Найти в Дзене

О природе ума

Гораздо важнее стараться в любое время сохранять присутствие и осознанность, чем каждый день посвящать ограниченный отрезок времени каким-то конкретным практикам. Доскональное знание методов медитации, визуализации и т. д. — дело второстепенное.
В Дзогчене есть такое высказывание: «Главное — не медитация, а знание», и действительно, если не иметь такого знания, медитация становится умственным построением, ненужной конструкцией.
Откуда же приходит истинное знание? Оно возникает из осознанности на относительном уровне, которая служит конкретной основой для понимания медитации и природы ума.
Очень часто бывает, что словосочетание «природа ума» — остается всего лишь красивыми, завораживающими словами, но вся беда в том, что люди не понимают их истинного смысла. Если мы не живем в природе ума по-настоящему, то имеем о ней только мысленное представление, и хотя мы можем о ней говорить и думать, всё это не имеет совершенно ничего общего с действительностью.
Например, если мы голодны, то н
Гораздо важнее стараться в любое время сохранять присутствие и осознанность, чем каждый день посвящать ограниченный отрезок времени каким-то конкретным практикам. Доскональное знание методов медитации, визуализации и т. д. — дело второстепенное.

В Дзогчене есть такое высказывание: «Главное — не медитация, а знание», и действительно, если не иметь такого знания, медитация становится умственным построением, ненужной конструкцией.

Откуда же приходит истинное знание? Оно возникает из осознанности на относительном уровне, которая служит конкретной основой для понимания медитации и природы ума.

Очень часто бывает, что словосочетание «природа ума» — остается всего лишь красивыми, завораживающими словами, но вся беда в том, что люди не понимают их истинного смысла. Если мы не живем в природе ума по-настоящему, то имеем о ней только мысленное представление, и хотя мы можем о ней говорить и думать, всё это не имеет совершенно ничего общего с действительностью.

Например, если мы голодны, то нас не насытят рассуждения вроде: «Есть или не есть — это одно и то же» или: «На уровне природы ума нет такой вещи, как еда». Лучше понимать свою материальную ситуацию, как она есть. «Природа ума» — это термин, относящийся к состоянию, которое лежит за пределами существования тела, речи и ума, и знание о нем может возникнуть только в ходе переживания. Зная ограниченность и признаки относительного состояния, можно по-настоящему осознать их истинную природу.
~ Намкай Норбу Ринпоче

Немного поясню, о какой «природе ума» идёт речь. Изначально ум подобен пространству, которое содержит в себе всё, что включает в себя «относительное состояние», то есть всё то, что мы считаем нашим миром со всеми его качествами, нашей жизнью и в принципе собою. То есть ум — это не просто мысли в голове, как принято ДУМАТЬ у людей, живущих из относительного восприятия реальности, но и всё, что только есть и может быть вообще — всё, что можно как-то воспринимать. Другими словами, природа ума абсолютна, и это можно осознать и увидеть, преодолев привычку сужать своё восприятие рамками мышления. Мышление — это сжатый ум, а в своём изначальном расслабленном естественном состоянии ум подобен пространству, однако в каком бы состоянии ум ни находился, истинная сущность ума всегда пуста и невыразима, поэтому ум существует и не существует одновременно, как и всё то, что в нём возникает. Именно это и есть природа ума...

Оdu Van