Найти в Дзене
Она такая разная

Эта усадьба почти погибла, но смогла возродиться

Кажется, что некоторые дома бережно хранят память о прошлом. Они помнят тех, кто жил в них, разделяют с ними радости и печали, взлёты и падения, аккумулируют в себе многослойную информацию о прошлом, выступая в роли живых свидетелей исторических событий и эпох. И сами эти дома, как архитектурные объекты, проживают и время расцвета, и время упадка и разрушения. А некоторым из них выпадает шанс чудесным образом возродиться, чтобы, обретя новую жизнь, рассказать свою историю нашим современникам. Сегодня мы познакомимся с одной такой усадьбой на Старой Басманной улице. Её история полна трагических событий, связанных как с судьбами обитателей, так и с самим домом. Но несмотря на это, в возрождённой усадьбе снова звучат голоса, проходят праздники, а гости вспоминают тех, кто жил здесь два века назад. Мы поговорим о главном усадебном доме Муравьёвых-Апостолов, который расположен на Старой Басманной улице, 23/9с1. В середине 18 века на участке в Басманной слободе, где сейчас находится усадьба

Кажется, что некоторые дома бережно хранят память о прошлом. Они помнят тех, кто жил в них, разделяют с ними радости и печали, взлёты и падения, аккумулируют в себе многослойную информацию о прошлом, выступая в роли живых свидетелей исторических событий и эпох. И сами эти дома, как архитектурные объекты, проживают и время расцвета, и время упадка и разрушения. А некоторым из них выпадает шанс чудесным образом возродиться, чтобы, обретя новую жизнь, рассказать свою историю нашим современникам.

Сегодня мы познакомимся с одной такой усадьбой на Старой Басманной улице. Её история полна трагических событий, связанных как с судьбами обитателей, так и с самим домом. Но несмотря на это, в возрождённой усадьбе снова звучат голоса, проходят праздники, а гости вспоминают тех, кто жил здесь два века назад. Мы поговорим о главном усадебном доме Муравьёвых-Апостолов, который расположен на Старой Басманной улице, 23/9с1.

В середине 18 века на участке в Басманной слободе, где сейчас находится усадьба Муравьёвых-Апостолов, располагались текстильные мануфактуры купца первой гильдии Андрея Ивановича Бабушкина, на которых производили шёлковые и льняные ткани. После кончины Андрея Ивановича мануфактуры пришли в упадок, т. к. сыновья-наследники не имели предпринимательской жилки, были людьми безынициативными. В результате они потеряли купеческий статус, перейдя в мещанское сословие. Здания мануфактур постепенно разрушались.

В самом начале 19 века участок приобрёл отставной капитан Павел Иванович Яковлев. Он заказал построить дом на каменном фундаменте середины восемнадцатого века, оставшемся от мануфактурного здания. Считается, что автором проекта стал один из учеников школы Матвея Федоровича Казакова.

Усадебный дом был построен в стиле позднего классицизма. Здание украшают шестиколонный портик с коринфскими колоннами, на которые опирается треугольный фронтон, барельефы на античные сюжеты и полукруглая ротонда с южной стороны фасада.

Строительство дома с усадебными постройками велось с 1803 по 1806 год. Яковлев прожил здесь недолго – он скончался в 1809 году, а усадьба несколько раз сменила хозяев, пока в 1815 году её не приобрёл писатель и дипломат, сенатор Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол. Иван Матвеевич происходил из рода Муравьёвых, основателем которого считается рязанский боярин Василий Алаповский. Отцом Ивана Матвеевича был генерал-майор Матвей Артамонович Муравьёв, а матерью - внучка гетмана войска Запорожского, валахского грека по происхождению, Даниила Павловича Апостола, Елена Петровна Апостол. Т. к. в роду Апостолов не было наследников мужского пола, то для сохранения фамилии Иван Матвеевич получил высочайшее разрешение именоваться двойной фамилией – Муравьёв-Апостол.

Иван Матвеевич Муравьёв-Апостол был знатным вельможей при Екатерине II, Павле I и Александре I. Он был воспитателем при великих князьях Александре Павловиче и Константине Павловиче, выполнял дипломатические миссии в разных европейских государствах, занимался литературным трудом, был эрудитом, полиглотом и библиофилом.

От двух браков у Ивана Матвеевича было десять детей: четыре сына и шесть дочерей. Три его сына, Матвей, Сергей и Ипполит, стали декабристами. Восстание декабристов, как известно, было разгромлено, и это стало величайшей трагедией для семьи Муравьёвых-Апостолов.

Сергей Иванович стоял у истоков движения декабристов. Он был в числе первых членов «Союза спасения» и «Союза благоденствия», одним из руководителей «Южного общества». Он оказался в числе тех пяти декабристов, которые были приговорены к смертной казни, и был повешен в Петропавловской крепости в июле 1826 года.

Матвей Иванович за участие в тайных обществах и восстании Черниговского полка был приговорён к двадцати годам каторжных работ, впоследствии заменённым на вечное поселение в Сибири.

Ипполит Иванович был также участником восстания Черниговского полка. В январе 1826 года восставшие были разбиты отрядом гусар с конной артиллерией. Ипполит был ранен и, не желая сдаваться в плен, застрелился.

После вынесения приговоров декабристам Иван Матвеевич не мог находиться в доме, где всё напоминало ему о сыновьях. Он выставил дом на продажу, а сам уехал за границу. Иван Матвеевич вернулся в Россию в 1840-ых годах, но жил до самой кончины в Петербурге.

А что стало с особняком? С 1844 года парадный и антресольный этажи занимал Александро-Мариинский приют для детей из бедных семей. Цокольный этаж сдавался под лавки и мастерские. В 1912 году городские власти собирались снести здание, чтобы построить на его месте большой доходный дом, однако этим планам помешали события 1917 года. Приют закрыли, в нём сначала разместили коммунальные квартиры, затем долгое время было общежитие. Ещё в 1925 году Луначарский предложил открыть в усадьбе музей декабристов. В реальности музей был открыт только в 1986 году как филиал Государственного исторического музея. Однако состояние дома было столь плачевным, что музей в нём вскоре пришлось закрыть. С начала 1990-ых здание пустовало и постепенно ветшало: окна были выбиты, крыша местами обрушилась, деревянные перегородки сгнили, а штукатурка осыпалась. В здании часто ночевали бомжи, которые разводили костры прямо в бывших парадных комнатах.

-2

Так выглядел особняк в начале 21 века. Казалось, что дом обречён. Но в 1991 году в Россию приезжает потомок Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола Кристофер Андреевич. Вместе с ним Россию посетили его отец Андрей Владимирович и дядя Алексей Владимирович.

Небольшой экскурс в родословную Кристофера Андреевича. Дочь Ивана Матвеевича Екатерина Ивановна Муравьёва вышла замуж за Иллариона Михайловича Бибикова. В браке родилось шесть сыновей и пять дочерей, одна из которых, Екатерина, стала женой сенатора Владимира Григорьевича Коробьина. Их сыну, Владимиру Владимировичу Коробьину, в 1886 году перешли фамилии прервавшихся родов и он стал именоваться Муравьёв-Апостол-Коробьин. Так вот, Андрей Владимирович и Алексей Владимирович – это сыновья Владимира Владимировича Муравьёва-Апостола-Коробьина.

Владимир Владимирович занимал разные дипломатические посты в европейских государствах, перед началом первой мировой войны поселился в Женеве. В Россию он больше не вернулся. А его сыновья Андрей и Алексей работали в Штаб-квартире Международного Комитета Красного Креста в Женеве.

Молодой, энергичный финансист Кристофер Андреевич Муравьёв-Апостол с воодушевлением взялся за дело. Ещё до получения официальных документов от Фонда культуры и правительства Москвы об аренде здания на 49 лет Кристофер начал изучение архивов и прочих свидетельств, связанных с историей родового гнезда. В 2001 году началась научная реставрация здания. Там, где стены сгнили, меняли брёвна, сохраняя уцелевшие. Меняли перекрытия, но опять же ставили именно деревянные перекрытия. Стены покрывали красками из растертых минералов с помощью кистей, ведь в 18 веке валиков еще не было. Взамен утраченных кирпичей в сводчатом подвале укладывали такие же и замазывали их штукатуркой, замешанной на твороге.

На фасаде пережившего пожар 1812 года здания полностью восстановили шестиколонный коринфский портик, изящную полуротонду и барельефы с античной тематикой. Внутри дома восстановлены колонны искусственного мрамора, изразцовые печи, лепные рельефы на античные сюжеты, потолочные карнизы и фризы, розетки.

Реставрационные работы обошлись Кристоферу Муравьеву-Апостолу в 10 миллионов евро. Парадная анфилада была задумана как выставочное пространство, а на антресольном этаже разместили экспозицию, посвященную Муравьёвым-Апостолам.

А теперь посмотрим на результаты этой реставрации.

Вот так особняк сейчас выглядит снаружи.

Войдём внутрь, поднимемся по лестнице с белоснежными перилами и окажемся в небольшом вестибюле.

Светильники, как и многие другие предметы интерьера, естественно появились в доме после реставрации. Кристофер Андреевич лично выбирал и покупал антикварные вещи для особняка.

-4

В процессе реставрации было решено показать участки оригинальных стен.

-5

Парадная анфилада особняка – типична для богатого дома 18–19 веков. Самое большое и роскошное помещение – это парадная гостиная, которая выполняла функцию «бальной залы».

-6

«Бальная зала» - просторное, хорошо освещенное помещение с балкончиком под потолком. За изящными балясинами на антресольном этаже во время балов располагались музыканты.

«Бальная зала» богато декорирована лепниной: капители пилястр коринфского ордена, потолочный фриз и панно античной тематикой. Реставраторы очистили эти панно от многолетней грязи, но не стали покрывать свежей побелкой, как капители и фриз. Всё это было сделано для сохранения максимальной аутентичности.

Следующая комната в анфиладе — розовая гостиная. Такое название она получила из-за фриза из искусственного розового мрамора. Здесь реставраторы также постарались максимально сохранить лепные панно в их первоначальном виде.

-8

По цвету фриза из искусственного мрамора названа и следующая комната анфилады – жёлтая гостиная. У неё есть и другое название – парадная столовая.

-9

Далее в анфиладе расположена парадная спальня или будуар и кабинет хозяина дома. Парадная спальня в дворянских домах фактически не была комнатой для сна, а выполняла функцию дамской гостиной, где хозяйка дома принимала гостей, где проходили музыкальные или поэтические вечера.

Парадная спальня украшена колоннами, пилястрами и фризом из искусственного мрамора, а также рельефами с амурами, отсылающих нас к предназначению этого помещения. Цвет стен этой комнаты значительно отличается от других комнат анфилады: тёмно-зелёные стены выполнены в одной цветовой гамме с искусственным мрамором.

-10

Последняя комната анфилады – кабинет хозяина дома. Её оформление, я бы сказала, спартанское: ни лепнины, ни искусственного мрамора, только антикварная люстра на потолке.

Параллельно парадной анфиладе расположен коридор, в который выходят двери помещений анфилады. Такое устройство дома позволяло при необходимости изолировать отдельные комнаты анфилады, закрыв анфиладные двери и оставив вход из коридора. В коридоре сохранилась печь, покрытая узорчатой метлахской плиткой.

На противоположной от анфилады стороне коридора расположены подсобные помещения: камердинерская, комната прислуги, буфетная, причём эти комнаты располагались так, чтобы создать максимальное удобство для владельцев дома: камердинерская – напротив кабинета хозяина, буфетная – напротив столовой и т. д. Эти комнаты лишены декора.

Кухня находилась в цокольном этаже, как и топки печей.

А мы по лестнице поднимемся на антресольный этаж, где нас встречает ростовой портрет Кристофера Муравьёва-Апостола в костюме начала 19 века.

-11

Сейчас в антресольном этаже расположена музейная экспозиция, а во времена Муравьёвых здесь находились жилые помещения: спальни, детские, комната гувернантки. Музейная экспозиция в основном посвящена истории семьи. Кроме антикварных вещей, так называемых предметов эпохи, приобретённых в основном Кристофером, в экспозиции представлены портреты Муравьёвых-Апостолов, включая портрет Даниила Павловича Апостола, личные вещи Муравьёвых, книги, медали, переданные музею Андреем и Алексеем Владимировичами.

Здесь же представлены фотографии Андрея и Алексея Владимировичей Муравьёвых-Апостолов и семьи Кристофера Андреевича. Хотя он родился в Бразилии, живет в Швейцарии и женат на швейцарской журналистке Коралин Тюрреттини, а русский язык слышал только от своей бабушки, Кристофер считает себя русским и своих детей назвал русскими именами, в частности его дочь зовут Татьяной.

-13
-14

Что касается реставрации антресольного этажа, то здесь сохранены, законсервированы и представлены для обозрения участки обоев начала 19 века.

-15

Восстанию декабристов посвящена только последняя комната антресольного этажа. Здесь мы можем видеть восстановленный уголок гостиной 1825 года, документы и книги, посвященные декабристам, и стенд о съемках фильма «Союз спасения», которые проходили в отреставрированном особняке.

-16

Со слов директора музея-усадьбы Муравьёвых-Апостолов Гульнары Эриковны Тигулевой, которая проводила для нас экскурсию по особняку, до 2022 года Кристофер Андреевич часто приезжал в Москву, подолгу здесь жил, а после реставрации принимал активное участие в проведении выставок. Сейчас, по понятным причинам, прямые контакты затруднены.

В помещениях парадной анфилады выставки проводятся и сейчас, правда, не так часто. Кроме того в особняке бывают концерты, показы мод, аукционы антиквариата, презентации, ну и, конечно, великолепные экскурсии. Помещения можно арендовать для проведения банкетов, свадеб и фотосессий.

Ещё больше фотографий здесь http://www.peshkompomoskve.ru/muravyov-apostol_estate/