Провела небольшое исследование с точки зрения транзактного анализа (кстати, на фото он, Эрик Леннард Берн, основатель ТА) на тему происхождения тревожности и хочу начать с теории.
Транзактный анализ (далее буду сокращать до ТА) это психотерапевтическая модель, объясняющая взаимодействие людей через анализ "транзакций" (обмена словами и невербальными сигналами между людьми).
ТА утверждает, что каждый человек обладает тремя эго-состояниями: Родителем, Взрослым и Ребёнком (Дитя).
Как можно обнаружить их у себя?
В эго-состоянии «Родитель» человек неосознанно воспроизводит модели поведения, мышления и реагирования своих родителей из детства. Это состояние функционирует как внутренний компас морали и совести. Функционально Родитель расщепляется на две подструктуры: Заботливый Родитель, эхом отражающий заботу родителей, и Критикующий Родитель, перенявший их осуждение и критику.
«Взрослый» – это рациональный центр личности, анализирующий информацию подобно мощному процессору. В отличие от эмоционально окрашенных состояний, Взрослый обрабатывает данные объективно, отделяя факты от вымыслов, оценивая текущие события в контексте прошлого опыта. Однако функции Взрослого не ограничиваются только анализом – он также способствует самопознанию и самоанализу.
«Ребенок» – это совокупность переживаний и воспоминаний, сохранившихся из самого раннего детства, включая период внутриутробного развития и младенчества. Многие из этих воспоминаний находятся вне поля сознания. Ребенок хранит эмоциональные отпечатки, связанные с удовлетворением или фрустрацией потребностей.
«Ребенок» разделяется на Свободного и Адаптивного. Свободный Ребенок – источник спонтанности, творчества и подлинных эмоций. Адаптивный Ребенок – это выработанные реакции на требования окружения, направленные на получение одобрения и избегание наказания. В этом состоянии формируются страхи, фиксируются травмы, а также сохраняются нереализованные мечты, остающиеся глубоко запрятанными.
Проблемы в коммуникации с другими возникает когда эго-состояния "не совпадают" и транзакции происходят из разных эго-состояний.
Если говорить про цель психотерапии, то она направлена на осознание своих эго-состояний, изменение диструктивных паттернов поведения и налаживания коммуникаций.
"Большие деньги невозможно заработать легко", "Все мужчины изменяют", "В моем возрасте поздно что-то начинать" .
Эти и похожие убеждения могут сопровождать нас всю жизнь. Если посмотреть через транзактный анализ, то это будет выглядеть как "загрязнение" нашего Взрослого эго-состояния.
Взрослый может руководствоваться родительскими установками (Родитель контаминирует Взрослого) или детскими фантазиями (Ребенок контаминирует Взрослого).
Контаминация- это то, что ошибочно воспринимается адекватным, реалистичным, трезвым в текущей реальности.
Исключение – это подавление одного или нескольких Эго-состояний. Чаще исключается Родитель или Ребенок.
Люди с исключенными Эго-состояниями часто создают симбиотические отношения, где два человека ведут себя как один, компенсируя взаимные пробелы в личности. Это может быть следствием травмы или нереализованных потребностей.
Видели примеры таких симбиозов?
Тревоги и страхи, с точки зрения ТА, могут быть следствием контаминации (травмированный Ребенок влияет на Взрослого) или результатом исключения (исключенный Ребенок в симбиозе).
• Тревога может стать способом получить внимание(или удовлетворение), пусть и негативное, вместо игнорирования.
Тревога слпровождает психологические Игры, которые приводят нас к взаимной неудовлетворенности и являются частью нашего жизненного Сценария.
Часто неосознанно мы воспроизводим детские стратегии выживания, а каждая новая встреча с эмоциональным (очень знакомым) призраком прошлого, как невидимая резиновая лента, тянет назад, повторяя и усиливая негативный опыт.
Это замкнутый круг, где каждый новый эпизод приближает к предполагаемому "трагическому финалу", если человек не осознает и не изменит свой заложенный сценарий.
• Тревога и страх, в этом контексте, выступает как сопровождающий симптом или триггер к цикличному проживаю один и тех же событий и чувств.