Найти в Дзене

"Человек, который принял жену за шляпу": История неврологического феномена

Оглавление

Здравствуйте, я Азат Асадуллин, профессор психиатр, и, с недавнего времени, по воскресеньям, я начал делиться с вами интересными непрактичными психиатрическим фактами и феноменами. Также, напомню, после обеда рассказываю вторым постом о книгах, которые люблю читать. конечно же они связаны с психиатрией.

Ну а сегодня я расскажу про интереснейший психоневрологический случай который принято называть "Человек, который принял жену за шляпу". И этот случай положил основу исследованию мозга и его полушарий на различные процессы, которые отвечают за когнитивные процессы.

Повезло жить в шикарном городе
Повезло жить в шикарном городе

Клинический случай

В 1985 году британский невролог Оливер Сакс описал удивительный случай в своей книге «Человек, который принял жену за шляпу, и другие истории из врачебной практики». Речь шла о пациенте — профессоре музыки, который из-за редкого неврологического расстройства перестал узнавать лица и предметы, воспринимая их как абстрактные формы.

Профессор П. (имя изменено для конфиденциальности) был талантливым музыкантом и преподавателем, но постепенно начал демонстрировать странности:

  • Не узнавал учеников, пока они не начинали говорить.
  • Принимал пожарные гидранты за детей, пытаясь погладить их.
  • Разговаривал с дверными ручками, думая, что это люди.
  • В кабинете врача схватил жену за голову, пытаясь «надеть» её, как шляпу — этот эпизод и дал название книге.

Диагноз: зрительная агнозия

Сакс диагностировал у профессора прозопагнозию (лицевую агнозию) — неспособность узнавать лица, а также предметную агнозию, при которой мозг не синтезирует зрительные образы в целостные объекты.

Причины:

  • Поражение затылочно-теменных долей мозга, возможно, из-за опухоли или нейродегенеративного процесса.
  • Нарушение связи между зрительной корой и областями, отвечающими за интерпретацию образов.

Как пациент воспринимал мир:

  • Видел детали, но не целое: например, описывал перчатку как «пять маленьких цилиндров, прикреплённых к большому».
  • Распознавал людей только по голосам или характерным движениям («музыке тела»).
  • Компенсировал дефицит музыкой: напевал мелодии, чтобы выполнять простые действия (одевание, еда).

Кто впервые описал это расстройство?

  • Сам термин «агнозия» ввёл немецкий невролог Зигмунд Фрейд в 1891 году.
  • Однако детальное изучение подобных случаев связано с советским нейропсихологом Александром Лурией, чьи работы вдохновили Сакса. Лурия описал похожие нарушения у пациента Льва Засецкого в книге «Потерянный и возвращённый мир» (1971).
  • Сакс популяризировал историю профессора П., сделав её символом загадочности человеческого восприятия.

Философский и научный контекст

Случай профессора П. показал, что:

  1. Мозг конструирует реальность — без интеграции образов мир распадается на абстракции.
  2. Компенсаторные механизмы (например, музыка у профессора) могут частично замещать утраченные функции.
  3. Болезнь не уничтожает личность — пациент оставался остроумным и талантливым, несмотря на расстройство.

Наследие случая

  • Книга Сакса стала бестселлером, а история легла в основу оперы Майкла Наймана (1986) и пьесы Питера Брука (1993).
  • Случай иллюстрирует важность гуманистического подхода в неврологии: Сакс не просто диагностировал болезнь, но и показал, как жить с ней.
«Потеряв ногу или глаз, человек знает об этом; потеряв личность, знать об этом невозможно, ибо некому осознать потерю» — Оливер Сакс.

Мой ТГ канал для профессионалов:

Azat_Asadullin_MD, - дмн, профессор, лечение и консультации в психиатрии и наркологии

Заключение:

История профессора П. — не просто медицинский курьёз, а повод задуматься о хрупкости нашего восприятия и адаптивности человеческого мозга.