Найти в Дзене

ЖЕСТКОЕ ЗАЗЕМЛЕНИЕ

Гибель от электрических разрядов на полях, дорогах и в гаражах – тревожный признак летнего сезона

С началом уборочной кампании на поля выезжает различная сельхозтехника, которой приходится иногда пожинать не только урожай, но и горькие плоды людской беспечности. Опасность нередко подстерегает при работе в непосредственной близости от воздушных линий электропередачи (ВЛ). И дело может закончиться трагедией.

Поднятые кузова самосвалов и полуприцепов часто служат источником беды
Поднятые кузова самосвалов и полуприцепов часто служат источником беды

…ТО И ПОЖНЕШЬ

Вот лишь несколько прискорбных случаев.

…4 июня 2025 года водитель комбайна Claas Jaguar 860 убирал зеленые корма первого укоса в СУП «Борковское» Березовского района Брестской области. При проезде под проводами ВЛ-110 кВ произошел воздушный пробой электрического тока. Габарит от земли до нижнего провода ВЛ в месте происшествия составляет 6,3 метра, а верхняя кромка силосопровода достигала 5,8 метра. Это и послужило причиной случившегося. Пострадавших нет, с механизаторами хозяйства проведен внеочередной инструктаж.

(Из сообщений Госэнергогазнадзора)

Внимание! При падении провода на машину существует определенный порядок действий. Если можно освободить корпус от оборванного провода передвижением машины и водитель находится в кабине, то сделать это надо как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности водитель не должен предпринимать никаких самостоятельных действий. Он обязан сигналом тревоги привлечь внимание окружающих и сообщить, что транспортное средство находится под напряжением.

Запрещается спускаться с транспортного средства (механизма) на землю или подниматься на него, а также прикасаться к нему, стоя на земле. Приближаться к такой машине на расстояние ближе 8 метров запрещается.

«КРАСНЫЕ ЛИНИИ» ДЛЯ ВСЕХ

Для исключения электротравматизма при полевых работах в охранных зонах воздушных линий электропередачи рекомендуется перед началом работ:

— разработать безопасные маршруты передвижения автотранспортной техники высотой четыре и более метров вблизи действующих воздушных линий электропередачи;

— не допускать складирования в охранных зонах ВЛ кормов, удобрения, зерна, соломы и других материалов;

— провести инструктаж по электробезопасности, обучить приемам освобождения пострадавшего от воздействия электрического тока и оказания ему первой помощи всех работников, задействованных в проведении работ вблизи воздушных линий электропередачи;

— провести инструктаж по безопасному выполнению работ (в том числе погрузочно-разгрузочных) механизаторам и водителям, в том числе стороннему персоналу, выполняющему работы по договору.

Предприятиям (организациям), в ведении которых находятся электрические сети, предоставлено право приостанавливать работы, ведущиеся с нарушением требований по охране электрических сетей.

СТРЕЛЫ ВСЛЕПУЮ

Продолжим хронику несчастных случаев, которых могло не быть при соблюдении элементарных мер предосторожности.

…13 мая 2024 года несчастный случай со смертельным исходом произошел в Бресте на территории садового товарищества «Колосок-80». На один из дачных участков водитель (1978 г. р.) частной фирмы привез бетон для заливки фундамента. После выгрузки складывал стрелу автобетоносмесителя, которая в результате неосторожности коснулась линии 10 кВ. Водитель, находившийся позади машины, получил удар током. Разрешения на работы под ВЛ отсутствовали, а незадолго до происшествия на участке были выполнены работы по подсыпке грунта, из-за чего уменьшилось расстояние от поверхности земли до проводов. Все вместе взятое привело к гибели человека.

(Из сообщений Госэнергогазнадзора)

В охранных зонах линий электропередачи без письменного согласия их владельца запрещается:

— производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

— осуществлять погрузочно-разгрузочные, мелиоративные работы, посадку и вырубку деревьев и кустарников, устраивать загоны для скота, сооружать проволочные ограждения, а также производить полив;

— совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза более 4,5 метра от поверхности дороги (в охранных зонах ВЛ);

— производить земляные работы на глубине свыше 0,3 метра, а на вспахиваемых землях – на глубине более 0,45 метра, а также производить планировку грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий).

ОПРОКИНУТЫЕ ПРАВИЛА

Не только стрелы спецмеханизмов, но и поднятые кузова самосвалов и полуприцепов часто служат источником беды. Причина несчастных случаев та же – контакт с проводами ВЛ.

…1 июля 2025 года водитель фермерского хозяйства «Фортуна» Барановичского района на автомобиле Iveco с опускающимся полуприцепом проехал между опорами ВЛ-330 кВ, из-за чего произошел электрический пробой воздушного промежутка между ВЛ и автомобилем. Люди не пострадали, а вот у транспортного средства повреждены три колеса. Замеры показали, что наименьший габарит от провода до земли в этом пролете составляет 8,7 метра. Кузов полуприцепа может подниматься до 10 метров, но в данном случае прямого контакта не было, ВЛ не повреждена. Тем не менее вина за нарушение техники безопасности лежит на водителе.

…25 июля 2024 года на Мядельщине дорожная служба вела укладку асфальтобетона на 18-м км автодороги Р-60 Купа – Занарочь – Брусы. Асфальтобетон привез
МАЗ-651628, принадлежащий Ошмянскому автопредприятию. После разгрузки на месте работ водитель (1967 г. р.) продолжил движение с поднятым кузовом для последующей очистки. Не заметил контакта с воздушной линией высокого напряжения и при спуске из кабины получил смертельный удар током. Линию временно отключили, но скорая по прибытии констатировала смерть пострадавшего.

(Из сообщений Госэнергогазнадзора)

УДЛИНИТЕЛИ ПОДВЕЛИ?

Но случаются печальные инциденты и в быту.

…38-летний минчанин, электрогазосварщик крупного предприятия, приехал к бабушке в Докшицкий район Витебской области и занялся заменой глушителя в автомобиле. Находясь во дворе, он подключил электрогазосварочный аппарат и угловую шлифовальную машинку к щитку с помощью двух удлинителей, в том числе самодельного, что категорически запрещено. Когда, лежа под автомобилем, мужчина отрезал трубу шлифмашинкой, его ударило током. Крик услышали очевидцы. Один из них отключил удлинитель от источника и попытался оказать первую помощь несчастному. Увы, скорая помощь констатировала летальный исход.

Дмитрий ДРУЩИЦ, инженер по охране труда филиала Госэнергогазнадзора по Брестской области

Аркадий РОМАНОВ