Найти в Дзене
АвтоИстория. AutoStory

BMW 1-я серия: как компактный премиум стал легендой

Оглавление

BMW 1 Series — это не просто компактный автомобиль, а целая философия «доступного драйва» от баварского бренда. С 2004 года он стал входным билетом в мир BMW, сохранив в себе характер старших моделей и предложив уникальное для сегмента сочетание заднего привода и премиум-отделки.

Как родилась идея

В конце 90-х рынок компактных автомобилей в Европе переживал бум. Audi A3 и Mercedes A-Class уже закрепились в сегменте, но у BMW прямого конкурента не было. На тот момент младшей моделью бренда была BMW 3 Series Compact — укороченная версия трёшки. Она продавалась неплохо, но воспринималась как компромисс, а не полноценный представитель нового класса.

BMW хотела предложить свою философию в компактном кузове — с идеальной развесовкой, спортивной посадкой и управляемостью, как у старших моделей. В 1998 году стартовал проект E87, и инженеры приняли принципиальное решение: сохранить задний привод, несмотря на рост стоимости разработки и производства.

Первое поколение (E81/E82/E87/E88, 2004–2011) — дерзкий новичок

Дебют: март 2004 года на Женевском автосалоне.

Первым на рынок вышел 5-дверный хэтчбек (E87), но позже линейка расширилась:

  • E81 — 3-дверный хэтчбек,
  • E82 — купе,
  • E88 — кабриолет.

Дизайн: длинный капот, короткий задний свес, низкая посадка — всё это делало «единицу» похожей на уменьшенную 3-ю серию.

Двигатели:

  • Бензиновые: от 1.6 (115 л.с.) до атмосферной «шестёрки» 3.0 (265 л.с.) в 130i.
  • Дизельные: от 1.6 (90 л.с.) до 3.0 (204 л.с.).

Интересный факт: BMW 130i стал одним из последних хот-хэтчей в мире с атмосферным R6 и задним приводом — таких машин больше не выпускают.

Спортивная слава: в 2007 году появилась версия BMW 123d — первый в мире серийный дизель с двумя турбинами в сегменте компактных автомобилей.

Второе поколение (F20/F21, 2011–2019) — последний бастион заднего привода

Премьера: Франкфурт, 2011 год.

BMW не пошла на поводу у конкурентов и оставила задний привод, что сделало F20/F21 последним хэтчбеком в классе с такой компоновкой.

Главные изменения:

  • Более просторный салон (+21 мм места для ног сзади),
  • Новая мультимедиа iDrive с сенсорным контроллером,
  • Турбомоторы EfficientDynamics, которые сочетали мощность и экономичность.

Топ-версии:

  • M135i (320 л.с., R6, 0–100 за 4,9 сек),
  • M140i (340 л.с., R6 B58, 0–100 за 4,6 сек).

Факт для знатоков: M140i с пакетом M Performance мог разгоняться до 280 км/ч без ограничителя — для компактного хэтчбека это выдающийся результат.

Третье поколение (F40, 2019 – н.в.) — новый курс

BMW изменила стратегию: F40 перешёл на переднеприводную платформу UKL2, общую с MINI, чтобы улучшить практичность.

Что изменилось:

  • Просторный задний ряд, багажник на 380 л,
  • Современные ассистенты и проекционный дисплей,
  • Полный привод xDrive для топ-версий.

Флагман: M135i xDrive (2.0 турбо, 306 л.с., 0–100 за 4,8 сек).

Факты, которые мало кто знает

  • Производство велось не только в Лейпциге, но и в Регенсбурге и даже в ЮАР.
  • Первая «единица» получила награду Golden Steering Wheel за лучший дизайн в 2004 году.
  • Версия 1M Coupe (2011) на базе E82 считается одной из самых драйверских M-моделей за всю историю.
  • В Японии выпускались специальные версии с уникальными цветами и отделкой салона, недоступные в Европе.

Интерьер

Вне зависимости от поколения, BMW делал упор на ориентацию на водителя:

  • Центральная консоль слегка развёрнута,
  • Спортивные сиденья M Sport,
  • Материалы: ткань, кожа Dakota/Merino, вставки из алюминия или дерева,
  • Мультимедиа iDrive с экраном до 10,25 дюйма.

Редкие и лимитированные версии BMW 1-й серии

BMW 1 Series M Coupe (E82, 2011–2012)

  • Двигатель: 3.0 TwinTurbo (N54), 340 л.с., 450 Н·м (+50 Н·м с овербустом).
  • Привод: задний.
  • Разгон 0–100: 4,9 сек.
  • Особенности: расширенные арки, шасси от M3 E92, уникальная коробка передач, задний мост и тормоза от старших моделей M.
  • Произведено: всего ~6300 экземпляров.
  • Факт: эта версия считается «духовным наследником» BMW E30 M3 и уже имеет коллекционную ценность.

BMW 130i M Sport (E87, 2005–2011)

  • Двигатель: атмосферная R6 3.0 (265 л.с.).
  • Привод: задний.
  • Разгон 0–100: 6,1 сек.
  • Особенности: это один из последних компактных хэтчбеков в мире с рядной «шестёркой» без турбо. Отличался невероятным балансом и управляемостью.
  • Факт: в некоторых странах предлагался в ярко-жёлтом цвете Phoenix Yellow — редкость для BMW 1-й серии.

BMW M140i Shadow Edition (F20 LCI, 2017–2019)

  • Двигатель: R6 3.0 B58 (340 л.с.).
  • Привод: задний или полный (xDrive).
  • Разгон 0–100: 4,6 сек.
  • Особенности: затемнённая оптика, чёрная окантовка решётки радиатора, уникальные 18-дюймовые диски.
  • Факт: эта версия считается «лебединой песней» заднеприводных хэтчбеков BMW.

BMW 123d (E87/E82, 2007–2013)

  • Двигатель: 2.0 битурбодизель (204 л.с., 400 Н·м).
  • Разгон 0–100: 7,0 сек.
  • Особенности: первый в мире серийный дизель с двумя турбинами в сегменте компактных авто.
  • Факт: пользовался популярностью в Германии как «дизельный хот-хэтч» с низким расходом топлива (5,2 л/100 км).

BMW 116i Urban/Style Line (F20, 2011–2015)

  • Двигатель: 1.6 турбо (136 л.с.).
  • Привод: задний.
  • Особенности: эти лимитированные комплектации отличались уникальными комбинациями цветов кузова и салона, хромированными элементами и специальными тканевыми вставками.
  • Факт: ориентированы на городскую молодёжь, продавались только в Европе.

Почему эти версии важны

Они демонстрируют, что BMW 1-я серия всегда имела особое место в модельном ряду марки: от доступных городских машин до драйверских «карманных ракет». Лимитированные модификации ценятся у коллекционеров, а некоторые уже стоят дороже, чем новые BMW того же класса.

Итог

BMW 1-я серия стала символом того, что компактный автомобиль может быть по-настоящему премиальным и драйверским. Первые два поколения — культовые среди любителей заднего привода, а третье — пример адаптации к современным трендам и запросам массового рынка.