Найти в Дзене
Шипучка

Сериал «Школа» 2010, как культурный рентген

Как сериал «Школа» Валерии Гай Германики изменила представление о российском телевидении, сделала подростков главными героями эфира и почему спустя 15 лет этот сериал всё ещё обсуждают? Это взгляд на «Школу» как зеркало времени, в котором отражается тревожный, сломанный, но очень честный момент нашей недавней истории. Что именно сделало сериал вирусным? Как он повлиял на язык и стиль поколения нулевых?Узнаем секреты закулисья и того, как создавался этот легендарный проект. Напомню, что разбор этой темы есть в мем ностальгическом поп-культурном подкасте Шипучка, поэтому если лень читать, то смотрите и слушайте! Давайте рассмотрим некоторые предпосылки. Начнём с того, что в 2008–2009 случился мировой экономический кризис, который сильно ударил и по России: сокращения, рост безработицы, нестабильность. Если верить декабрьским опросам «Левада-центр», признанный иноагентом в РФ, в обществе отмечалось ощущение бесперспективности и высокого уровня неопределенности. В конце лета 2010 был вспле
Оглавление

Как сериал «Школа» Валерии Гай Германики изменила представление о российском телевидении, сделала подростков главными героями эфира и почему спустя 15 лет этот сериал всё ещё обсуждают?

Это взгляд на «Школу» как зеркало времени, в котором отражается тревожный, сломанный, но очень честный момент нашей недавней истории. Что именно сделало сериал вирусным? Как он повлиял на язык и стиль поколения нулевых?Узнаем секреты закулисья и того, как создавался этот легендарный проект.

Напомню, что разбор этой темы есть в мем ностальгическом поп-культурном подкасте Шипучка, поэтому если лень читать, то смотрите и слушайте!

Почему сериал «Школа» появился именно в 2010 году?

Давайте рассмотрим некоторые предпосылки.

Начнём с того, что в 2008–2009 случился мировой экономический кризис, который сильно ударил и по России: сокращения, рост безработицы, нестабильность. Если верить декабрьским опросам «Левада-центр», признанный иноагентом в РФ, в обществе отмечалось ощущение бесперспективности и высокого уровня неопределенности. В конце лета 2010 был всплеск инфляции и опасения дефицита продовольственных товаров, к концу же года – демонстративные националистические выступления молодежи.

Государственная риторика все активнее строилась на патриотизме, стабильности и контроле, особенно в отношении образования, культуры и молодежи. Параллельно с этим росла социальная тревожность: обострились разговоры о «потерянном поколении», жестокости подростков, роли школы как института.

Константин Эрнст, продюсер сериала, в интервью «Афише» сказал:

"Сейчас кончилась эпоха — не только у нас, во всем мире. Культурный пласт, которого человечеству раньше хватало на полвека, люди сожрали за 15–20 лет — из-за скорости перемещений, обилия коммуникаций, интернета. Старая драматургия и старое кино накрылось медным тазом, а новое, не пройдя зону экспериментов, в том числе болезненных, не сможет выработать свой язык. Чего мне правда хочется — стать тем человеком, который сможет выработать новый язык телевидения для России"
К. Эрнст
К. Эрнст

Еще в одном интервью Эрнста «Радио Свобода», возможно, мы найдем ответ на вопрос – почему «Школа» появилась на свет и почему именно в 2010:

"На самом деле, могу сказать, что я кризис современного контента телевизионного чувствовал довольно давно. Но к осени 2008 года… Причем, это совпало с экономическим кризисом, но я-то как раз считаю, что существующий экономический кризис является следствием культурного кризиса, причем, это не только для России свойственно, а для всего мира. Существующая экономическая и потребительская модель цивилизации после Второй мировой съела себя гораздо быстрее, чем это происходило в предыдущие века. И так как базис и надстройка находятся, как мы помним из известных прошедших, проходимых нами курсов, находятся в непосредственном взаимодействии, я считаю, что вот эта настройка влияет на базис гораздо сильнее. И модели поведения экономические, которые были навязаны с потребительским обществом, они быстро были съедены. И в данном случае человечество испытывает огромные дискомфортные, психологические проблемы из-за того, что объем информации, скорость передвижения… От этого возникает стрессовая ситуация, которая частично подавляется гиперконсюмеризмом. Люди хотят свои психологические проблемы купировать мгновенно покупкой или приобретением некоего блага, которые в принципе в прежних поколениях приобретались к определенному возрасту….. И поэтому, на самом деле, тот контент, который работал на предыдущие 15 лет, оказался мгновенно в большинстве своем ненужным."

На вопрос могла ли «Школа» появится раньше, он ответил так:

"Нет, вряд ли… Мне кажется, не было на это запроса. "Школа" – одна из первых попыток. Это такой информационный щуп эмоциональный. Мы хотели попробовать – а вот это будет работать? Может быть, этим языком мы начнем проговаривать то, что у нас у всех болит? И поэтому это эксперимент."

Эрнст не прогадал и за это одержал победу на Тэфи в 2010 в номинации лучший «Продюсер фильма/сериала». Сам сериал «Школа» на премии «Клуба телепрессы» выиграл в номинации «Событие телесезона» с формулировкой «За бесстрашие эксперимента».

-2

Сейчас мы смело можем говорить, что сериал воспринимается, как зеркало проблем, которые обсуждали в кулуарах, но не показывали. Реакции, которые вызвал проект, лишнее подтверждение социокультурного заряда. В любом случае, «Школа» задевала болезненные и актуальные точки, которые уже витали в воздухе. Этот сериал просто был первым, который выставил их на всеобщее обозрение в максимально откровенной форме.

В общем, если подытожить, то «Школа» не могла появиться ни раньше, ни позже. На то, что она вышла на свет, повлияла совокупность факторов: экономический кризис, возникшие впоследствии этого настроения народа и реакции государства, распространение интернета и его влияние на телевидение, а также просто сошедшиеся в одном месте и в одно время звезды. Продюсер, который зрел в глубину, режиссеры, имеющие свое видение и почерк и время разочарования в официальных нарративах. Общество казалось было готово к разговору о том, что школа может быть местом насилия, одиночества и лицемерия.

Кто и зачем дал зеленый свет проекту на федеральном канале?

Как вы уже поняли, это был К. Эрнст. Он остался под впечатлением после просмотра фильма «Девочки» Валерии Гай Германики. Его товарищ, Игорь Толстунов, был продюсером другого фильма режиссера - «Все умрут, а я останусь». Эрнст пригласил Германику с Толстуновым, и они все вместе подобрали сценаристов. Главный продюсер сказал, что ему надоело современное ТВ, и он хочет проводить эксперименты в зоне более живого контента. Так и родилось их сотрудничество.

Кстати, многие не помнят и не знают, но помимо Германики было еще 2 режиссера: это Руслан Маликов и Наталия Мещанинова.

Валерия должна была быть только руководителем проекта, а снимать «Школу» должны были как раз Наталия и Руслан. Позже выяснилось, что она не может не делать этого своими руками, потому что раз написано, что Германика, — все должно быть по-германиковски.

Творческая команда сериала «Школа»

Руслан Маликов окончил Московский государственный университет культуры по специальности «Режиссура театра» и в основном это именно театральный режиссер, однако, помимо «Школы» в его фильмографии можно найти еще пару сериалов.

И Гай-Германика, и Мещани­нова — ученицы документалистки Марины Разбежкиной.

Валерия Гай Германика
Валерия Гай Германика

Германика в 2006-м получила приз «Кинотавра», в 2008-м — спецприз жюри Каннского конкурса дебютов «Золотая камера» за фильм «Все умрут, а я останусь». Мещанинова сняла несколько отличных документальных лент. Сейчас Наталия продолжает работать над своими проектами. Интересный факт: в 2023 году она выпустила фильм «Край надломленной луны», где одну из главных ролей сыграла знакомая нам из «Школы» Анна Шепелева, та самая Будилова. Гай Германика помимо съемок фильмов сейчас имеет свой канал на YouTube и является частым гостем разных интервью.

Сценаристы же были из новой драмы. Это такое течение в драматургии, когда поднимаются современные проблемы, а зрителей заставляют размышлять над острыми вопросами. Большой акцент делался на внутренних конфликтах персонажей. Ведущим художественным методом новой драмы является документальный стиль, в котором транслируется повышенное внимание к факту.

Актёры, исполнившие главные роли, в основе своей были старше игрового возраста. Большинство из них уже закончили институты и училища и имели какой-то опыт работы, но были и среди них настоящие школьники. Например, игравший Задоева Михаил Исаханов, ему было 15-16. Однако, такие школьники занимались в актерских кружках, поэтому были как никак в теме. Самыми же взрослыми актерами-школьниками были Алексей Маслодудов (играл Исаева, на момент съемки ему было 25-26) и Наталья Терешкова (игравшая Шишкову, на момент съемки ей было 24-25).

Операторов было несколько. Причем все они большие профессионалы, хотя многим может казаться, что снято вообще на сапог людьми с улицы. Каждый из них изобретал что-то своё, но все работали над одной задачей – сделать так, чтобы визуально сериал походил на то, как снимают друг друга обычные школьники и добиться максимальной естественности. Ребята получили главный приз на премии «Золотой носорог» в номинации «Лучшая операторская работа» в 2011 году. Победу «Школа» одержала на той же премии, но в другой номинации «Лучший кастинг».

Крайне рекомендую посмотреть или послушать эпизод с двумя из операторов - Батыром Моргачевым и Всеволодом Каптуром!

Про что сериал «Школа»?

-5

Для тех, кто вдруг забыл о чем «Школа», быстро напомню. Он повествует о 9А, который когда-то был образцовым. После внезапной болезни их классного руководителя/директора школы, класс остается без хорошего управленца. Внучка Носова (того самого директора), Аня Носова, оказывается едва ли не самым трудным подростком школы, а 9А начинает терять свои позиции и становиться неуправляемым. Еще и приходит новый ученик Илья Епифанов, провоцирующий ситуации, в которых его одноклассники проявляют себя очень по-разному. Старые мнения о классе учителей и родителей меняются, а отношения внутри коллектива хитро переплетаются.

Теперь для тех, кто не смотрел – внимание! Будут спойлеры, но как их можно так называть, когда сериал вышел 15 лет назад?

-6

Мать Ильи Епифанова после болезни раком умирает. Оля Будилова считается главной красоткой класса и самой популярной. В неё влюбляются все, в том числе Епифанов, но она всего лишь дружит с ним и пытается строить отношения то со старшеклассником, от которого чуть не беременеет, то с каким-то взрослым мужиком, который обещал ей карьеру знаменитости, но на деле только спит с ней. Дома у нее тоже все не сладко: родители разводятся, а отец хочет делить квартиру. Вадя Исаев становится скинхедом, все время буллит одноклассника из Дагестана, влезает в драки и пытается бороться за кажущуюся ему справедливость. У него есть младший брат и, казалось бы, полная семья, но отец пьет, бьет всех членов семьи и держит их в страхе. Ира Шишкова хорошо учится и занимается народными танцами, но влюбляется в старшеклассника (того самого, от которого чуть не залетела Будилова). После этого она решает бросить то, чем занималась с детства, хоть и планировала поступать в хореографическое училище. Сережа Ковалев влюблен в учительницу физики, которая устроила роман с его же отцом, уведя его из семьи. Ковалев пытается сохранить семью, но выходит только хуже. Миша Дятлов тайно влюблен в Аню Носову, хотя пару раз попытался проявить свои чувства к ней, но был отвергнут. Однако, сердцу не прикажешь, и Миша делает кучу разных вещей, чтобы, как ему кажется, расположить к себе Аню, но на деле только раздражают её. Сама же Аня влюблена в Епифанова, конечно, безответно. Живет она со своим дедом и бабушкой. Почти в начале сериала становится эмо, пытается найти друзей вне школы, ведь там над ней все время издеваются, но и другая тусовка не принимает её. Предает, как и казалось лучший друг Миша Дятлов. Даже тот, кого она любила, и который какое-то время помогал ей советами, Илья Епифанов не только не замечает её, но и всё время отпускает в её сторону шутки. В итоге, Аня остается очень одинокой, не услышанной девочкой, которая в последнем сезоне кончает жизнь самоубийством.

Конечно, помимо этих линий в сериале есть ещё очень много других, которые не менее интересны и еще лучше раскрывают основные. Но напомню, что мы здесь сегодня здесь не для того, чтобы обозревать и давать рецензии. Сегодня мы попытаемся понять, почему сериал стал событием для целого поколения, поэтому поехали дальше.

Реакции общества на сериал «Школа»

-7

Этот сериал шел по главному федеральному каналу страны, когда та переживала не самые легкие времена. «Школа» демонстрировала абсолютно новаторский способ повествования. Мне кажется, это лишний раз подтверждает то, насколько этот проект особенный и, не побоюсь это сказать, недооцененный.

На него в своё время обратил внимание даже президент. Напомню, в 2010 его пост занимал Дмитрий Медведев. О «Школе» он говорил довольно нейтрально:

«Я не против сериала "Школа", так как кино должно быть разное».

Тогдашний премьер-министр, В. Путин тоже не давал отрицательных оценок:

«Я не видел этого сериала, не смотрю его - просто у меня времени не хватает, а если сам не смотрел, то не хотелось бы, как в советские времена: «Солженицына осуждаю, правда, сам не читал». Наверное, у нас много проблем. И людей много с проблемами. И заведений. Но я думаю, что какими бы острыми отдельные случаи ни являлись, необоснованно делать обобщающие выводы и обозначать тенденцию.»

Премьер-министр предположил, что режиссер может именно так видеть ситуацию в сфере школьного образования, как это преподносится в фильме:

« Мы проблемы знаем, мы стараемся на них реагировать. Обратить на это внимание, наверное, нужно, а истерику по этому поводу устраивать не только нецелесообразно, но и вредно».

Не остался в стороне тогда и патриарх Московский и всея Руси Кирилл и, может в это трудно поверить, но и он не кидался камнями в «Школу». Он сказал, что считает полезным для общества то, что телесериал "Школа" обнажил проблемы в среде современной молодежи.

"Этот фильм, может быть, в утрированной форме, показал, что есть огромная проблема для общего всенародного опасения. Может быть, у сериала есть одна важная положительная составляющая - это то, что люди были шокированы. Иногда необходимо очень сильно испугаться, чтобы что-то переосмыслить».

Однако, разные депутаты, учителя, целая толпа родителей и школьников спорили об этом очень яро и имели совершенно разные точки зрения. Главная критика была направлена на то, что в сериале показаны пропаганда алкоголя, табака и других наркотиков, секса и пошлости среди детей. Громко высказывались о том, что «Школа» дискредитирует образ родителей, учителя и вообще создает деградацию зрителей.

Помимо обсуждения и споров «Школу» пародировали. Например, в шоу на том же 1-м канале «Большая разница».

Почему сериал воспринимался как документалка?

Во-первых, нельзя забывать, что Германика и Мещанинова вышли из школы документального кино. Это уже в их почерке и видении, что отразилось и на художественном подходе.

Во-вторых, речь героев. Она была максимально натуралистична. Интересно то, что до того, как я пересмотрела сериал во взрослом возрасте, я была уверена, что «Школа» была насыщена матом. Оказалось, это чистый эффект Манделы. Ни 1 мата в сериале не было! Сценарий был написан всего на несколько серий (буквально на 1 сезон), позже проект продлевали и в итоге вышло 69 серий. Более того, четкого текста у актеров можно сказать не было, особенно ближе к финалу проекта. Им давали большое поле для импровизации.

Беседа с актером, игравшего Епифанова, Алексеем Литвиненко

Все актеры отмечали то, что в какой-то момент их персонажи буквально начали жить сами, и в кадре всё их взаимодействие за счет этого выглядело максимально естественно. Выражения, которые мы слышим в сериале, ровно такие же, какими мы говорили в то время.

В-третьих, визуальная составляющая. Съёмка была особенной. Световых схем было минимум, весь свет в кадре будто бы вообще никак не регулировался, но в титрах можно найти опровержение этому, ведь гаффер все же имелся. Более того, вас ждет особенный выпуск, где будет подробнейшим образом обсуждаться то, как снимали сериал. Поэтому вам просто необходимо подписаться, чтобы не пропустить это.

-8

Камера жила вместе с героями, ее движения перекликались с настроением и характером важного для сцены персонажа. Может показаться, что то, что попадает в кадр чистая случайность, но это не так, если обращать свое внимание на это. Всегда фокус на том, что или кто важен.

В-четвертых, звук. Практически вообще ни одна сцена не была переозвучена или дублирована. Весь звук писался сразу во время съемок. Это крайне редко встречающаяся особенность. Звукооператора, как рассказывали и актеры, и Германика, меняли несколько раз, пока не удалось всем сработаться и понять друг друга. Не было никакой написанной специально музыки, она сопровождала настроения и происходящие с героями жизненные переживания и появлялась в кадре из естественных источников и в естественных для звучания музыки моментах. Опять же, про неё чуть дальше.

В-пятых, алкоголь. Почти все спиртное было настоящим и все пили по-настоящему.

В-шестых, съемки проходили в реальной школе, а не в съемочных павильонах. Более того, массовка долгое время была настоящими школьниками. Перемены были реальными, потому что съемочный процесс происходил прямо во время учебного. В какой-то момент стало запрещено снимать детей и массовку набрали специально, как это делают сейчас. Так что культовость «Школы» ещё и в том, что они, если и не первыми, то точно последними в истории имели такой опыт.

В-седьмых, мелочи. Как известно, они создают совершенство. Всё то, что мы видим в кадре передаёт нам именно ту эпоху, то самое время и тот самый вайб, в котором мы жили, и делается это максимально естественно и натурально.

По тому, как одевались герои можно чётко понять моду и стиль подростков в начавшиеся десятые. Главная икона моды, конечно, Оля Будилова напоминает нам о том, что самые крутые и гламурные девочки её возраста носили мини-юбки, высоченные каблуки в гололёд, короткие курточки в минус 30 и, конечно, никаких шапок, чтобы было видно твою укладку, которую ты сделала, встав специально на полтора раньше нужного, а это - накрученные локоны или хвостики. Спортивный костюм на физру - обязательно велюровый, по типу Джуси Кутюр. Под той самой курточкой - блузки с рюшами, футболки с принтами, стразами, желательно с декольте побольше, которое украшают золотые цепочки с подвесками. В ушах крупные дешевые пластиковые серьги из какой-нибудь Lady Collection или ларька на рынке. Ногти обязательно длинные с домашним френчем или просто ярким лаком. Те же, кто не занимал такой позиции в классе одевались попроще и не могли позволить себе часто менять наряды. Никакого оверсайза, только хардкор и жесткий обтягон – и в более неформальной одежде, и в классическом черном низе и белом верхе. На сменку почти каждая в пакете несла балетки.

Что по парням? Если ты ближе к задротам, то, конечно, классика – широкая мужская сорочка и брюки, если красавчик, то смесь классики и кэжуала – те же рубашки, но в более трендовых фасонах и расцветках, минималистичные кардиганы и джемперы и скорее джинсы, если ты из разряда задир, то спорт и кэжуал – лонгсливы с принтами и обязательно двойным рукавом (будто под фтуболкой у тебя что-то с длинным рукавом), джинсы скорее широкие или прямые, которые украшает ремень с крупной пряжкой. Кстати, в отличие от девчонок крутые пацаны спокойно и часто носили шапки зимой, что никак не шло во вред их имиджу.

Образ каждого героя прекрасно дополняла окружающая обстановка их жилищ. Разглядывая комнаты, можно понять, чем живёт каждый. Стены комнаты Будиловой украшают плакаты поп-звезд - Бьйонс, Кристина Агилера, Спирс и красавчиков актеров: Джони Дэп и Бен Афлек, Епифанова - Мэрлин Менсон, Секс пистолс, Королева – качки и бодибилдеры, Носовой – Токио Хотель и эмо группы, Шишковой – танцевальные плакаты и картинки, у Дятлова - Джими Хендрикс и Metallica. У Будиловой были замечены мега гламурные ноутбук и мышка. В комнате Веры Ахмаметьевой всякие штучки, которые намекают на то, что она всё ещё как бы не повзрослела: мягкие игрушки, школьное расписание, девчачьи сувенирчики и безделушки.

Все предметы интерьера и быта в кадре не просто не так, а повествуют личные истории их обладателей. Все как в «Обыск и свидание», выпуск о котором я тоже делала. Так вот, родители Шишковой очевидно творческих профессий и любят путешествовать. Зал и кухня в квартире Ани Носовой кричит о том, что там живут люди старого поколения. В квартире Сережи Королева более дорогой и современный интерьер, что отражено в повествовании - его отец обладает не малой зарплатой и легко тратит деньги. Скромно обставленное жилище Дятлова намекает на то, что оно принадлежит холостяку, который один воспитывает сына.

То, что в те годы интернет и соц.сети уже активно стали входить в нашу жизнь говорит сам сценарий и завязанные на этом сюжеты уже не намекают, а прямо говорят о технологическом прогрессе и его доступности.

Отражение эпохи нулевых и десятых в сериале «Школа»

Говоря о моменте, который удалось запечатлеть «Школе», нужно вспомнить такое явление, как субкультуры.

-10

Напомню, что эмо – это такая субкультура, которая характеризовалась особыми музыкальными вкусами, акцентом на глубинные личностные переживания и разрешении переживать и проявлять весь спектр эмоций, а также своим стилем, который выражался в черно-розовой цветовой гамме, стрижке с начесом и удлиненной челкой, узких джинсах и зачастую сумках через плечо, ремни которой украшались значками.

В сериале эмо стала главная героиня Аня Носова, которая нашла себе «подруг» из этой тусовки. Одна из актрис была тогда настоящим эмо и относила себя к этой субкультуре. «Школа» успела запечатлеть ее, находящуюся на самом деле на стадии исчезновения в 2010.

Быть эмо было совсем непросто, это было даже опасно. Ребята зачастую подвергались травле, сталкивались с непониманием даже своих сверстников и более того рисковали здоровьем и жизнью. И нет, я сейчас не про склонности к самоповреждению или романтизации смерти, в особенности через самоубийство. Это могло даже осуждаться самими же членами культуры.

Исаев (А. Маслодудов)
Исаев (А. Маслодудов)

Вот, что по-настоящему угрожало таким людям, так это скинхеды. В России они появились примерно в 90е годы и придерживались националистической идеологии. Доставалось от них не только тем, кто был не славянской наружности, но и любым неугодным по их мнению, в особенности тем, кто выглядел не так, как масса. Если на их пути повстречаются эмо, то последним лучше было просто бежать. Я помню, как их били или, если повезет, могли просто остричь. Если же наткнуться на совсем отбитых или пьяных, то эмо просто избивали и достаточно жестко. Региональные и столичные новости кишили репортажами об очередной драке скинов с кем-либо. Их можно было легко вычислить в толпе благодаря берцам на ногах, лысой голове, цепочке на джинсах, подтяжках и черным футболкам, иногда со специфическим принтом. С 2005 года в России проводились ежегодные так называемые «русские марши» в День народного единства. Различные националистические движения активно развивались, а скинхедов становилось всё больше. В «Школе» отражен этот жирный исторический пласт благодаря персонажу Игоря Маслодудова – Вади Исаева. Великолепная игра актёра позволила каждому зрителю не сомневаться, что всё показанное чистая правда. Если же прочитать между строк, то Исаев раскроется совсем с другой стороны, а его, казалось бы, безоговорочная приверженность идеологии в 15 лет окажется хрупкой.

Агрессивно настроенные футбольные фанаты, которых тоже было много в те годы не прошли мимо сценаристов и режиссеров. Всё тот же Вадим Исаев вполне органично своим взглядам по сюжету заводит друзей среди фанатов Динамо. Реально проходивший матч этой команды в Москве вместе со своими болельщиками, можно сказать, документально зафиксирован в «Школе».

Она поймала момент. Смотря её, ты будто читаешь энциклопедию с картинками про переход из нулевых в десятые.

Поймана «Евросеть», которая была в те годы одной из самых лидирующих, если не самой. Закончила она свое существование в 2020.

-12

Выражусь грубо, но в нулевых и начале десятых никто не фильтровал базар. Не существовало культуры отмены, институт репутации работал слабо и все растили толстенную кожу. Не только на улицах, в школах и офисах не следили за словами, но и на телеке и в интернете особенно. Говорили прямо, как чувствовали и хотели; не заботясь о том, как это будет восприниматься и о том, как это звучит в целом. Легендарная сцена, где Епифанов ведет урок литературы тому пример.

В некоторых сценах можно увидеть, как выглядели кинотеатры или рынки, услышать о том, что такое кроксы, вспомнить, как выглядел гламур, например во время конкурса причесок и подслушать, что вещают по новостям с телевизора (это отдельный интерес фокусироваться на этом во время просмотра)…

Образы и сцены, ставшие культовыми

  • Конечно, для каждого свои моменты из сериала легендарны, но нельзя не согласиться с тем, что «Школа» подарила нам мем, который уже стал баяном и это…. печешки.
-13

Учительница русского и литературы, а впоследствии и директор школы Валентина Харитоновна всё время что-то жевала в кадре. В одной из серии она бросает абсолютно рядовую фразу: «Вы не стесняйтесь я такие вкусные печешки купила, ешьте...»

Однако, она внезапно ушла в народ и потекли демотиваторы и всяческие приколы с этим словом. Интересно, что персонаж Елены Папановой хомячил печешки не просто так. Актриса признавалась, что в начале работы она не могла переключиться с театральной подачи на киношную и часто плюсовала. Германика предложила ей выполнять какое-то параллельное действие во время речи, и Папанова начала что-то жевать. Так, появились знаменитые печешки.

  • Также Валентина Харитоновна стала амбассадором крылатой фразы «Не умничай». Интересно, что хоть и этот педагог преподавал русский и литру, но будто бы сам не обладал очень богатым словарным запасом и в любой непонятной ситуации обращалась к проверенному временем «Не умничай».
  • Ещё одна фраза, которая ушла в народ, ознаменуя протест и непонимание старших, была сказана Аней Носовой.
Бабушка, да мне насрать на тебя, на деда, на твой супчик, на твои скляночки, баночки, понятно?
-14

Многие сопоставляют себя с ней в этот момент, потому что, казалось бы, в этом коротком выражении весь внутренний крик тебя в лет 12-16, когда все, что тебя интересует – это твои проблемы, твоя жизнь, твои переживания и увлечения. Ты ощущаешь, что тебя никто не слышит и не может понять. Когда ты говоришь спокойно, пытаешься делиться чем-то, то тебя не воспринимают серьезно и частенько обесценивают твои проблемы, ведь это всё полная фигня в сравнении с дедлайнами на работе, сдачей проекта или конфликтом с начальником.

  • Мы уже немного коснулись моды и стиля, но хочу выделить, пожалуй, 2 главных элемента одежды, о которых мечтали оч многие. Если верить ТикТоку, то продолжают это делать. Первый – пальто Королёва. Этого персонажа можно считать главным модником класса среди пацанов. Не пытайтесь найти такое пальтишко, потому что его сделали художники из оторванного ворота и плаща Zara, так что оно было в единственном экземпляре. А вот то, что до сих пор можно откопать при огромном желании, так это вторую культовую вещицу – серый спортивный велюровый костюм с ушками Оли Будиловой.
-15
  • В сериале помимо основных действующих лиц, конечно, были и актеры второго плана. Однако, наверняка мало кто замечал, что среди них были и.. звёзды? Помните такого человечка – рэпер Сява? Так вот он был одним из скинов. Другой внезапный персонаж, на котором никто не фокусируется – это 1 из могильщиков. Во время похорон Носовой мы с вами можем увидеть Пахома, о котором наверняка слышали все те, кто слышал про «Зеленого слоника». В последней же серии буквально на секунду на заднем плане появляется в качестве гостьи караоке сама режиссер Валерия Гай Германика.
  • В отличие от этих мимолетных моментов была и парочка, которая, наоборот, будоражила умы подростков и вызывало недоумение у старшего поколения. В обоих самых ярких эпизодах главной была та самая физичка, которую играла Александра Ребенок. Первый – как бы сон Королёва, когда Наталья Николаевна танцует в лёгкой дымке у окна в нижнем белье. Вторая – ещё более откровенная – когда она мастурбирует у окна. Если вам показалось, что эта сцена бессмысленна и лишь демонстрирует легкомысленную натуру персонажа, то спешу вас разочаровать. Все не так просто. Сама актриса рассказывала, что это сцена говорит зрителю об одиночестве, в котором по итогу оказалась учительница физики. Так что хоть и сцена пикантная, но по факту очень печальная.
-16
  • Также была короткая, но яркая сцена, когда Носова принесла в школу ружье и запугивала им одноклассников. Я чётко помню, что примерно в те годы у всех на слуху был фильм «Класс», вышедший в 2007. К счастью, в нулевые в России мы не слышали про скулшутинг. Знали, что он бывает, но в других странах и чаще на другом континенте. Сегодня невольно задаешься вопросом, почему, несмотря на свободные масс-медиа в те годы, такого рода насилия в наших школах было в разы меньше. Сцена с Носовой, возможно, сигнализировала о потенциальной проблеме до того, как это стало нашей пугающей и грустной реальностью.
  • Ну и легендарная 66 серия. Когда в 2025 все обсуждают то, что «Переходный возраст» снят однокадрово, что, конечно, не ново, то скорее будут сравнивать его с другими проектами, где также практиковали беспрерывную съемку, но вряд ли кто вспомнит, как пример сериал «Школа». 66 серия очень мощная, конечно, не только благодаря способу съемки, но и пику драматизма, ведь именно в ней главная героиня принимает решение о завершении своей жизни. Яркий монолог, натуральность игры Валентины Лукащук, все события, которые медленно вели к этой развязке – все вместе делает эту получасовую сцену культовой
-17

Какие темы поднимал сериал «Школа»?

«Школа» вызвала бесконечные дебаты в жизни, интернете и на телевидении, потому что поднимала массу важнейших, но болючих тем и для общества, и для каждого индивидуально. Это была попытка заговорить о болезненных и часто замалчиваемых проблемах.

  1. Токсичная дружба. Самым ярким примером будет пара Будиловой и Даши. Когда ты находишься в такой, то даже не замечаешь, что не так. Вроде бы у вас общие секреты, смех, но постоянные фразы «я же пошутила». Ощущаешь себя так, будто ты сжимаешься – стараешься быть удобной, не высказываешься до конца и иногда даже невольно сама подкрепляешь эти выпады свой позитивной реакцией. Самое смешное, что ты привыкаешь к этому и начинаешь думать, что так и должно быть. Эта линия в сериале точно передает, как токсичная дружба может восприниматься нормой, пока 1 из сторон не начинает осознавать, что дружба – это не про ощущение, что тебя не слышат.
  2. Взятки. Ещё одна острая тема. Деньги давала мама отличницы учителям, чтобы гарантировать золотую медаль дочке. Чтобы поставили обезболивающее, взятку давали медсестре. Батюшка, который как бы о высоком и вечном, но также не отказывается от бумажек, оказывающихся у него в кармане. Инспектор, проверяющий пожарную безопасность в школе, забирает с собой бутылочку конька до проверки. Всё это не громкое разоблачение, а скорее будничный фон. Такая подача заставляет задуматься, насколько глубоко укоренены эти практики и как они формируют у подростков искаженное представление о справедливости.
  3. Отсюда вытекает как раз то самое столкновение с реальной жизнью в процессе взросления и осознание о том, что справедливость – понятие субъективное.
  4. Рука об руку с взрослением всегда, хотим мы этого или нет, идёт тема секса и полового созревания. Герои сталкиваются с первыми влюбленностями, неуверенностью в себе, давлением со стороны сверстников и отсутствием поддержки со стороны взрослых. Первые нюдсы и как следствие бесконечный буллинг и болезнь самого близкого человека. Незащищенный секс и первые нервы из-за задержки месячных. Первые протечки на глазах у всего класса, как повод к продолжительным насмешкам. Первый неловкий для всех, не всегда желаемый и часто болезненный сексуальный опыт для девочек. Насилие, с которым может столкнуться любой, но чаще всего именно девочка. В сериале же, как и в реальности, сцены, связанные с сексом не романтизированы, а наоборот подчеркивают незнание, страх, неловкость, с которыми сталкиваются подростки, оказавшиеся 1 на 1 со своими чувствами и телом. Более того, показан и упоминается вопрос ориентации, который сейчас нельзя обсуждать вслух.
  5. Помимо аудинаркотиков присутствовала в «Школе» и тема зависимости. Благодаря отцу Исаева мы понимаем, каково это жить с человеком, который страдает алкоголизмом. Узнаем, что наркотиками и сигаретами начинают увлекаться с ранних лет. Кто-то пьет втихую, чтобы не спалили родители; кому-то они же сами дают деньги на покупку запрещенки; а кто-то сам предлагает подросткам выпить под присмотром старших, предполагая, что это лучше, чем первый вариант. Тусовки уже в 8-9 классе почти всегда сопровождаются горячительным. Спиртное и наркотики-зло, они вредят здоровью и причиняют непоправимый вред жизни.
  6. Одна из ярких линий – это тема патриотизма, которая на фоне подростковых разговоров, обсуждений разных тем на уроках и конфликтов приобретает резкие и порой тревожные оттенки. Помимо этого реальный новостной фон и повестка вне экрана. В сериале звучат высказывания, касающиеся национальности, принадлежности к «своим и «чужим». Мы пытаемся знакомиться через Тимура Задоева с как бы нашей и не нашей культурой одновременно, ищем истину и золотую середину. Герои не всегда понимают, где проходит граница между любовью к своей стране и нетерпимостью к другим. Спустя 15 лет на фоне все более громких и противоречивых разговоров эта тема не менее актуальна. «Школа» напоминает: если не говорить честно и открыто, то люди сами могут заполнить пробелы агрессией, клише и нетерпимостью.
  7. Ну и главная тема всего сериала – избита и стара, как мир. Мы пытались безуспешно понять её, читая «Отцов и детей» Тургенева и разбирая произведение на уроках. Эта проблема проходит яркой ниточкой через всё повествование и показывает, насколько отчужденными могут быть отношения между родителями и подростками. Во многих семьях один и тот же паттерн: родители заняты собой, работой или бытовыми заботами и участие в жизни ребёнка подменяется материальными вещами. Сотовые телефоны, велосипеды, деньги — всё это преподносится как «забота», в то время как эмоциональная близость и поддержка остаются на нуле. Особенно остро замечено, как взрослые — и родители, и учителя — не воспринимают подростков как личностей. С их точки зрения, дети «ещё ничего не понимают», а значит, с ними можно не считаться. Подростков не слушают, перебивают, игнорируют их мнение, навешивают ярлыки. Учителя давят своим авторитетом и властью, не пытаясь наладить контакт. Конечно, исключения тоже есть. Неравнодушные старшие пытаются выстроить более глубокие связи, но этого бывает недостаточно. Несмотря на эти попытки, герои остаются один на один со своими страхами, ошибками и кризисами. Школу же сами родители часто воспринимают как «сервис», в который они вложили деньги, и ждут, что результат — в виде «воспитанного» ребёнка — будет обеспечен автоматически. Отсутствие диалога разрушает. Самый яркий пример, конечно, Носова, которая не находит понимания ни дома, ни в школе, ни в тусовке вне и в какой-то момент замыкается в себе. Особенно страшно наблюдать, что даже когда подросток подаёт сигналы — через поведение, дневники, разговоры с ровесниками — никто этого не замечает или не хочет замечать. Этот разрыв между поколениями в «Школе» не гиперболизирован — он реалистичен до боли. А это может привести к трагическим последствиям: авторы поднимают тему подросткового суицида, и она показана не как случайность, а как результат накопленного отчаяния, одиночества и отсутствия диалога.

«Школа» не даёт готовых ответов, но очень точно фиксирует реальность: дети не рождаются «проблемными» — они становятся такими. Поэтому сериал до сих пор остаётся актуальным и важным, потому что эти модели общения — или, скорее, молчания — продолжают воспроизводиться год за годом.

Музыка из сериала «Школа»

Как вам известно, отдельно музыку к сериалу никакую не писали, а вплетали в сюжет фоново. Так, чтобы каждая песня звучала органично персонажу и происходящему с ним действию на экране. Все песни звучат, как и в жизни – из колонок или динамиков, изредка их просто поют герои.

Я постаралась распознать и собрать все песни из сериала в отдельный список, который можно найти на моем Бусти. Так что подписывайтесь и еще глубже окунайтесь в ностальгию. Там и DJ Smash, и Лолита, и Deform, и Елка, и Последние танки в Париже. Даже есть еще одно камео Германики, но уже в качестве исполнительницы песни, которую она спела вместе с Петром Листерманом и Треш-шапито Кач. В общем, отобранные 38 песен из «Школы» будут ждать вас на Boosty.

Заключение

«Школа» — это не просто скандальный сериал начала десятых, который всех шокировал. Это история, в которой честно и без прикрас показали то, что на самом деле происходило (и до сих пор происходит) с подростками. Здесь говорили вслух о буллинге, сексе, суициде, равнодушных родителях, странных учителях, токсичных друзьях и системе, которая никого не слышит. И в этом — главная сила сериала. Он не морализировал и не делал вид, что знает, как правильно. Он просто показал, как есть. И поэтому «Школа» до сих пор отзывается у тех, кто вырос с ней, и цепляет новое поколение — потому что многое в этой истории, к сожалению, не устарело.

Устарели, пожалуй, лишь книжки, которые были написаны по сериалу, как дополнение. Особенно интересно полистать ту, которая называлась «Дневник Марлы», потому что в ней можно окунуться в стиль переписок и интернет-сленга тех лет. Вовсе исчез сайт, который промоутили актеры и создатели сериала. Как заявляли, это был сайт для учеников, учителей, родителей и всех, кому небезразлична судьба Российской школы. На нем устраивали предпоказы серий, публиковали дополнительные материалы к проекту. Более того, можно было прислать свои истории или варианты развития сюжетов, с которыми должна была ознакомиться Германика и в случае того, что ее что-то зацепит, она могла включить это в сериал. Таким образом, ты сам как бы мог стать соавтором! И главное – на этом ресурсе можно было пообщаться с самими актерами. Они реально собственноручно отвечали пользователям. Кстати, официальная фан группа ВК также имела несколько веток обсуждений, где можно было задать вопросы звездам. Рекомендую полистать, чтобы почитать тот же стиль и, конечно, саму суть ответов. Это вайб!

В общем, «Школа» могла получиться только у команды, которая реально хотела сказать что-то важное. Режиссёры и сценаристы, вдохновлённые новой драмой, продюсеры, которые не побоялись пойти на риск, и съёмочная группа, которая сделала всё, чтобы это выглядело как настоящая жизнь, а не постановка. Благодаря им сериал получился одновременно и документом своей эпохи, и чем-то вне времени — живым, резким, тревожным и очень настоящим. Именно поэтому «Школа» остаётся актуальной и по-прежнему очень нужной.

Подписывайтесь на подкаст Шипучка, ностальгируйте и узнавайте новое о старом вместе со мной!