ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ТУТ
Спас-Деменск.
Вопрос на засыпку, а с каким ударением вы сейчас прочитали это название? Я всю поездку называл его Спас-ДемЕнск, и только от машиниста узнал, что он, оказывается, Спас-ДЕменск. Сюда мы ещё должны были вернуться для встречи с Мишей, но, впрочем, только одиннадцать часов спустя.
Чипляево.
В который уже раз выйдя в тамбур для фотографирования очередного остановочного пункта, я буквально столкнулся с новым персонажем нашей поездки: это был огромный человек в парадной форме РЖД без кителя, в правой руке у него была маленькая видеокамера, а в левой он держал выпиленную из фанеры, метровой длины руку с растопыренной пятернёй, окрашенной в ярко красный цвет.
Я от такого сюрреализма просто прифигел сначала, даже подумал, может я давно уже на ходу выпал на рельсы, убился и теперь вот так выглядит мой персональный, честно заслуженный покатушками апостол Пётр? Однако собрался с силами и спросил "а это что у вас такое?" Ответ состоял из двух слов "проверка локбригады", после чего у него началась видеосъёмка, двери открылись, он выставил крашеную пятерню на улицу, снаружи прибежал поммаш, всё это было зафиксировано на камеру, и все довольные разошлись...
Ээээ... Что это было?...
434 километр.
Смахнув увиденное, как остатки страшного сна поутру, я сфотографировал последнюю станцию для фиксации на этом участке и свалил отдыхать до конечной уже без беготни.
Занозная.
Дело в том, что участок Занозная - Фаянсовая (как сочно звучит, а?!) был весь отснят в первой части, так что я мог спокойно отдыхать и наслаждаться видами из окна, полулёжа на трёхместной банкетке РА-2.
Фаянсовая. Вид назад.
И вперёд. В ту сторону мы недавно ездили, там Брянск, но в этот раз нам туда не надо.
Ставший уже таким родным за этот месяц вокзал станции Фаянсовая.
Центральная улица. Сам город Киров находится в нескольких километрах от железной дороги, поэтому тут главная улица не Ленина, а Карла Маркса.
Единственная точка притяжения в данной местности - "Магнит". Кстати, ассортимент товаров ничем не уступал московскому, в том числе и по цене.
Впереди нас с Костей ожидало пять часов безделья до следующего поезда, поэтому мы крайне неспеша закупились любимыми напитками и закусками сразу до дома, поскольку с самого начала разработки маршрута было понятно, что пауз для затоваривания у нас больше не будет.
Куда идти со всем этим богатством мы не знали, поэтому пришвартовались в ближайшем дворе, внутри которого в огромном количестве проживали столики кустарного производства с лавками вокруг них.
Первый час всё было хорошо. Мы обедали консервами, пили пиво, общались о разном, и никто, даже комары, не беспокоили.
Мимо нас из магазина в сторону одного из подъездов с сумками продуктов в руках прошла наша кондукторша из поезда Ельня - Фаянсовая, мы ей помахали руками, пожелали приятного отдыха, на что она рассмеялась и сказала, что ей сегодня ещё в Дятьково и обратно ехать кондукторить, после чего растворилась в недрах пятиэтажки. Прошёл поммаш, с ним перекинулись парой фраз, дескать, мы тут "просто ждём нашу на Сухиничи в 17:45"...
И всё было бы идеально, если бы не сраное солнце, которое вышло из-за дома и осветило всю площадку вместе с нами обедающими. На открытом солнце мне нельзя находиться по медицинским показаниям, поэтому нам с Костей пришлось ретироваться с самых удобных на свете лавок, а поскольку никаких других посадочных мест в округе больше нигде не было, мы по старой советской традиции засели на скате крыши подвала за углом.
Эпичная пятиэтажка, факт, тут слов нет...
Около 17:00 мы сорвались с насиженных крышеподвальных мест и двинули на вокзал, что был минутах в трёх ходьбы, по пути встретив удивительный артефакт: старый склад, стены и ворота которого были сделаны из бортов стандартного товарного вагона.
Непосредственно возле перрона нас в своей тени спрятал от солнца небольшой скверик с лавками, откуда мы начали наблюдать за происходящим. И в какой-то момент показалось, что пришла под посадку наша РА-1, но на удивление, говорилка сказала, что это на Брянск.
Я поначалу ушам своим не поверил, ведь в это время туда должна уходить трёхвагонная РА-3 депо Брянск, а тут какое-то недоразумение подали... Перепроверил. Точно, это РА-1 0019 депо Брянск... Которая сразу же наполнилась по сидячке. Ох, чувствую, дальше там было веселье...
Но это, конечно, садизм и провокация народных волнений: вот так выдавать на маршрут подвижной состав с втрое меньшей вместимостью...
Снова в поле зрения появилась наша знакомая кондукторша, и я её провокационно спросил "Мы с товарищем в Сухиничи едем, там же вас не будет?" "Не будет" вздохнула она. "Значит можно не платить?" "Можно" ещё раз вздохнула она. "Но не нужно" и пошла по своим делам.
Такая её реакция меня очень растрогала, ведь тоска по неосуществлённой оплате проезда была настолько искренней, а переживания столь велики, что я потащил Костяна в кассу. Чтоб чисто по совести было. Вот конкретно для нашей новой знакомой. Ну, и в сортир заодно зайти перед долгой дорогой в РА-1, в коем оного нет. В конце концов 288 рублей за билет Фаянсовая - Сухиничи это как свечки в церкви: сам не обеднеешь, хоть и идиот, но зато на душе легко...
Минут за десять до отправления из депо появился наш РА-1 0049.
Мы с Костей сразу же заняли любимые места на теневой стороне у заднего тамбура, и я вышел сфоткать Фаянсовую на прощание, поскольку в этой жизни мне уже вряд ли доведётся побывать здесь ещё раз. И вовсе не потому, что я собираюсь покинуть нашу грешную землю в самые кратчайшие сроки, а всего лишь из-за того факта, что теперь здесь было обкатано абсолютно всё, и нам просто объективно больше нечего делать в данной локации.
Но не успел я сделать фотку, как нарвался на замечание от машиниста, который осадил меня буквально словами "а вы знаете, что запрещено фотографировать инфраструктуру?" Я говорю "я сфоткал борт машины, на снимке нет и быть не может никакой инфраструктуры". А он "здесь всё инфраструктура", а я ему "вообще нет"...
Дискуссия зашла в тупик и сама собой завершилась. И через несколько секунд я понял всю подноготную сложившейся ситуации. Оказалось, это был машинист-инструктор, рядом с которым постоянно находился стажёр, будущий машинист, ну, или помощник машиниста. И первый всё время таскал за руку второго, показывая абсолютно все действия с подвижным составом, прописанные в инструкциях, включая замечания фотографирующим о недопустимости подобных поползновений. Лично я вообще не обиделся просто понимая, что у него такая работа, он обязан меня прекратить, а я обязан сделать вид, что прекратился...
В сторону Сухиничей нас выехало от силы человек шесть.
109 километр.
Баррикадная. "Следующая станция Улица 1905 года" дежурно пошутил Костян. Ну, да, хорошо. Типа смешно в сотый раз. Как говорит Олеся Иванченко в любой тупой ситуации, как правило, ей же и созданной, "хихик".
120 километр. Где машинисты, а их было там трое включая стажёра, открыли почему-то только первую дверь, так что добежать я не успел.
И от этого расстройства остановочный пункт Цех я вообще прозевал, поэтому пришлось бабахать через окно, благо оно было более или менее чистым.
Дальше я собрался и впредь больше подобных промашек не допускал.
126 километр.
129 километр.
Пробуждение. Какое великолепное название.
Где-то в глубине моей мрачной души потекла маленькая медовая слезинка. Пикантности всей ситуации придавали и ещё два факта: во-первых, на этой остановке вышла последняя девушка нашего вагона, которую ждал чёрный-чёрный автомобиль, а во-вторых, единственная существующая там дорога вела от железнодорожной станции Пробуждение к посёлку Рассвет. Чудо, а не место. Там в колодцах елей, не меньше...
140 километр.
Воймирово.
144 километр.
"Эх, опять без 142 километра" заметил Костян...
Если кто ещё не знает, то он выдал отсылку к моей трепетной любви по отношению к остановочному пункту 142 километр на БМО. И с тех пор, как проехал его впервые, я стал собирать коллекцию 142-ых километров на всех дорогах, где мы катались. Штук пять в итоге накопилось, но в последние пару лет как отрезало с обновлениями.
151 километр.
Брынь.
Настал мой черёд шутить. "Это когда не умеешь играть на гитаре, берёшь её в руки и по открытым струнам делаешь вот так - брынь!" Костяна дико размотало, поскольку он сам так, наверняка, делал сто раз, как и абсолютно все не умеющие играть на гитаре. Я уверен, в нашей стране нет ни одного человека, который ни разу в жизни не слышал или не делал подобный "брынь"...
156 километр.
Народу чуть поприбавилось за счёт рыбаков и грибников. Включили свет.
160 километр.
Кредитная.
Сильное название. Меня развеселило. А Костяну показалось очень символичным, что она расположена точно под Киевским шоссе, он даже хотел развернуть по этому поводу широкомасштабную политическую дискуссию, но был мной жёстко осажен: старое правило - при мне ни слова политоты! Я на отдыхе, мне уже лет тридцать глубоко насрать вот на всё это из телевизоров да с интернетами вашими...
167 километр.
Где у меня наконец-то произошла долгожданная встреча с тем самым машинистом-инструктором. Собственно, вопрос на повестке дня стоял только один: пойдёт ли на Спас-Деменск эта же машина или нет. Я был уверен на сто процентов, что да. Ответ спеца был таков "Не-а, мы на Козельск ночевать. Сейчас прибудем в Сухиничи, причём, пока ещё не знаем на какой путь, соответственно, двенадцать минут перебежать на другую "РАшку" у вас будет, она там уже под парами стоит, и скорее всего, у вокзала. Мы либо рядом встанем, либо вообще не там. Как прояснится, я по громкой скажу"...
Воронеты (170 километр).
Подъезжая к Сухиничам машинист прочитал всю необходимую информацию, типа мы прибываем, не забывайте свои вещи, при выходе будьте внимательны, а в конце добавил лично для меня, и я это понял сразу: "мы прибываем на ДАЛЬНЮЮ платформу, для перехода на ДРУГИЕ поезда используйте НАДЗЕМНЫЙ переход"...
Сухиничи-Главные, вид на Москву.
Красота на контрасте. Камера на новом телефоне удивительно сработала.
Прощальный вид сзади на наш РА-1 0049.
Кстати, на фото выше видно, как Костян в красной куртке первым рванул по лестнице вверх занимать места в нашем следующем вагоне РА-1 до Спас-Деменска. А я, проходя мимо кабины машинистов, показал пацанам большой палец и получил в ответ одобрительный свисток.
Сухиничи-главные, вид в сторону Брянска.
Вид на Москву. У платформы уже стоит нужный нам вагон.
РА-1 0047 до Спас-Деменска.
Кстати, внутри него я оказался быстрее Костяна, а всё потому, что он по жизни крайне невнимательный человек, и в этот раз просто ломанулся до конца моста и попал в город, после чего ему пришлось тащиться огромной петлёй через площадь и сквозь здание вокзала, тогда как я, увидев, куда ведёт мост, просто спустился на островную платформу и через пути сразу попал в хвост нашего поезда.
Внутри нас ждали полумрак и роскошные перины сидушек, этакий шоколадный будуар французского борделя, где в качестве подтверждающего бонуса уже находились две девушки-попутчицы. Что могло быть круче для завершения вечера?
Покидаем Сухиничи-главные.
Несколько минут пути, и вот уже они же Узловые для смены головы.
Перед переключением кабины машинист погасил свет в салоне, и это добавило остроты картинке.
И тут я вспомнил, что уже достаточно давно меня мучает страшнейшая проблема - в РА-1 нет туалета. Именно в этот момент пришло осознание, что я уже час о нём просто думал, а последние полчаса категорически мечтал. Мой вопрос поммашу был краток "а где можно...", и не успел я договорить, как получил ответ "да между вагонами зайди, у всех эта проблема существует, мы её знаем, понимаем и не осуждаем, так что иди и не бойся ничего, а если в пути потом прижмёт, постучись на любой остановке, подождём, сами люди".
Тема была закрыта. После чего у меня случилась одна из самых прекрасных минут всей поездки. Вот уж никогда бы не подумал, что она приключится в междупутье станции Сухиничи-Узловые.
Тем временем на другую сторону вокзала прибыла электричка из Калуги, и наш вагон очень заметно пополнился. Налицо был тот яркий случай, тот крайне редкий пример, когда всё сделано по уму: нашему вагону на смену кабины хватило бы и десяти минут, но стоянку продлили вдвое, чтобы все, приехавшие калужской элькой, успели на пересадку. Не знаю как Костя, а я в душе поаплодировал пассажироориентированному человеколюбивому решению.
Мы выдвинулись в сторону Спас-Деменска. Температура внутри воодушевляла. Я так понял, что конкретно в тот вечер она была по фаренгейту.
Светики.
И это был, в общем-то, последний вменяемый снимок, так как спустилась лютая ночь и фоткать остановки стало абсолютно бессмысленно, ибо на них вообще не имелось никакого освещения.
Получалось что-то примерно типа этого, и я даже не знаю названия остановочного пункта.
Ну, или вот так.
Это однозначно брак по свету, так что погоня за последними его крупицами мне очень быстро надоела, и мы с Костей просто откинулись на сидениях и дико закайфовали от полной темноты за окном, размеренного бурчания дизеля под полом и сбивчивого стука колёс...
...а в это время на переезде где-то в районе Чипляево Миша сделал фотографию, как мимо него пронёсся некий РА-1...
Спас-Деменск. Вновь.
Одиннадцать часов назад мы тут мимо уже проезжали.
Кстати, в вагон сели двое: парень с девушкой, волочившие превеликое множество пакетов со жратвой. Я думал, в местных краях без машины никак, а оказалось, что можно и вот так...
22:25. Поездка была окончена. Мы с Костяном - как всегда довольные успешным результатом - пожали друг другу руки и побрели в сторону привокзальной площади, где по всем расчётам нас уже ждал Михаил.
Мишка, как и всегда, был безупречен по точности тайминга, поэтому мы сразу же загрузились в его гибридный Приус и погнали по прямому как стрела Варшавскому шоссе домой.
По пути в Спас-Деменск Миха заметил вот такой населённый пункт, так что на обратном пути остановился для памятного фото.
И за громогласным балаганом, что всю дорогу творился в машине, чтоб никто не заснул, особенно тот, кто за рулём, уже к двум ночи мы долетели до Москвы, чтоб сначала забросить Костяна на его Трифоновку, а потом и меня в Северный...
Вместо резюме одной поездки, я сегодня решил придумать общую концовку всем четырём частям двух разных поездок. Без пафосных слов и надуманных выводов. И пришёл к тому, что обязательно надо рассказать, что это за предмет такой теперь у меня на холодильнике обитает.
Это табличка с текстом, написанным шрифтом Брайля, которая означает "связь с машинистом". Когда я понял, что проведя огромное количество времени в Фаянсовой и обкатав из неё все возможные направления, я заслужил по традиции памятный магнитик на холодос, но их, как и Сухиничей, в природе не существует, поэтому я просто оторвал эту табличку в одной из "РАшек", где она была закреплена возле кнопки "связь с машинистом". Но моя совесть чиста, потому что я уверен, что не существует ни одной из миллиарда миллиардов параллельных вселенных, где слепой человек сможет попасть внутрь РА-1 в Фаянсовой без сопровождающих и только из-за меня не найти эту кнопку...
Очередной сезон дальних покатушек близок к завершению, однако как минимум ещё одна вроде как должна состояться, так что будет о чём рассказать.
Кстати, наша карта поездок теперь выглядит ВОТ ТАК.
За сим вечно ваши Константин "Ремр" Головащенко и Илья "Касым" Ковалёв.
(с) Касым, 2025