На тот момент, когда эта книга попала мне в руки впервые, я ничего не знала ни про Анну Франк, ни про её судьбу. Поэтому воспринимала всё как на духу, а финал застал меня врасплох.
Дело в том, что в первую очередь это на самом деле самый настоящий личный дневник девочки-подростка. В него она записывала свои мысли, чувства и переживания, а также всё то, что происходило с ней и её близкими. А записать ей было что. Анна жила в Амстердаме со своими родителями и старшей сестрой, на момент первой записи в дневнике ей 13 лет, и она рассказывает о том, как прошёл её день рождения. Она была окружена заботой и вниманием родных и близких, ей подарили много замечательных подарков, поначалу кажется, что она радуется каждому дню: учёба в удовольствие, общение с друзьями, внимание мальчиков. Всё хорошо. Но! На дворе 1942 год, Анна и её семья евреи. Это вносит в жизнь этих людей множество коррективов. Все евреи были обязаны носить на одежде жёлтую звезду, им было запрещено ездить в трамвае, на велосипеде и уж тем более на автомобиле. Для них действовал комендантский час – по вечерам выходить на улицу было запрещено. Работали отдельные лавки - заходить в "общие" магазины было запрещено.
Дальше - больше. Постепенно, хотя и довольно быстро ситуация усугублялась - появились сообщения об исчезновении людей, а порой и целых семей - их увозили в концлагеря. Смертельная опасность стала всё более и более ощутима. Обстановка накалялась с каждым днём, поэтому родители Анны приняли решение - вся семья, а также ещё одна семейная пара с сыном покидают свои дома и отправляются жить в убежище. Отец Анны был предпринимателем и убежищем им послужило помещение в подвале здания, в котором располагалась его фирма. Вход в убежище был скрыт дверью, замаскированной под книжный шкаф. В этом убежище, ни разу не выходя на улицу и даже ни разу в полной мере, не выглянув в окно, они провели 25 месяцев. Собрались и заселились они туда за один день. Вот здесь начинается то, мимо чего я не смогла пройти, не обратив внимания. Я всей душой, сердцем и разумом надеюсь, что того, что происходило в то время с людьми, больше никогда, никогда не повторится на нашей планете! Рассуждаю я исключительно теоретически.
Представьте, что вы собираетесь скрыться от смертельной опасности в каком-то убежище на продолжительное, но неопределённое время, что возьмёте с собой? Мне в голову приходит следующее. Продукты, как можно больше долго хранящихся продуктов: крупы, макароны, консервы. Медикаменты, тёплые вещи, свечи/фонарики, бензин/керосин, предметы личной гигиены. Семья Франк, несомненно, взяла с собой все эти вещи, по крайней мере, те, что смогли. Из занятий я могу предложить чтение. Ну, потом чтение, а далее чтение. Значит, хорошо бы взять с собой книги. Таким образом я бы несколько раз перечитала по кругу книги, которые смогла бы утащить с собой и на этом всё. Дальше я вижу, как погружаюсь в беспросветную грусть и мной овладевает страх, а в голове беспрестанно крутятся мрачные мысли. Чем занималась семья Франк? Дети не переставали учиться. В школу они, разумеется, не ходили. Но занимались самостоятельно с максимальной ответственностью. Готовились к экзаменам и мечтали вернуться за парту. Более того, в один момент старшая сестра Анны заочно поступила на курсы стенографистки. Не от своего имени, правда, а от имени одного доверенного лица - девушки, которая была близка этой семье и, оставаясь на свободе, помогала узникам: приносила продукты, необходимые вещи и даже новые учебники, и книги. Так вот стенографию изучили все трое: Анна, её сестра и мальчик - сын друзей, деливших с Франками убежище.
Взрослые тоже времени даром не теряли. В какой-то момент у Анны даже случился конфликт из-за времени пользования рабочим столом - всем нужно заниматься, учиться и работать, а места не хватает. Изучали не только стенографию и школьные предметы, Анне попал в руки самоучитель по балету. Так она не просто пыталась что-то там поделать, она подошла к делу серьезно и сшила себе из подручных материалов костюм для занятий. И сетовала, что не удалось из обычных туфелек соорудить балетные. И всё равно занималась!
Среди узников был стоматолог, который пришел на помощь, когда у кого-то из близких заболел зуб. И, конечно, много читали. Книги им приносили те же доверенные люди, что приносили продукты.
Время шло, дети росли и в какой-то момент одна из старших узниц сделала замечание матери Анны, мол, у девочки юбка слишком короткая. Я вот тут прям возмутилась! Логично, что она короткая, растёт ребёнок, а в магазине уж больше года не были! А вот мать Анны приняла замечание к сведению и состряпала дочке новую юбку из того, что было и приличной длины.
А ещё Анна захватила с собой бигуди и периодически удивляла своё окружение новыми причёсками. В дневнике, правда, сетовала, что не ценили.
Всё это время Анна вела дневник, мечтала стать писательницей или журналисткой.
Другими словами, находясь, в таких тяжелейших обстоятельствах, люди не отчаивались, не падали духом, верили в лучшее и поддерживали друг друга. Но больше всего меня удивил круг их интересов и занятий. Если бы они всё это делали дома в тишине и покое, в ходе обычной жизни, это было бы нормально. Но эти люди сидели запертые в убежище больше двух лет, испытывая все тяготы своего положения, включая голод, а вокруг смерть, боль и ужас. Многие в таком положении смогут думать о высоком? Не думаю. Более того, они соблюдали нормы приличий и даже личные границы. Всё это достойно безграничного уважения!
За ними пришли 4го августа 1944 года. Мужчин и женщин разделили и отправили в лагеря. В начале 1945 года Анна с матерью и сестрой оказались в концлагере Берген-Бельзен. К этому времени мать девочек была уже очень ослаблена, так как часто отдавала дочерям свой скудный паёк. Вскоре она умерла от голода. Примерно в это же время в лагере началась эпидемия тифа. Старшая сестра Анны умерла первой. После этого и Анна перестала бороться за жизнь, она умерла всего за несколько недель до освобождения лагеря. Вместе с другими умершими узниками её сбросили в братскую могилу где-то на территории лагеря, но точное место захоронения не известно.
Из всех узников живым из лагеря вернулся только один человек - Отто Франк, отец Анны. Именно ему в последствии передали дневник Анны, и именно он опубликовал его.
«Я начал читать медленно, всего несколько страниц в день, больше было невозможно, так как меня переполняли болезненные воспоминания. Для меня он стал откровением. Вместо ребёнка, которого я потерял, мне открылась совершенно другая Анна. Я понятия не имел о глубине её мыслей и чувств,» — рассказывал Отто.
Также отец Анны организовал расследование, которое продлилось несколько лет. Установлено точно, что арест узников - результат предательства, кто-то узнал, что в убежище люди и донёс на них. Но кто именно это сделал, выяснить не удалось.
В 2009 году дневник Анны Франк был признан объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО.
Анна, твоя мечта сбылась, ты стала писательницей! И мы читаем твою книгу!