играх и фильмах, даже не относящихся к франшизе.

«Чужой 3» (1992)

«Чужой 3» – хрестоматийный пример фильма, попавшего в производственный ад. В процессе его создания было отвергнуто более десяти вариантов сценария (были абсолютно сумасбродные, вроде того, где действие происходило на полностью деревянном астероиде), сменилось несколько режиссеров, съемки начались без окончательно утвержденного сценария, а сюжет переписывался прямо в процессе производства.

Проект вновь доверили молодому и перспективному – клипмейкеру Дэвиду Финчеру, для которого триквел стал первой полнометражной картиной.Отсутствие опыта не помешало британцу: он, как и Кэмерон, решил делать не сиквел, а собственное, уникальное продолжение.

«Чужой» Финчера – это мрачная экзистенциальная драма, замаскированная под фантастический хоррор. Мир фильма аскетичен и безысходен: ржавые индустриальные коридоры тюрьмы, грязь и отвращение, обреченные герои, потерявшие всякую надежду. Главное зло здесь не ксеноморф, а болезни, религиозные фанатики и человеческая жестокость.

А вот главными противниками Финчера были продюсеры франшизы Дэвид Гайлер и Уолтер Хилл («Они ничего не понимали в фантастике», – Джеймс Кэмерон), которые постоянно с ним конфликтовали. Во время постпродакшена Финчеру не дали собрать собственную версию фильма. Поэтому режиссер отказался участвовать в финальном монтаже и публично заявил, что не считает фильм своим: «Никто не ненавидел его больше, чем я. По сей день никто не ненавидит его больше, чем я».

-4

Итоговый результат не устроил никого. Ограниченный бюджет, постоянные изменения сценария и нескончаемые конфликты привели к тому, что фильм ощущался незавершенным, будто собранным из разрозненных фрагментов. Темп повествования был рваным, а истории явно не хватало важных сцен и деталей. Критик Роджер Эберт назвал триквел «самым красиво снятым плохим фильмом». Фанаты и Джеймс Кэмерон критиковали решение убить Хикса и Ньют в самом начале, это обесценивало финал сиквела. Кажется, довольна была только Сигурни Уивер, которая, помимо огромного гонорара в 5 млн долларов, наконец избавилась от давно опостылевшей ей героини (убить Рипли актриса просила еще Кэмерона).

Правда, с годами тон высказываний изменился: сегодня «Чужой 3» воспринимается как смелый и захватывающий эксперимент еще одного великого режиссера, которому помешали реализовать весь потенциал обстоятельства и жадность корпораций.

«Чужой: Воскрешение» (1997)

Изначально сама идея о возвращении Рипли и съемках четвертой части «Чужого» выглядела абсурдной. Особенно учитывая, как мучительно, для фанатов и Финчера, главная героиня погибала в предыдущей картине. Даже продюсеры Гайлер и Хилл были против продолжения: «Мы пытались их остановить, но студия разрабатывала сценарий самостоятельно». Однако 20th Century Fox видела коммерческий потенциал в возрождении бренда, а Сигурни Уивер, получив еще один рекордный гонорар и возможность поработать с очередным интересным режиссером, вернулась к роли.

За сценарий отвечал Джосс Уидон, будущий создатель «Светлячка» и режиссер «Мстителей». Он придумал концепцию клона Рипли с примесью ДНК ксеноморфа. На роль постановщика выбрали французского экспериментатора и провокатора Жан-Пьера Жене, который впоследствии снимет «Амели». Он поначалу скептически отнесся к затее, но согласился, когда ему пообещали полную творческую свободу.

Получив бюджет в $70 млн, Жене, как и все режиссеры до него, принялся перекраивать франшизу. Тон и атмосфера сменились на смесь черной комедии и хоррора: гипертрофированное насилие, гротеск и юмор. Визуально «Воскрешение» выделялся барочным, почти комиксовым колоритом: готические декорации, мутировавшие чудовища, команда неудачников и главная героиня со сверхспособностями.

-5

Сюжет акцентировался на этических проблемах научного прогресса – клонирование, вмешательство в естественный порядок вещей и опасные эксперименты. Рипли предстает в фильме как гибрид человека и ксеноморфа, что придает ее образу тревожную двусмысленность и заставляет зрителя задаться вопросом: кто же на самом деле здесь монстр?

Несмотря на яркую картинку и звездный каст (Уивер, молодая Вайнона Райдер, Рон Перлман), фильм встретили холодно. Многие восприняли его как эксцентричный, но лишенный прежней глубины и мрачности аттракцион. Уидон тоже остался разочарован: хотя фильм почти дословно следовал его сценарию, тон получился не таким, как он задумывал – «все было сделано неправильно».

С другой стороны, «Воскрешение» не было бездушным корпоративным продуктом вроде провальной супергероики. Напротив, это настоящее авторское кино, недаром фильм удостоился похвалы самого Гигера.

После провала фильма производство прямых сиквелов было свернуто. И тем ценнее эта причудливая финальная глава оригинальной саги о Рипли, в которой франшиза позволила себе немного самоиронии и безумия.

Приквелы Ридли Скотта «Прометей» (2012)

Идея снять приквел к оригинальному «Чужому» пришла к Скотту еще в начале 2000-х, однако тогда студия сделала ставку на «Чужого против Хищника». Вернуться к франшизе удалось лишь в 2009 году, когда режиссер все-таки смог убедить боссов 20th Century Fox. Первый вариант сценария, написанный Джоном Спэйтсом, был прямым приквелом оригинального «Чужого» 1979 года. Однако Скотт не захотел повторяться, поэтому к проекту привлекли сценариста Деймона Линделофа, который переработал историю, оставив лишь формальную связь с событиями оригинала. Как подчеркивал Ридли Скотт, «Прометей» «разделяет некоторые фрагменты ДНК «Чужого», предлагая собственную мифологию и идеи.

-6

«Прометей» действительно заметно отличается от предыдущих фильмов франшизы. В центре его внимания не столкновения человека с инопланетным монстром, а темы отношений творения и создателя. Даже визуальный стиль картины тяготеет к философской эпичности – инопланетные ландшафты, монолитные строения Инженеров, обилие статичных кадров и заумных диалогов.

При этом фильму как раз не хватает «ДНК «Чужого»: за размышлениями о бессмертии, рождении личности у искусственного интеллекта и поиске человеком создателя затерялась лаконичная и элегантная суть франшизы. «Прометею» не доставало динамики, саспенса и ксеноморфа, который появился лишь в финале.

«Чужой: Завет» (2017)

После противоречивой реакции на «Прометей» Скотт решил вернуть в продолжение ДНК оригинала, а чтобы подчеркнуть преемственность, в название снова добавили слово «Чужой». Монстр вернулся и в сам сюжет картины. Если «Прометей» сознательно избегал ксеноморфа, то в «Завете» он снова вышел на первый план. Скотт планировал, что «Завет» станет первым фильмом новой трилогии приквелов, которая в конечном счете должна подвести к событиям фильма 1979 года.

«Чужой: Завет» продолжает исследовать вопросы, поднятые в «Прометее», но через призму ужасов. В центре сюжета вновь бунт творения против создателя. Андроид Дэвид, обретя неограниченную свободу, берет на себя роль творца и проводит ужасающие эксперименты. Его образ наполнен ассоциациями с мифом о Люцифере и романом Мэри Шелли «Франкенштейн». Помимо религиозно-философских идей, «Завет» изо всех сил старается быть настоящим космическим боди-хоррором: сцены заражения и появления неоморфов и ксеноморфов сняты натуралистично и жестоко. Вторая половина картины вовсе превращается в классическую охоту монстра за людьми в клаустрофобических интерьерах космического корабля.

-7

Ридли Скотт словно пытается угодить всем: любителям интеллектуальной фантастики он предлагает сюжет о бунте против Бога, а поклонникам хоррора подкидывает напряженные сцены с монстрами. Однако режиссер забыл, что в первую очередь нужно снять просто хорошее кино. «Завет» критиковали за нелогичный сюжет и действия персонажей, излишний пафос, скомканный темп и отсылки к оригиналу исключительно ради фансервиса.

В прокате картина показала себя заметно ниже ожиданий – около $240 млн (на $160 млн меньше, чем у «Прометея»). В результате третий приквел от Скотта так и не был запущен в производство. Тем не менее франшиза получила шанс на перезагрузку: было решено привлечь нового режиссера со свежим взглядом.

«Чужой: Ромул»

И вновь за «Чужого» взялся перспективный и относительно молодой режиссер Феде Альварес – уругвайский постановщик, прославившийся ремейком «Зловещих мертвецов» и триллером «Не дыши». Альварес, будучи большим поклонником вселенной, сам предложил студии 20th Century оригинальный сюжет, не связанный напрямую с предыдущими фильмами.

Альварес получил творческую свободу при условии уважительного отношения к наследию. В процессе подготовки к съемкам режиссер обсуждал замысел с Ридли Скоттом и Джеймсом Кэмероном, получив благословение от мэтров.

Ключевая ставка Альвареса – возвращение к истокам. В отличие от философского тона «Прометея», «Ромул» фокусируется, как и прежде, на выживании небольшой группы людей и столкновении с ксеноморфом. Сеттинг бережно сохраняет знакомые мотивы: бездушная мегакорпорация Weyland-Yutani, опасные эксперименты с неизвестной формой жизни, андроид, ищущий смысл существования. Плюс узнаваемые детали: клаустрофобичные коридоры, фирменная кислота, эстетика ретрофутуризма.

Впрочем, есть в «Ромуле» и параллели с предыдущими фильмами Альвареса. Например, впервые в серии главные герои – совсем молодые люди, практически подростки. В основе ключевого конфликта лежит не столько борьба с ксеноморфом или коварные замыслы корпорации, сколько взаимоотношения между самими героями.

-8

Фильм Альвареса, отдавая должное наследию, умело балансирует, но не скатывается в откровенную вторичность и копирование. Это удачное сочетание фан-сервиса с оригинальными находками, щедро приправленное кровавой игрой в прятки. Беззастенчиво повторяя сцены из двух первых фильмов, «Ромул» все равно ощущается свежим и самобытным взглядом на классическую формулу фильмов о ксеноморфе.

Зрители тепло встретили фильм Альвареса – 85% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, а кассовые сборы значительно превзошли ожидания студии: $350 млн в мировом прокате при бюджете в $80 млн. Уже через несколько месяцев после премьеры объявили, что сиквел «Ромула» запущен в работу. Феде Альварес рассказал, что съемки начнутся в октябре 2025 года.

Кроссовер «Чужой против Хищника»

-9

Впервые культовые инопланетные монстры столкнулись в комиксах издательства Dark Horse. В 1989–1990 годах в журнале Dark Horse Presents вышла история Aliens vs. Predator, ставшая первым официальным совместным появлением ксеноморфа и Хищника. Вскоре появилась полноценная мини-серия Aliens vs. Predator, положившая начало обширной комиксовой вселенной. Именно в комиксах сформировались основные законы и мифология кроссовера: традиции и общественный уклад яутжа (Хищников), практика их «кровавых инициаций» посредством охоты на ксеноморфов, а также участь людей, которые раз за разом оказываются между двух инопланетных монстров. Культовой героиней этой вселенной стала еще одна «final girl» – Мачико Ногучи, земная женщина, сумевшая выжить на планете охоты и в итоге ставшая своей среди яутжа.

-10

Пока комиксы «Чужой против Хищника» постепенно завоевывали популярность, идея кроссовера неожиданно проникла и в кино. В «Хищнике 2» поместили среди трофеев инопланетянина череп ксеноморфа. Эта отсылка к вселенной «Чужих» была всего лишь шуткой специалистов по спецэффектам Стэна Уинстона. Однако она вызвала бурный отклик у поклонников, которые увидели в этом намек на скорое появление фильма по вселенной Alien vs. Predator. Тем более что интерес к кроссоверу в 1990-е годы был большой, вслед за комиксами стали выходить романы, фигурки, настольные игры и, конечно же, видеоигры.

Одним из первых успешных проектов стал красочный beat ’em up для аркадных автоматов Alien vs. Predator (1993) от Capcom, где два яутжа вместе с двумя киборгами сражались против полчищ ксеноморфов. Затем последовала череда культовых шутеров. В 1994 году вышел Alien vs. Predator для консоли Atari Jaguar, которую игроки могли пройти за Чужого, Хищника или морпеха у каждого персонажа был собственный набор уровней, оружия и навыков.

Эта инновационная концепция в полной мере раскрылась в Aliens versus Predator, выпущенной в 1999 году для ПК. Rebellion сделали ставку на уникальный геймплей для каждой из трех рас, предложив игрокам принципиально разные механики, стиль прохождения и ощущения от одних и тех же локаций. Успешным оказался и Aliens vs. Predator 2 (2001) от Monolith Productions, сиквел привнес то, чего не хватало предыдущим частям, а именно полноценный сюжет и ярких персонажей.

-11

В начале 2000-х эстафетную палочку видеоигр подхватил кинематограф. Кинокомпания 20th Century Fox еще в начале 1990-х задумалась объединить две франшизы и даже поручила сценаристу Питеру Бриггсу написать черновой вариант сценария под названием The Hunt: Alien vs. Predator. Однако проект в итоге застрял в «производственном аду» почти на десятилетие. Лишь в начале 2000-х, когда оригинальные серии исчерпали себя, студия вернулась к идее кроссовера.

Режиссером назначили Пола Андерсона, который на тот момент ассоциировался с успешными среднебюджетными фантастическими экшенами вроде Смертельной битвы и Обители зла. В его фильме Чужой против Хищника (2004) действие разворачивалось в наши дни: группа ученых попадает в заброшенную пирамиду под льдами Антарктики, где древние Хищники устраивали охоту на Чужих. Фанаты встретили фильм с огромным энтузиазмом, который быстро обернулся разочарованием.

С одной стороны, зрители наконец увидели сражения Чужих и Хищников на экране, действие происходило в атмосферных локациях, а сюжет был связан как с оригинальными фильмами обеих вселенных, так и с мифологией кроссовера. С другой, фильм оказался слишком глупым и «детским» во многом из-за желания удержаться в рамках возрастного рейтинга PG-13. Картине не хватало мрачности, жестокости и глубины, присущих обоим вселенным.

-12

Впрочем, с финансовой точки зрения фильм Андерсона оказался успешным, поэтому продолжение не заставило себя ждать. Сиквел «Чужие против Хищника: Реквием» вышел в 2007 году, сменив режиссеров и тональность. Новые постановщики, братья Штраус, учли недовольство поклонников и выкрутили жестокость на максимум. Правда, со всем остальным стало только хуже.

Реквием клеймили за сумбурный сюжет, слабые спецэффекты, отсутствие интересных персонажей и, самое главное, слишком темную картинку. Многие зрители жаловались, что в некоторых сценах было невозможно разглядеть, что происходит на экране. Неудивительно, что Реквием собрал в прокате меньше оригинала (около $130 млн против $172 млн), и Fox свернула планы по производству третьей части

-13

Однако вселенная кроссовера практически не заметила провала «Реквиема». Dark Horse выпускала новые серии комиксов о противостоянии Чужих и Хищников вплоть до конца 2010-х, регулярно возвращая Мачико и придумывая новые сюжеты. Обе расы постоянно появлялись в качестве гостевых персонажей в других франшизах, например, в файтинге Mortal Kombat X. В Голливуде также не забыли про вселенную «Чужого против Хищника»: время от времени появлялись слухи о перезапуске или продолжении. А недавно стало известно, что еще до поглощения Fox компанией Disney был отменен практически завершенный анимационный сериал Aliens vs. Predator: Annihilation.

Комиксы о «Чужом»

-14

Первым комиксом по «Чужому» стал графический роман по оригинальному фильму «Чужой: Иллюстрированная история», выпущенный в 1979 году. Издательство Heavy Metal привлекло к работе талантливого сценариста Арчи Гудвина и художника Уолта Симонсона. Работа над комиксом шла параллельно со съемками картины, в результате чего в графический роман вошли эпизоды, вырезанные из финальной версии фильма. Критики высоко оценили адаптацию и отмечали, что персонажи и конфликты в комиксе проработаны даже лучше, чем в фильме. «Чужой: Иллюстрированная история» стал первым комиксом, попавшим в список бестселлеров The New York Times, а студия 20th Century Fox признала, что обложка комикса получилась эффектнее официального кинопостера.

-15

В 1980-е франшиза получила дальнейшее развитие на страницах комиксов благодаря издательству Dark Horse Comics. В 1988 году, спустя несколько лет после выхода сиквела Кэмерона, Dark Horse приобрела лицензию и выпустила собственное продолжение картины – мини-серию «Эпидемия» (Aliens: Outbreak, 1989). Она продолжала историю выживших героев, капрала Хикса и Ньют, спустя несколько лет после событий фильма. Комикс даже показывал, как ксеноморфы оказываются на Землю, предвосхищая идеи, к которым позднее обратится кинофраншиза. Кроме того, комиксы по «Чужому» дополняли события фильмов. Например, мини-серия «История Ньют» (Aliens: Newt’s Tale, 1992) пересказывал события «Чужих» глазами Ньют.

Успех первого цикла положил начало обширной линейке ограниченных серий и выпусков-ваншотов. Так образовалась альтернативная трилогия прямых сиквелов к «Чужим», написанная Марком Верхайденом. За Outbreak последовали Nightmare Asylum (1989) и Female War (1990), завершающие историю Хикса и Ньют. Однако выход «Чужого 3» (1992) резко перечеркнул созданную в комиксах версию событий, так как персонажи по канону оказались мертвы. Из-за этого Dark Horse в переизданиях была вынуждена переименовать героев: Ньют стала Билли, а Хикс – Уилксом.

-16

В течение 1990-х Dark Horse выпустила десятки самостоятельных историй, обогативших мифологию франшизы. Каждая из них предлагала свой взгляд на столкновение человечества с ксеноморфами. Например, мини-серия Aliens: Genocide (1991), рассказывала, как после очистки Земли от Чужих экспедиция людей отправляется на родную планету ксеноморфов, где становится свидетелем жестокой гражданской войны между «классическими» черными особями и новой породой красных ксеноморфов.

Другой яркий проект – Aliens: Labyrinth (1993), действие которого разворачивается на удаленной космической станции. Там сумасшедший ученый доктор Пол Черч проводит ужасающие эксперименты, изучая поведение Чужих.

Были и максимально нестандартные сюжеты. Aliens: Music of the Spears (1994) рассказывал о композиторе, мечтающем вырастить ксеноморфа и записать его звуки для великого музыкального произведения.

-17

В конце 1980-х – начале 1990-х истории о Чужом ориентировались на взрослую аудиторию поклонников фильмов: сюжеты выдерживались в духе мрачного сай-фай-хоррора, полного кровавого экшена, циничных корпораций и безнадежной борьбы людей против идеального организма. Однако со временем комиксы стали все смелее отходить от военной тематики. Появились истории с философским подтекстом, сатирой на корпоративную жадность, религиозными аллюзиями и нестандартными героями.

Комиксы Dark Horse активно расширяли вселенную «Чужого», вводя новых персонажей, локации и темы. В 1990 году издательство решилось на кроссовер Aliens vs. Predator, сперва в виде короткого рассказа, а затем серии, в которой две легендарные инопланетные угрозы столкнулись лицом к лицу.

-18

После того как Чужие успешно зарекомендовали себя в дуэли с Хищником, последовала череда «гостевых визитов» во вселенные других издательств. В начале 1990-х Dark Horse заключила партнерство с DC Comics, и в 1991 году на свет появился мини-сериал Batman vs. Predator («Бэтмен против Хищника»).

В 1995 году тем же путем пошел самый известный криптонец – вышел кроссовер Superman vs. Aliens («Супермен против Чужих»). По сюжету Супермен оказывается вдали от солнечного света (который дарует ему силы), что делает его уязвимым перед ксеноморфами. Неукоснительный моральный кодекс Кал-Эла, не убивать живые существа, подвергается суровому испытанию, когда против него встают безжалостные Чужие.

В последующие годы Чужие успели заглянуть в гости к персонажам не менее шести разных вселенных комиксов. Как правило, такие встречи считались развлекательными, неканоническими экспериментами. Но бывали и исключения: например, Buffy the Vampire Slayer: In Space No One Can Hear You Slay («Баффи – истребительница вампиров: В космосе никто не услышит твой крик») и мини-серия Judge Dredd vs. Aliens: Incubus были объявлены каноном для серий.

-19

После провала «Воскрешения» интерес к франшизе стал падать, и Dark Horse не выпускала комиксы на протяжении почти десяти лет. Возвращение состоялось только в 2010-е: новые выпуски переосмысливали классику и вводили современные темы. Мини-серия Aliens: Dead Orbit (2017) от автора-одиночки Джеймса Стоко перенесла знакомый сюжет «чужого на космической станции» в эстетику инди-комикса, с упором на саспенс и оригинальный визуальный почерк. Другой пример – William Gibson’s Alien 3 («Чужой 3» Уильяма Гибсона, 2018), созданный по нереализованному сценарию фантаста к триквелу.

-20

В 2020 году, после слияния Disney и 20th Century Fox, права на публикацию комиксов о Чужих и Хищниках перешли к издательству Marvel. С тех пор монстры начали постепенно вливаться в супергеройский мир. Marvel переиздала классические истории Dark Horse под маркой Aliens: The Original Years, запустила новые сольные серии про Чужих и Хищников, а также не упустила шанс столкнуть их со своими знаменитыми персонажами.

Так, в 2023 году вышел мини-сериал Predator vs. Wolverine, где Росомаха сражается с Хищником. А уже в августе 2024 года Marvel представила фанатам грандиозный кроссовер Avengers vs. Aliens («Мстители против Чужих»). Эта четырехсерийная история от звездных авторов, сценариста Джонатана Хикмана и художника Эсада Рибича, отправляет ксеноморфов на Землю, где им противостоят Капитан Америка, Железный Человек, Халк, Черная Пантера и прочие члены Мстителей.

-21

За десятилетия комиксы по вселенной «Чужого» сформировали целый пласт мифологии, дополняющий фильмы. Там появились новые культовые герои (например, уже упомянутая Мачико Ногучи) и организации (та же корпорация Bionational стала альтернативным злодейским конгломератом наряду с Weyland-Yutani). Комиксы исследовали биологию и повадки ксеноморфов глубже, чем фильмы, изобретали новые виды, королев и даже устраивали войны между ними. Некоторые идеи, впервые представленные на страницах графических историй, перекочевали в другие медиумы. Самый яркий пример – концепция Aliens vs. Predator.

Игры о «Чужих»

-22

После триумфа оригинального фильма компания Fox попыталась повторить его успех на домашних консолях. Самой первой игрой стала Alien (1982) для Atari 2600, по сути, это был переделанный Pac-Man, где игрок убегал от ксеноморфов по лабиринту, собирая «яйца» и пользуясь огнеметом вместо пилюль.

Лишь в 1984 году вышел более амбициозный Alien на Commodore 64, ZX Spectrum и Amstrad CPC – концептуальный квест, где разработчики из Concept Software передали атмосферу фильма через пошаговый геймплей и необходимость следить за всей командой корабля.

После выхода сиквела в 1986 году вектор игровых адаптаций сместился в сторону боевика. Динамичный экшен Джеймса Кэмерона с множеством монстров вместо одного задал тон для всей игровой франшизы на десятилетия. В 1986–1987 годах сразу несколько игр представили события второго фильма на разных платформах. Так, Activision выпустила в США сборник мини-игр Aliens: The Computer Game (1986) с эпизодами по ключевым сценам фильма. Параллельно в Японии молодая Square (создатели легендарной серии Final Fantasy) создала свой первый и единственный проект по кинолицензии – сайд-скролл-шутер Aliens: Alien 2 (1987) для компьютеров MSX. Музыку к игре написал культовый композитор «финалки» Нобуо Уэмацу.

-23

К концу 1980-х франшиза добралась до залов игровых автоматов. В 1990 году Konami выпустила в аркадах знаменитый Aliens – красочный клон Contra, где Рипли сражалась против толп ксеноморфов, а в финале убивала королеву Чужих.

Следующим большим успехом стала Alien 3 от студии Probe Entertainment. Мрачный триллер Финчера превратился в задорный шутемап, в котором Рипли нужно было носиться по уровням, отстреливая чужих и спасая людей.

Параллельно в начале 90-х сформировалось еще одно важное видеоигровое направление – кроссоверы «Чужой против Хищника».

-24

В период с середины 1990-х до 2000 года разработчики решились на несколько смелых экспериментов с франшизой, пытаясь выйти за рамки стандартного экшена. Например, в 1995 году французская студия Cryo Interactive выпустила Aliens: A Comic Book Adventure – квест по мотивам комиксов издательства Dark Horse. Другой нестандартный проект – Aliens Online (1998) от Mythic Entertainment – онлайн-шутер, посвященный противостоянию морпехов и ксеноморфов.

Впрочем, экшены все равно превалировали. В 1996 году на PS1, Sega Saturn и PC вышла Alien Trilogy – полноценный шутер от первого лица, объединивший сюжет первых трех фильмов в единой кампании.

-25

Закрывала десятилетие Alien: Resurrection (2000) на PlayStation – адаптация одноименного фильма Жана-Пьера Жене. У студии Argonaut Games получился качественный шутер от первого лица с элементами survival horror: темные коридоры, внезапно выпрыгивающие лицехваты, постоянный стресс от нехватки патронов.

Между 2002 и 2009 годами не вышло ни одной крупной игры по вселенной. Казалось, что все изменится после 2006 года, когда SEGA приобрела эксклюзивные права на разработку игр по франшизе. Практически сразу состоялся анонс двух амбициозных проектов: шутера Aliens: Colonial Marines от Gearbox Software и ролевой Aliens: Crucible от Obsidian Entertainment. Фанаты ликовали, однако реальность оказалась жестокой. Если проект Gearbox после долгих мытарств все же добрался до релиза, то RPG от Obsidian была отменена без каких-либо объяснений.

По слухам, игровой процесс напоминал смесь предыдущих хитов Obsidian (Neverwinter Nights 2, KOTOR 2) с элементами Mass Effect, только в более мрачном сеттинге. Концепция выглядела интригующей: Obsidian даже успела создать рабочий прототип, но SEGA внезапно заморозила проект.

-26

Впрочем, у Aliens: Colonial Marines дела обстояли еще хуже. SEGA возлагала большие надежды на проект. Gearbox гордо называла себя фанатами серии, обещала каноничный сюжет, умных ксеноморфов, кооперативный режим. Однако время шло, а об игре практически не было никакой информации. Все изменилось на E3 2011, когда показали впечатляющий трейлер Colonial Marines, который, как выяснилось позже, оказался не более чем обманом.

Релиз Aliens: Colonial Marines в 2013 году оказался катастрофой. Игра вышла абсолютно сырой: баги, слабый ИИ, посредственная стрельба, нелогичный сюжет, полный противоречий канону. Средний балл на Metacritic едва перевалил за 40 из 100. На разработчиков даже подали в суд из-за несоответствия рекламных обещаний реальной игре. Казалось, что провал Colonial Marines на долгие годы нанес непоправимый вред играм по вселенной.

-27

Однако через год случилось чудо – британская студия Creative Assembly, известная исключительно благодаря стратегиям серии Total War, выпустила хоррор Alien: Isolation. Сюжет игры разворачивался между событиями первых двух фильмов и рассказывал об Аманде Рипли, дочери Эллен, которая отправляется на заброшенную станцию «Севастополь» в поисках записей о пропавшем «Ностромо». Геймплейным ядром стала концепция игры в «кошки-мышки» между игроком и ксеноморфом. В Creative Assembly было много поклонников оригинального фильма. Художники воспроизвели дизайн кораблей, помещений и представлений о технологиях будущего из 70-х годов. Результат получился выдающимся. Isolation буквально дышала эстетикой ретро-фантастики, казалось, что это не игра 2014-го, а потерянны» интерактивный проект времен первого фильма.

-28

Но главное достояние игры – сам Чужой. Ксеноморф в Isolation не следовал заранее заданным маршрутам – он слушал и искал игрока по шуму, реагировал на каждое его движение, адаптировался к поведению. Разработчики отказались от дешевых скримеров в пользу постоянного напряжения и ощущения беспомощности перед лицом идеального хищника. И критики, и фанаты встретили Alien: Isolation с восторгом. Игра получила множество наград, включая премию BAFTA, и стала большим финансовым успехом для Sega.

В последние годы игры по вселенной «Чужого» продолжают экспериментировать с жанрами, предлагая фанатам все новые способы столкнуться с ксеноморфами. В 2021 году студия Cold Iron выпустила Aliens: Fireteam Elite – кооперативный шутер от третьего лица в духе Left 4 Dead. В 2023 году вышла Aliens: Dark Descent – изометрическая тактическая стратегия в реальном времени. А в 2024-м франшиза пополнилась VR-хоррором Alien: Rogue Incursion, обещающим атмосферу, максимально близкую к первоисточнику Ридли Скотта. Правда, фанаты продолжают ждать анонса Alien: Isolation 2, о котором уже не первый год ходят слухи.

* * *

Впечатления от второго сезона «Уэнсдэй»: старая школа и новые тайны

Громкие инсайды Кевина Файги: судьба Человека-паука и Блэйда, камбэк Тони Старка и эпоха Людей Икс!

Юра, Маск и ChatGPT: что известно о новом голливудском фильме с Борисовым

-29