Найти в Дзене

Ци Байши. Между похожестью и непохожестью – вот где истинное искусство

Оглавление

Вчера я гулял с сыном возле старого дуба. Сыну три года, дубу больше трехсот. Мы срывали молодые желуди и прятали их в карманы. Я долго держал в руках несколько дубовых листьев, они были крепкие, сильные - именно такие, когда хочется их не только нарисовать, но и просто обладать ими. Это странное чувство и состояние. Осенью время собирать гербарии - сушить кленовые листья всех оттенков пламени.

А вот дубовые хороши именно в состоянии силы. Но это мое мнение - имеющее крайне косвенное отношение к китайскому художнику, чей портрет я нашел на советской почтовой марке.
Да, именно это стало той отправной точкой лично для меня.

Силу дубового листа я не спрячу в карман и не присвою, а вот наследие художника я могу, благодаря современным технологиям.

Текста будет много, но это и хорошо, когда за творчеством человека стоит путь, философия и что самое важное - труд. А Ци Байши - великий труженник.

Ци Байши: Крестьянский гений, видевший всю Вселенную в травинке

По интенсивности творческой работы великого китайского художника Ци Байши (1860-1957) часто сравнивают с Ван Гогом. И сравнение это поражает: если Ван Гог за десять лет неистового творчества создал более 800 картин и множество рисунков, то Ци Байши, творивший свыше семидесяти лет, оставил человечеству десятки тысяч произведений (по разным оценкам – до 30 000!).

Я встречал несколько раз упоминания о его творчестве в книгах по искусству и учебниках по дизайну, но за несколькими иллюстрациями и сухими датами не мог увидеть титана.

Но их гений различен. Страстная экспрессия Ван Гога контрастирует с медитативной сосредоточенностью и глубокой, почти мистической связью с природой, присущей Ци Байши. Он был не только виртуозным мастером, способным передать все богатство тональных переходов туши, но и глубоким философом, поэтом, наставником. Рисуя, он уподоблял себя растениям, считая, что только цветок сливы мэйхуа способен понять его до конца. "Купаюсь в орхидейной воде, мою волосы ароматом цветов" – так поэтично описывал он свой творческий процесс.

-2

Деревенские корни: Палочка, поэзия и резьба

Родился будущий гений 1 января 1864 года (по григорианскому календарю) в очень бедной семье в уезде Сянтань провинции Хунань (родина Мао Дзедуна). Изначально его звали Ци Чуньчжи. Имя "Байши" ("Белый камень") появилось позже. Живописные зеленые долины и озера Сянтаня, окруженные невысокими горами, позже станут лейтмотивом его поэзии и живописи. Самобытный талант был у его деда, которого прозвали "Прямая Душа" за честность и непримиримость к несправедливости. Этой же решительностью обладала мать художника, тогда как отец был человеком тихим и смиренным. Ци Байши родился слабым, и матери пришлось приложить титанические усилия, чтобы выходить его. Первым учителем стал дед: еще не достигнув трех лет, мальчик учился писать палочкой свое имя на песке. В школе (куда он пошел поздно, в 8 лет) он прочел антологию "Цянь цзя ши" ("Стихи тысячи поэтов") и пронес любовь к этим строкам через всю жизнь.

С детства он копировал изображения бога грома Юй-гуна, оберегавшие младенцев, пробовал рисовать.

Классическое изображение Юй-Гуна или Лейгуна
Классическое изображение Юй-Гуна или Лейгуна

В 12 лет, по традиции, его женили на Чэнь Чуньцзюнь. Крестьянский труд давался ему тяжело, и отец отдал его в ученики к столяру, а затем – к резчику по дереву. Именно здесь, среди стружек и деревянных узоров, Ци Байши начал понимать разницу между ремеслом и искусством. Судьбоносной стала встреча с пятицветным изданием энциклопедии живописи "Цзецзыюань хуачжуань" ("Слово о живописи из Сада с горчичное зерно", XVII век) в доме знакомого. Юноша был потрясен и стал усердно копировать образцы оттуда.

"Учиться никогда не поздно": Путь Мастера

В 1889 году его рисунки увидел художник, поэт и каллиграф Ху Циньюань (胡沁园), который разглядел талант и предложил серьезное обучение. Позже, в 70 лет, Ци Байши напишет горько-ироничные строки о своей юности:

В моей бедной деревушке я начал учиться очень поздно.
И не занимался серьезно до 27 лет.
Была прямо беда - не было даже масла для светильников.
Я зажигал сосновую лучину и читал стихи танских поэтов.

Ци Байши начал писать картины на заказ, особенно любил пейзажи и традиционные сюжеты "цветы и птицы". Он вращался среди интеллектуалов в "Поэтическом обществе Драконова холма" и "Поэтическом обществе Лошади". В 1894 году углубился в каллиграфию и увлекся резьбой печатей – искусству, в котором он тоже достиг вершин. Продав серию из 12 пейзажных свитков с видами горы Хэншань, он смог построить в местечке Синдоуу ("У залива") студию "Цзешань иньгуань" ("Зал молитвы среди слив"), позже переименованную в "Хуачжай" ("Кабинет тысячи слив" или "Кабинет поэзии"). Рядом росли посаженные им бананы, а в пруду цвели любимые лотосы.

Поворот: "Пять выходов и пять возвращений" и Пекин

Переломным стал период между 1902 и 1909 годами – его "Пять выходов и пять возвращений". Приглашение в Сиань преподавать живопись дочери богача открыло двери. Он много путешествовал (Пекин, Шанхай, Нанкин, Гуанси, Гуандун), и главным сокровищем этих поездок стал доступ к редким собраниям живописи и каллиграфии старых мастеров. Копируя их, он не стремился к слепому подражанию. Например, изучая свитки Ни Цзаня (Юньлиня) и Шэнь Чжоу, он сознательно избегал полутонов и "дымки", делая формы угловатее, выразительнее, яснее, переводя классический язык на современный ему лад. Изучение стиля гения эпохи Мин Чжу Да (Бада Шаньжэня) привело к заимствованию и развитию его контрастного приема "красные цветы, черные листья". Эти путешествия радикально изменили его стиль живописи, каллиграфии и резьбы печатей. В 1910 году он создал 52 пейзажа с видами горы Цзе.

Пекин: Признание и Зрелый Стиль

В 1917 году, приехав в Пекин, Ци Байши встретил человека, сыгравшего ключевую роль в его судьбе – Чэнь Шицзэна (Чэнь Хэнке), знаменитого мастера "цветов и птиц". Тот был потрясен его печатями и живописью. Чэнь Шицзэн не только высоко оценил талант Ци Байши, но и *активно продвигал его в арт-среде столицы, убедил не копировать старых мастеров, а развивать собственный, более смелый и "народный" стиль. Успех в Японии принес Ци Байши известность и финансовую независимость. В 1919 году, почти в 60 лет, он окончательно перебрался с семьей в Пекин. Здесь он познакомился с цветом пекинской интеллигенции – художниками, поэтами, актерами. Его работы позже выставлялись в Париже. В Пекине он всерьез увлекся чань-буддизмом (дзэн), что еще больше усилило лаконичность и медитативную глубину его искусства. Любимым занятием были прогулки по пекинским паркам и садам. Один из его знаменитейших свитков с креветками был написан как раз в саду коллекционера.

-4

"Креветки Ци Байши" и Философия Мастера

Именно в Пекине расцвел его уникальный стиль. Он годами изучал натуру, особенно водных обитателей. Его креветки стали легендой. Доведя их изображение до совершенства, он передавал прозрачность панциря, гибкость усиков и динамику движения всего несколькими виртуозными мазками разбавленной туши. Это был символ его мастерства – умения в малом выразить целое. Его философия творчества кристаллизовалась в принципе: "Между похожестью и непохожестью – вот где истинное искусство" (妙在似与不似之间). Он учился у природы и у великих предшественников (Чжу Да, У Чаншо, Сюй Вэй), но всегда переплавлял их уроки в нечто свое. "Я всегда остаюсь учеником", – говорил он. В его работах ("Метелка риса и саранча", "Белка и вишни", "Цветы мэйхуа", "Муха на блюде", "Кузнечик", "Цыплята радуются солнцу", "Плоды личжи", "Хризантема") с особой силой ощущается, что поэзия – это все, что нас окружает. Он умел разглядеть целый космос в травинке, бабочке, птице.

-5

Искусство в годы испытаний

1930-40-е годы принесли тяжелые испытания: японская оккупация, смерть внука и близкого друга, кончина второй жены Бао Чу в 1943 году. Это настроило художника на мрачный лад. Когда японцы захватили Пекин, Ци Байши занял твердую патриотическую позицию. Он отказывался сотрудничать с оккупантами, любыми путями старался, чтобы его искусство не было использовано в их пропаганде. На дверях своей мастерской он вывесил знаменитую записку: "У старого Байши больное сердце, и он не в силах принимать гостей". Его картины этого периода часто несли скрытый протест или сатиру на предателей. Надписи на свитках были полны горького юмора и мудрости. Одна из самых известных: "Я обладаю двумя руками для совершенствования в мастерстве, но очень трудно чесать именно там, где чешется" – метафора невозможности изменить тяготы времени.

Мировое признание и Поздний Расцвет

После изгнания японцев в 1946 году Ци Байши вернулся к преподаванию в Центральную академию изящных искусств (ныне Центральная академия изящных искусств), а в 1947 году стал ее руководителем. 1950-е годы стали временем триумфа. К нему пришло мировое признание: в 1953 году он стал председателем Союза китайских художников, в 1955 году получил Международную премию Мира, а в 1956 году Всемирный совет мира присудил ему Международную премию Мира. Несмотря на возраст, это был период невероятного творческого подъема. Он создавал шедевры не только в живописи, но и в каллиграфии, формулируя в стихах свои глубокие мысли о творчестве как философском постижении мира. В поздних работах поражают гармония, лаконизм и невероятная смысловая глубина. Он достиг вершины мастерства в стиле "се и" ("писать идею"), где минимальными средствами – энергичной линией, точно положенным пятном туши – передавал сущность предмета и состояние души.

-6

Наследие: Поэзия в каждом мгновении

Ци Байши умер 16 сентября 1957 года в Пекине. Его дом-студия теперь – Мемориальный музей Ци Байши. Он оставил не просто десятки тысяч произведений. Он завещал миру свой восторг перед жизнью, умение видеть невиданную красоту в обыденном. Он показал, что истина и поэзия кроются в малом – в метелке риса, стрекозе, цветке сливы, паре цыплят. Его искусство – это визуальные дзен-коаны, приглашающие нас остановиться, созерцать и находить целую вселенную в одном мгновении природы. Глядя на его работы, понимаешь: поэзия действительно есть все, что нас окружает, нужно лишь уметь ее увидеть, как это делал великий крестьянский гений Ци Байши.

Я осознаю, что современные правила поиска и доступа к информации стали меняться. С каждым месяцем по своему внутреннему ощущению лично мне все труднее найти нужную информацию, поэтому буду наполнять канал именно теми материалами, которые мне не только интересны но полезны.

Сегодня оставляю наиболее полное собрание работ великого мастера в виде нескольких галлерей. Пусть будут тут - словно книга или альбом на личной виртуальной полке.

К сожалению у Дзена есть ограничение на количество изображений в одной "Статье" поэтому вторая чать загружена отдельно на яндекс диск (127 работ).

К сожалению у Дзена есть ограничение на количество изображений в одной "Статье" поэтому вторая чать загружена отдельно.