Найти в Дзене
Arzamas

Зачем молиться соли? Древнемесопотамский ритуал

Современное представление о молитве не вполне согласуется с древнемесопотамским. Жители Древней Месопотамии рассматривали молитву как способ достичь желаемого через обращение к божеству или другой сущности: в качестве существа, к которому они обращались, могли выступать духи предков или даже предметы, которые мыслились как наделенные сверхъестественными силами. Такая молитва в основном бытовала в ритуальном пространстве и произносилась в присутствии специалиста, который помогает провести ритуал так, чтобы просьба достигла адресата и возымела нужный результат. Разберем в качестве примера молитву к соли.

О ты, соль, что была создана в чистом месте!
К столу великих богов назначил тебя Эллиль.
Без тебя не проходит трапеза в храме Экур,
Без тебя ни бог, ни царь, ни вельможа, ни князь не вкушают жертвенный дым.
Я, имярек, сын имярека — тот, кем овладели злые чары,
Тот, кого одолело заклятье.
Ослабь, о соль, злые чары! Сними с меня колдовство!
Возьми на себя мое заклятье,
И так же, как бога, что создал меня,
Я буду тебя прославлять.

Текст этой молитвы входит в состав сборника Maqlû (по-аккадски это означает «сожжение» — это отсылка к ритуальным практикам сжигания различных предметов). Сборник содержит тексты и инструкции для избавления от наведенных ведьмой или колдуном чар. Всего в нем восемь больших таблиц с заклинаниями и молитвами и одна таблица ритуалов, которая поясняет, что нужно делать при чтении каждого из текстов. Каноническая версия этого сборника была найдена в библиотеке Ашшурбанипала — самом знаменитом собрании клинописных текстов, обнаруженных на территории Ассирии.

Молитва к соли — это молитва-заклинание, которую читал пострадавший от колдовства. Слова молитвы сопровождались специальным ритуалом, который в переводе с аккадского звучит так: «Ты читаешь заклинание, которое называется „О соль, что была создана в чистом месте!“. Ты читаешь его над комком соли и кладешь его в курильницу в изголовье кровати».

Почему молящийся обращался к соли? По данным клинописных текстов, соль имела важное ритуально-магическое значение и часто использовалась в жреческих практиках: ее могли добавлять в ритуальную еду, которая предназначалась для божественной трапезы, ее клали в курильницы с благовониями, а также использовали как средство против колдовских чар. Значимость соли в Месопотамии была столь высока, что ей покровительствовало отдельное божество — Хатта.

Первые четыре строки молитвы вводят обращение к соли, акцентируя внимание на ее ритуальной незаменимости при принесении жертв богам. В тексте говорится: «Без тебя не проходит трапеза в храме Экур», — имеются в виду жертвенные приношения, сдобренные солью, которые жрецы готовили для божественных статуй. «Без тебя ни бог, ни царь, ни вельможа, ни князь не вкушают жертвенный дым», — здесь речь идет о жертвах воскурения, которые приносились в рамках культа тех или иных божеств или в рамках культа почитания предков.

В Месопотамии один из типов жертвоприношений был устроен так: готовилась обычная еда, жрецы совершали над ней положенные манипуляции и приносили в храм. Еда оставалась в храме какое-то время, потом ее убирали и заменяли новой. Также жертвоприношение можно было проводить в форме воскурений, когда в курильнице поджигались благовонные вещества с добавлением соли, дым шел наверх — и боги и духи почивших предков могли им наслаждаться.

Далее в тексте появляется формула «Я, имярек, сын имярека», которая в каждом конкретном случае заменялась на настоящее имя того, в чьих интересах совершался ритуал. Затем человек называет себя: «Я тот, кем овладели злые чары, я тот, кого одолело заклятье», — и повторяет это дважды для пущей ясности. Этот литературный прием — повтор — встречается и в заключительном фрагменте текста. Одинаковые по своей сути просьбы, обращенные к соли, о помощи, об избавлении от колдовства формулируются с использованием сразу трех разных слов, обозначающих колдовство и двух глаголов со значением «ослаблять, распускать» — то есть «уничтожать».

Завершается текст строками, в которых соль, помогающая просителю избавиться от колдовства, приравнивается к личному богу, от которого всецело зависят жизнь и благополучие человека.