Заглядываем в мир Джеффа Безоса, Марка Цукерберга, основателей Google, Oracle и WhatsApp*
К свадьбе Джеффа Безоса, которая стала, пожалуй, главным светским событием уходящего лета, в Венецию пришла великолепная Koru — парусник длиной 125 метров. Не просто парусник, а впечатляющий романтический жест богатейшего человека мира. На первый взгляд с ним мог бы поспорить космический девичник. Но разве мимолетные мгновения в капсуле сравнятся с твоей статуей, которой украшен нос яхты? Да-да, под ее бушпритом красуется вырезанная из дерева фигура Лорен Санчес, словно парящая над волнами.
Экстравагантные траты Безоса уже стали притчей во языцех, но разве он такой один? С 24 по 27 сентября на главном смотре супер- и мегаяхт в мире — Monaco Yacht Show — можно будет увидеть, чем ответил новичку в мире парусников матерый морской волк и соперник в рейтинге богатейших людей мира — основатель Oracle Ларри Эллисон. Его 64-метровый кеч Katana восемь лет строился на верфи Perini Navi, за это время пережившей банкротство и возрождение.
Другие миллиардеры, заработавшие состояние на поисковиках, социальных сетях и мессенджерах, приложениях, онлайн-торговле и высоких технологиях, не отстают. Бывшие гики в майках и худи используют свой высокий IQ и на то, чтобы развивать свой вкус и познавать прелести красивой жизни.
В их пристрастиях очевидны закономерности. Арабские шейхи и представители российской элиты ассоциируются с громадными и роскошными, более 100 метров длины, гигаяхтами немецкой верфи Lürssen. Техномиллиардеры — это и Lürssen, и верфи объединения Feadship из Нидерландов, от 80-90 метров и выше, минималистичные, с акцентом на передовые технологии. Feadship отдали предпочтение Марк Цукерберг и основатель Snapchat Эван Шпигель, сооснователь WhatsApp (принадлежит Meta, признанной в России экстремистской организацией и запрещенной. — BFM) Ян Кум и, вероятно, Билл Гейтс. Основателю Microsoft приписывают Breakthrough (118,8 метра), которая на предстоящем Monaco Yacht Show превосходит ближайших соперниц почти на 40 метров и производит сильное впечатление множеством инноваций, главная из которых — работа на водородном топливе.
(Оговоримся: не думайте, что для российских клиентов главное — золотые краны или величина бассейна. Столь обывательская точка зрения имеет мало общего с реальностью. В разное время по их заказам были построены действительно выдающиеся, новаторские яхты, которые задавали тон индустрии.)
Просматривая яхтенный «донжуанский список» технобогачей, замечаешь несколько особенностей. К строительству собственной лодки они обычно приходили после многих лет чартера, а собственную яхту сохраняют приватной и не сдают.
Также для них важна скорость поставки. У этой категории миллиардеров нет предубеждения против подержанных яхт. Строительство гигаяхты занимает годы. Если можно быстро реализовать свое желание и подходящее судно имеется на рынке, то они не будут ждать. Самый яркий тому пример — это покупка арестованной в Антигуа 82-метровой яхты Alfa Nero бывшим CEO Google Эриком Шмидтом, впоследствии отказавшимся от намерений.
Его босс Сергей Брин в 2024 году получил в свое распоряжение новую яхту Dragonfly длиной 142 метра, а прежде 13 лет владел одноименной подержанной 73-метровой. Дело было не в метрах длины, а в том, что для своего времени это была одна из наиболее интересных и технически совершенных лодок. Яхта в стиле милитари с приплюснутой надстройкой и сильно вытянутым корпусом выделяется великолепными ходовыми качествами и низким расходом топлива.
Компаньон Брина Ларри Пейдж недавно выставил на продажу одну из старейших экспедиционных яхт в мире — Senses длиной 59 метров 1999 года с интерьером от Филиппа Старка. Ее первый владелец в мае получил награду World Superyacht Award за вклад в индустрию. Senses он сравнивал с внедорожником Hummer, только морским.
Третья особенность: формирование флотилии. Помимо главной яхты строится еще и судно поддержки с вертолетной площадкой, экспедиционным оборудованием и дополнительными каютами. И, конечно, в гаражах главной яхты и шэдоубота размещаются всевозможные катера, RIB, парусные лодки и даже субмарины.
На четырех новых яхтах техномагнатов стоит остановиться подробнее.
Сергей Брин — Dragonfly (142 метра, верфь Lürssen)
Обычно верфи дают своим проектам рабочие названия, которые владельцы потом меняют. Эту гигаяхту в Lürssen назвали Ali Baba. Действительно, она таит в себе множество сокровищ: бассейн со стеклянным дном на главной палубе, кинотеатр, спа-центр и центр водных видов спорта. Также имеется выделенная палуба для бизнеса с большим офисом, тренажерным залом, игровой комнатой и ангаром для вертолета. На яхте могут разместиться 24 пассажира в 12 каютах, обслуживать их будет команда из 45 человек.
Джефф Безос — Koru (125 метров, верфь Oceanco)
Парусник основателя Amazon проектировался так, чтобы в его гордом профиле угадывались прогулочные суда американских магнатов промышленности и финансов начала ХХ века, золотой фонд мирового яхтинга. Морской историк Роберт Маккей сравнивает ее с Corsair IV Джона Пирпонта Моргана — младшего. Экстерьер в стиле ретро сочетается с самым передовым оборудованием.
Для автоматизированной укладки парусов используются 900-килограммовые укладчики, изготовленные по спецзаказу. Koru укомплектована дизельными двигателями и оснащена новейшей системой рекуперации кинетической энергии — любое движение воды, которое производят волны, преобразуется в электричество, что обеспечивает дополнительный источник питания для бортовых систем.
Для развлечения гостей есть все возможности, в том числе большой бассейн и три джакузи, спа-зона, тренажерный зал с сауной и многое другое.
Из-за мачт на Koru нельзя посадить вертолет, поэтому Безос заказал у другой голландской верфи, Damen Yachting, самое большое в мире судно поддержки Abeona длиной 75,25 метра. Если Koru рассчитана на 18 гостей и до 40 членов экипажа, то Abeona принимает на борт еще 45 человек.
Марк Цукерберг — Launchpad (118 метров, верфь Feadship)
Вот пример того, что после технического спуска на воду самые большие яхты могут еще долгое время совершенствоваться, прежде чем будут переданы заказчику. В случае Launchpad обещанного Цукербергу пришлось еще три года ждать. Результат — грандиозная яхта с темно-синим корпусом, поляризованным остеклением и белой надстройкой. Из-за такого сочетания волнообразные ярусы надстройки напоминают пену на темных водах или облака, парящие над основной палубой. На самом верху, под радарной аркой, размещена закрытая капсула — смотровая площадка. Общий объем внутреннего пространства достигает 5000 гросс-тонн, что делает эту яхту крупнейшим по объему из построенных на сегодняшний день голландских судов.
Циркулируют сообщения, что Цукерберг купил еще и гигантский U-81, в 2022 году переделанный Damen в шэдоубот из судна по обслуживанию газовых платформ. На его палубе есть даже баскетбольная площадка, что уж говорить об экспедиционном оборудовании!
Ян Кум — Moonrise (101 метр, верфь Feadship)
Создатель мессенджера WhatsApp в 2025 году получит яхту не только огромную, но и технически продвинутую. В ее надстройку интегрированы приемники Starlink, чтобы оставаться на связи даже в самом недоступном уголке Полинезии. Среди других усовершенствований — более высокая мачта, большая солнечная палуба с массажным кабинетом, тренажерным залом и парикмахерской, а также увеличенные зоны отдыха на открытом воздухе и платформа для купания. Владельцу отведена отдельная палуба, на борту также есть кинотеатр. Чтобы уменьшить шум, инженеры придумали особую конструкцию гребных винтов, узлов трансмиссии и якорной лебедки. В отделке используются специальные шумопоглощающие материалы.
Ларри Эллисон — Katana (61,4 метра)
Созданная в сотрудничестве с морским архитектором Роном Холландом яхта водоизмещением около 570 тонн с алюминиевым корпусом и надстройкой полностью оправдывает свое название. Ее формы резки и благородны, как лезвие длинного самурайского меча катаны. Мачта, гики и такелаж изготовлены из углеволокна, что обеспечивает максимальную легкость и прочность. Одна из главных инноваций этой яхты — переработанное парусное вооружение, которое повышает удобство управления и оптимизирует ходовые качества. Кроме того, благодаря системе динамического позиционирования последнего поколения яхта способна самостоятельно поддерживать свое положение и направление без использования якоря, что делает плавание еще более безопасным и комфортным. Эллисону нравится самурайская эстетика и парусные гонки. Команды Oracle дважды выигрывали Кубок Америки, а сам Эллисон управлял кечем Perini Navi Zenji длиной 56 метров.
Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»