Первая часть ЕГЭ по обществознанию содержит 16 заданий с кратким ответом:
- 8 заданий базового уровня,
- 8 заданий повышенного уровня.
Разновидность заданий первой части следующая:
1) задания на выбор и запись нескольких верных ответов из предложенного перечня (задания № 1, 2, 4, 5, 7-12, 14, 16);
2) задания на установление соответствия позиций, представленных в дух множествах (задания № 3, 6, 13, 15).
Ответом на любое задание тестовой части является последовательность цифр, записанных без пробелов и знаков препинания.
Задание 1:
- может проверять любую тему кодификатора;
- может быть только 2 варианта ответа ответа.
Порой выпускники допускают ошибку и пишут в ответ на первое задание более 2 цифр, но это не верно.
Задания 2, 3, 4:
- требуют выбора верных суждений;
- проверяют только модуль "Человек и общество/введение в социальную психологию, социальную философию";
- верных цифр в ответе может быть от 2 до 4;
- задания 2, 3, 4 отличаются баллами.
Задания 5, 6, 7:
- задания на сопоставления;
- проверяют только модуль "Экономическая жизнь общества / Введение в экономику";
- важна последовательность записи цифр в ответе.
Задания 8, 9:
- требуют выбора верных суждений;
- цифр в ответе может быть от 2 до 4;
- проверяют только модуль "Социальная сфера / Введение в социологию";
- задание 9 формально проверяет социологические знания, но в реальности - навыки анализа данных социологического опроса;
- вопросы в 9 задании на самом деле могут быть из любого блока, но проверяет не знания, а навыки анализа визуальной информации и ее интерпретации.
Задания 10, 11, 13:
- проверяют только модуль "Политическая сфера / Введение в политологию";
- 13 задание согласно мнению авторов экзамена базового уровня сложности, в реальности необходимо практически знать наизусть статьи 71 и 72 Конституции РФ (предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов), полномочия всех органов власти (ст. Конституции РФ № 83-89, 102, 103, 114);
- задание 13 формально привязано к блоку политологии, но фактически необходимо анализировать источник права.
Задания 12, 14, 15, 16:
- полностью посвящены модулю "Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации / Введение в правоведение";
- 12 задание посвящено 1 и 2 главам Конституции РФ.
Критерии оценки и методика выполнения заданий первой части ЕГЭ по обществознанию
Задание 1:
- понятийное задание базового уровня сложности;
- проверяет знания об основах обществоведческих наук и философии, о предмете и методах исследования, этапах и основных направлениях развития социальных наук, о роли научного знания в социальной действительности, о взаимодействии и комплексном изучении социальных явлений;
- задание требует назвать два неправильных ответа;
- чтобы выполнить его правильно, вспоминаем верные характеристики указанного явления и вычленяем те, которые к нему не подходят;
- типичные ошибки экзаменуемых – выбор и запись 4 верных ответов, не смотря на то, что для записи цифр предусмотрено всего две ячейки;
Задания 2, 5, 8,10,12,14:
- предусматривают выбор нескольких верных ответов из 5 суждений;
- проверяют владение базовым понятийным аппаратом, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, а также определять смыслы многозначных понятий, классифицировать понятия и термины, устанавливать/выявлять/объяснять причинно-следственные связи социальных объектов и процессов
- верных ответов может быть от 2 до 4 (не все и не один);
- чаще всего выбирают 3 варианта ответа, боятся ставить 4 варианта, даже если это верно, ведь 4 варианта встречается намного реже, чем 3;
- задания 2, 5, 8,10,14 оцениваются 2 баллами, запись цифр в ответе может быть в любом порядке, нужно перечислить все верные варианты, исключив неверные, 1 ошибка лишает одного балла;
- 12 задание оценивается одним баллом, для его выполнения необходимо знать 1 и 2 главы Конституции РФ.
Задания 4, 7, 11, 16:
- предусматривают 6 вариантов ответа, верными из которых могут быть от 2 до 4;
- содержат описание некой ситуации (задачи);
- проверяют на функциональную грамотность;
- задания дают по 2 балла при условии записи всех цифр в ответ и отсутствия среди них лишних;
- чтобы справиться необходимо анализировать социальные явления, использовать понятийный аппарат, делать обоснованные выводы, выделять факты/оценочные суждения/мнения, вести целенаправленный поиск необходимый сведений при недостатке информации в задании.
Задания 3, 6, 13,15:
- в ответах на перечисленные задания всегда должно быть 5 цифр, но важен их порядок записи;
- я категорически не согласна с тем, что задание 13 базового уровня сложности, ведь с ним справляются плохо;
- задание 3 оценивается 1 баллом и посвящено модулю "Человек в обществе. Духовная культура / Введение в социальную психологию. Введение в социальную философию";
- задание 6 оценивается 2 баллами и посвящено модулю "Экономическая жизнь общества / Введение в экономику";
- задание 13 оценивается 2 баллами и посвящено модулю "Политическая сфера / Введение в политологию";
- задание 15 оценивается 2 баллами и посвящено модулю "Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации /
Введение в правоведение"; - ответы на перечисленные задания должны содержать только цифры, никаких букв;
- задания проверяют умения классифицировать понятия и термины, владеть базовым понятийным аппаратом, различать существенные и несущественные признаки понятий, определять смыслы многозначных понятий.
Задание 8:
- оценивается 2 баллами;
- проверяет умение анализировать статистическую информацию;
- требует понимания терминов «половина», «треть», «четверть»;
- при выполнении необходимо мысленно продлить диаграмму до 100 %, так как в самом задании не рисуют "столбики" целиком;
- для его успешного выполнения необходимо знание дробей, но оно проверяет также умение осуществлять поиск информации в различных знаковых системах, извлекать её из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений.
Как учителю создать задания тестовой части ЕГЭ самостоятельно?
Для создания заданий ЕГЭ по обществознанию нам понадобятся учебники из федерального перечня, рекомендованные Министерством образования РФ
Далее действуем по алгоритму:
1) выбираем теоретический материал, который будем проверять в задании;
2) определяем тип задания (выбор лишнего, выбор нескольких верных вариантов из 5 или 6, установление соответствия);
3) формулируем вопрос и инструкцию;
4) создаем варианты ответов, среди которых должно быть нужное количество верных и дистракторы (неправильные ответы).
Советы:
- использовать только проверенные источники;
- тип задания должен полностью повторять задание из ЕГЭ;
- задание формулируется просто, чтобы на его выполнение не влияли словарный запас или эрудиция ученика;
- задание должно быть сформулировано лаконично и точно, допускать неоднозначной трактовки;
- в формулировке заданий следует избегать отрицаний («выберите ответы, которые не относится к понятию истина» - так НЕЛЬЗЯ);
- изучите методические рекомендации, где указаны наиболее частые ошибки, и аккуратно используйте "слова-ловушки";
- дистракторы должны быть привлекательными и казаться верными;
- если ученик допустил ошибку, можно использовать объяснения к дистракторам, которые заранее созданы для отработки сложностей с запоминанием.
Таким образом, создать задание можно в три шага:
- Берем теорию и вставляем слова-ловушки, чтобы верные суждения превратить в дистрактор.
- Описываем верные суждения, но прямо не называем понятие, которое раскрыто в суждении.
- Включаем прямые верные понятия из учебника.
Задание, созданное на основе учебника, является авторским.
Если если у вас остались вопросы, вы хотите начать подготовку к ЕГЭ или разобрать отдельно алгоритм выполнения каждого задания из Демоверсии, обращайтесь по номеру +7 921 601 28 36 (предпочитаемый способ связи – мессенджеры WhatsApp и Telegram).