Киноиндустрия сегодня стоит на распутье. Как вернуть зрителей в кинотеатры, когда все привыкли к безграничному удобству стриминговых сервисов? Ответ кажется очевидным: нужно просто давать фильмам шанс проката. И, что важнее, не обрывать его преждевременным релизом в онлайне. Но понимают ли это голливудские боссы? Пока неясно. Однако от этого решения выигрывают все: и режиссёры, и зрители. Уж слишком много в последние годы вышло картин, которые заслуживали большого экрана, но либо не получили его вовсе, либо промелькнули так быстро, что 99% аудитории посмотрели их дома.
Особенно сильно эта проблема бьёт по научной фантастике. Этот жанр строится на внимании к деталям, которые раскрываются только на огромном экране. Что, если следующая "Матрица" уже затерялась в алгоритмах какого-нибудь стриминга? Чтобы этого не допустить, давайте вспомним несколько отличных научно-фантастических фильмов, которые не пустили на экраны кинотеатров.
Окча: Суперсвинья, которую никто не увидел в кино
Пон Чжун Хо, южнокорейский режиссер, к 2017 году уже был знаком с научной фантастикой. Его международный прорыв случился с фильма о монстрах "Вторжение динозавра", а с голливудской безжалостной системой он столкнулся на съёмках "Сквозь снег", где почти зубами выгрызал право на финальный монтаж. Но "Окча" стала для него первым опытом работы со стримингом. Netflix профинансировал и выпустил фильм, показав его на Каннском фестивале в мае 2017 года. Однако за пределами Южной Кореи картина так и не вышла в широкий прокат. Да и на родине режиссёра её бойкотировали некоторые сети кинотеатров из-за одновременного релиза на Netflix.
Очень жаль, ведь "Окча" - один из лучших фильмов Пона. Это история о генетически модифицированной суперсвинье, которую мегакорпорация готовит на убой, и о девочке-подростке, выросшей с ней и готовой на всё ради её спасения. Фильм одновременно является острой критикой мясной индустрии, уморительной сатирой на современное общество и трогательной историей дружбы человека и животного, способной выжать слезу.
Зависнуть в Палм-Спрингс: Больше, чем просто ромком
Фильмы о временных петлях существуют давно, но лишь немногие подходили к этой идее так свежо, как "Зависнуть в Палм-Спрингс". Картина рассматривает петлю как метафору романтических отношений. Фильм вышел сразу на Hulu в июле 2020 года и, хотя его показали в нескольких региональных автокинотеатрах США, он не получил полноценного проката.
Энди Сэмберг играет Найлза, застрявшего в дне свадьбы, где его девушка - подружка невесты. Однажды он случайно затягивает в петлю сестру невесты Сару (Кристин Милиоти), и теперь они переживают один и тот же день вместе. Сара колеблется между отчаянием и гедонизмом, а Найлз давно смирился со своей судьбой. Это крепкий ромком с отличной химией между актёрами и, что важнее, тонкое рассуждение о том, как любовь может и запирать нас в рутине, и освобождать от неё.
Бескрайняя ночь: Когда тишина громче взрывов
Как и "Палм-Спрингс", "Бескрайняя ночь" всего две недели шла в автокинотеатрах, прежде чем перекочевать на Amazon Prime Video. Но! Очень важно! Это один из самых интересных фантастических фильмов последних лет, что я видел - как минимум благодаря оригинальной идее и потрясающим диалогам. Инди-фильм с бюджетом в 700 тысяч долларов, снятый на деньги самого режиссёра, буквально создан для полного погружения в кинотеатре, где точность звукового дизайна и неспешный ритм повествования раскрылись бы в полной мере.
Действие происходит в 1950-х в вымышленном городке штата Нью-Мексико. Двое старшеклассников, радиоведущий Эверетт и оператор коммутатора Фэй, натыкаются на странный радиосигнал и начинают расследование его возможного инопланетного происхождения. Фильм возрождает давно утраченное чувство удивления и ужаса перед неизвестным, отсылая к классике холодной войны с помощью минимализма и впечатляющих длинных планов. Именно та научная фантастика, в которую хочется погрузиться, забыв обо всём на свете.
Аполлон-10½: Приключение космического века
Это третий анимационный фильм Ричарда Линклейтера, выполненный в технике ротоскопирования, и третий за пять лет крупный американский проект о миссии "Аполлон-11". А ещё - его первый фильм для Netflix. Не то, чтобы "Аполлон-10½" величайший шедевр кинематографа, но он точно заслуживал большего, чем недельный прокат в нескольких кинотеатрах.
А ведь картина превосходит предыдущие анимационные работы Линклейтера по качеству и визуальному великолепию, не уступая им в философской и эмоциональной глубине. История мальчика из пригорода Хьюстона, который наблюдает за влиянием полёта на Луну на свой город и одновременно участвует в сверхсекретной миссии НАСА. Фильм напоминает, что анимация - это не жанр, а средство с безграничным потенциалом.
Кислород: Триллер в замкнутом пространстве
Французский режиссёр Александр Ажа - мастер напряжённого кино. Он снимал и ультражестокое "Кровавая жатва", и жуткие "Зеркала", и абсурдный "Пираньи 3D". В 2021 году он еще раз показал своё умение работать в жанре триллера фильмом "Кислород" - в отличие от его предыдущих работ, он миновал кинотеатры и вышел сразу на Netflix. А ведь такая напряжённая история запросто могла бы увлечь зрителей по всему миру.
Мелани Лоран играет женщину, которая просыпается в медицинской криокамере без памяти и понимания, как она там оказалась. Вскоре она узнаёт, что заперта, а кислород на исходе. Из этой минималистичной завязки Ажа строит потрясающую историю, полную поворотов. Взаимодействие героини с искусственным интеллектом камеры и постепенное раскрытие прошлого - вот, что держит в напряжении до самого конца.
Бессмертная гвардия: Супергерои, которых мы заслужили
Фильм, ровно как и его сиквел, стал одним из самых просматриваемых на Netflix на момент премьеры и настоящим культурным феноменом в сети, но согласитесь - "Бессмертная гвардия" заслуживала большего, чем просто телеэкран. В меру умный и проработанный боевик мог бы даже доминировать в прокате выйдя в подходящий момент. Это и боевик, и научная фантастика и супергеройское кино иного толка.
Фильм рассказывает о группе воинов, чья способность к регенерации делает их практически бессмертными. Веками они работают как наёмники, несущие добро. Их лидер, Андромаха из Скифии (Шарлиз Терон), должна преодолеть свои величайшии цинизм и предвзятость, чтобы принять в команду новообращённую бессмертную, морпеха Найл Фриман (Кики Лэйн). Помимо харизматичных героев и продуманной механики их способностей, фильм серьёзно размышляет о том, что значит быть силой добра в этом мире. А про сиквел я говорить не буду - его сюжет тесно завязан на сюжетных поворотах первого фильма.
Они клонировали Тайрона: Сатира под соусом фанка
Ещё один пример фильма, который показали лишь в нескольких кинотеатрах перед выходом на Netflix. И снова жаль, ведь картина заслуживала полноценного проката. Режиссёрский дебют Джуэла Тейлора - научно-фантастическая комедия, которая ловко черпает вдохновение из фильмов братьев Коэн и блэксплотейшн 70-х, создавая нечто совершенно оригинальное.
Наркодилер по имени Фонтейн (Джон Бойега) погибает от руки конкурента, но на следующий день просыпается живым. Вместе с друзьями он раскрывает масштабный правительственный заговор, включающий клонирование и слежку. Как и подобает научной фантастике поджанра, фильм великолепен в политической сатире, делая едкие замечания о реальных социальных проблемах. Но главное - он просто очень смешной.
Никто тебя не спасёт: Ужас в тишине
Премьера состоялась всего в нескольких кинотеатрах за три дня до стримингового релиза. "Никто тебя не спасёт", увы, не получил шанса загипнотизировать публику в кинозале, как это было у "Тихого места", но даже так, выйдя на Hulu, фильм впечатляет.
Сюжет почти классический: швея Бринн (Кейтлин Дивер) обнаруживает, что в её дом, а затем и в город вторглись гуманоидные пришельцы, и теперь ей предстоит выжить. Сила фильма не в оригинальности идеи, а в деталях. Бринн - одиночка, оторванная от враждебного общества и скорбящая по недавней потере матери и лучшей подруги. Кроме того, в фильме вообще нет диалогов. Бринн не нужно говорить, ей нужно действовать.
Безумный Бог: Путешествие в разум гения
Казалось бы, первый полнометражный мультфильм легенды анимации и спецэффектов Фила Типпетта должен был выйти с помпой. Но нет. "Безумный Бог" был выпущен на стриминге Shudder почти одновременно с ограниченным прокатом. В итоге он собрал чуть больше 300 тысяч долларов, а большинство фанатов анимации так и не увидели этот шедевр на большом экране.
И каплю контекста - Shudder не то, чтобы плохой стриминг - он очень нишевый и известен в основном инди хоррорами переменного качества. Какая жалость. Ведь "Безумный Бог" - это шедевр покадровой анимации. Сюжет трудно пересказать: некто, известный как Ассасин, спускается всё глубже в тёмный механический подземный мир, полный странных существ и невыразимых ужасов. Мы словно заглядываем в творческий разум самого Фила Типпетта и трудно сказать, что мы когда-либо видели хоть что-то подобное.
На этом у меня сегодня все! Если вы дочитали до этого момента - мое вам искреннее уважение! Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь подписываться и нажимать на кнопки под постом!
И до встречи в следующем выпуске!