Найти в Дзене
Шоу Бизнес

Как сложились судьбы дочерей, которых сдали в монастырь Ростропович и Вишневская, хотя могли дать им всё!

Оглавление

Это фото и все фото ниже взяты из открытых источников 👇
Это фото и все фото ниже взяты из открытых источников 👇

Галина Вишневская навеки вписала своё имя в анналы мирового оперного искусства как непревзойдённая певица, чей уникальный по силе и тембру голос в сочетании с железной волей и харизмой позволили ей покорить ведущие сцены мира — от Большого театра до Ла Скала и Метрополитен-оперы. 

-2

Рядом с ней на протяжении десятилетий находился Мстислав Ростропович — гений виолончели, выдающийся дирижёр и бескомпромиссный защитник свободы творчества, человек, чьё имя стало синонимом музыкального совершенства. 

Их союз, скреплённый не только взаимной страстью к музыке, но и глубочайшей личной привязанностью, выдержал испытания славой, политическими гонениями и эмиграцией, став образцом творческого и семейного партнёрства.

-3

У легендарных супругов подрастали две очаровательные дочери, Ольга и Елена, чьё детство и юность прошли в уникальной, но подчас невероятно суровой атмосфере звездного дома. Несмотря на безграничные материальные возможности и доступ к благам западного мира после вынужденного отъезда из СССР, методы воспитания, избранные родителями, зачастую казались чрезмерно жёсткими и даже травмирующими, оставляя у девочек глубокие, хотя и осмысленные с годами, эмоциональные отпечатки. Поводы для детских обид у них, безусловно, были.

Четыре дня, изменившие судьбу

История стремительного и страстного романа Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской напоминает увлекательный киносценарий, полный драматизма и романтических жестов. 

-4

На одном из светских приёмов в Москве молодой, но уже известный виолончелист, поднимаясь по лестнице, заметил спускавшуюся ему навстречу ослепительную женщину. Её царственная осанка, выразительные черты лица и внутренний свет произвели на него ошеломляющее впечатление. Позже Ростропович вспоминал, что в тот миг мысленно воскликнул: "Богиня!" и мгновенно принял твёрдое решение: она непременно станет его женой, чего бы это ни стоило. С этого момента все его помыслы и действия были подчинены одной цели — завоевать сердце неприступной примы Большого театра.

-5

Ростропович не полагался на волю случая и активно создавал ситуации для встреч, проявляя недюжинную изобретательность в выражении своих чувств. Узнав от общих знакомых, что Вишневская испытывает особую слабость к хрустящим солёным огурцам, он совершил поступок, граничащий с дерзостью, но невероятно тронувший певицу. 

Пробравшись в её гримёрку во время спектакля, он оставил на туалетном столике изящный букет нежных ландышей, рядом с которым лежал крупный огурец и записка с подписью "От обожающего Вас виолончелиста", исключавшая любые сомнения в авторстве этого эксцентричного, но искреннего подношения. 

-6

Другой знаковый эпизод произошёл после дождя: увидев, что Галине предстоит пройти через огромную лужу, Мстислав, не раздумывая, сбросил с плеч свой новый светлый плащ и бросил его под её ноги, как ковровую дорожку, демонстрируя готовность к самым рыцарским поступкам.

В тот период Вишневская официально состояла в браке с Марком Рубиным, директором Ленинградского театра оперетты, за которым она провела около десяти лет своей жизни. Их союз многими воспринимался как прочный и стабильный. 

-7

Однако мощная энергия и настойчивость Ростроповича, категорически отказавшегося мириться с ролью "третьего лишнего" или довольствоваться мимолётным романом, поставили певицу перед мучительным выбором. 

-8

Он дал ясно понять: в её жизни должен остаться только он один, и компромиссы здесь невозможны. Перед Галиной стояла дилемма: сохранить привычный, но, вероятно, исчерпавший себя брак с человеком значительно старше её (разница составляла 22 года) или рискнуть, отдавшись на волю новой, всепоглощающей страсти с непредсказуемыми последствиями.

Она выбрала риск и ушла от мужа. Спустя годы, оглядываясь назад, Вишневская неоднократно подчёркивала, что ни на секунду не пожалела о своём решении. Именно рядом с Ростроповичем она обрела не только головокружительный профессиональный успех на международной арене, но и подлинное личное счастье, ощущение абсолютной взаимной поддержки и уверенность в завтрашнем дне, пронесённую через все жизненные бури.

Кстати маленький Мстислав спал в футляре от виолончели своего гениального отца Леопольда Ростроповича
Кстати маленький Мстислав спал в футляре от виолончели своего гениального отца Леопольда Ростроповича

Феноменальным образом, от момента их первой встречи до официальной регистрации брака прошло всего четыре невероятно насыщенных дня. За этот кратчайший срок Ростропович совершил то, что казалось невероятным: завоевал сердце звезды первой величины. 

Ироничный эпизод произошёл в самом ЗАГСе: регистраторша, хорошо знавшая знаменитую фамилию невесты, предложила жениху взять её прославленную фамилию. Ростропович, однако, с достоинством отказался, твёрдо заявив, что его собственная фамилия также достойна уважения. Его последующая мировая слава полностью подтвердила его правоту — имя Ростропович зазвучало не менее громко и гордо, чем имя Вишневская.

-10

Совместная жизнь двух титанов музыки складывалась отнюдь не безоблачно, сталкиваясь с политическими преследованиями, лишением гражданства, вынужденной эмиграцией. 

Однако их брак оказался удивительно прочным и гармоничным, выдержав испытание временем — они прожили вместе более 50 лет. 

Секрет этой прочности крылся во взаимном уважении, умении слушать и слышать друг друга, находить компромиссы даже при различии взглядов и привычек. Так, певица, дорожившая режимом и покоем перед выступлениями, предпочитала рано ложиться спать.

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

Её же супруг, будучи человеком общительным и хлебосольным, обожал шумные ночные посиделки с друзьями и коллегами в их доме. Несмотря на эту разницу, им удалось выработать гибкий подход, не ущемляя свободы друг друга: Галина могла отдыхать в своей части дома, а Мстислав наслаждался обществом гостей, стараясь всё же не нарушать её покой излишним шумом.

 Строгие правила: Детство в тени величия

-12

В 1956 году семья пополнилась старшей дочерью Ольгой, а в 1958 году родилась Елена. 

Девочки росли в атмосфере, где дисциплина, трудолюбие и безусловное уважение к родительской работе возводились в абсолют. 

С самого раннего возраста им прививалось железное правило: когда мама или папа репетируют дома (а репетировали они много и интенсивно), дети обязаны вести себя абсолютно тихо, не мешая творческому процессу.

Любое нарушение этого табу вызывало резкое, часто гневное недовольство отца, чей авторитет был непререкаем. Дочерям пришлось быстро адаптироваться к строгому распорядку и многочисленным запретам, царившим в их, казалось бы, привилегированном доме.

-13

Даже во время частых и продолжительных гастролей Вишневской и Ростроповича по всему миру, дети оставались в Москве под присмотром няни. 

Родительский контроль осуществлялся ежедневно через телефонные звонки: они подробно расспрашивали о делах, уроках, поведении, давали указания и делали замечания, стремясь дистанционно поддерживать установленный порядок. 

-14

Парадоксально, но при этом звёздные родители целенаправленно приучали дочерей к самостоятельности, считая её важнейшим жизненным навыком. Уже в три года Ольга и Елена учились стирать свои мелкие вещи (носки, платочки), а к шести годам они могли самостоятельно приготовить несложные блюда, например, яичницу с помидорами — любимое незатейливое кушанье их отца. Это сочетание гиперопеки и раннего привития бытовых навыков создавало уникальную, но психологически сложную среду.

Строгость и аскетизм были неотъемлемой частью их воспитания, иногда переходя разумные границы. Один из самых болезненных эпизодов, навсегда врезавшийся в память Елены, произошёл, когда она, увлёкшись игрой, задержалась после разрешённой прогулки. 

В порыве гнева мать схватила ножницы и отрезала ей длинную, красивую косу. Отец же, поддержав это суровое наказание, запретил дочери на целый год носить что-либо кроме строгой школьной формы, лишив её даже намёка на детские радости от нарядной одежды. 

Мстислав Ростропович с дочерьми Ольгой и Еленой
Мстислав Ростропович с дочерьми Ольгой и Еленой

Детство сестёр сложно назвать несчастливым в классическом понимании – они были любимы, не знали материальных лишений, вращались в кругу интеллектуальной и творческой элиты. 

Однако оно было весьма специфическим и ограниченным. Им категорически запрещалось посещать школьные вечера и дискотеки, считавшиеся рассадником дурного влияния. Их гардероб составляли исключительно скромные, часто невзрачные платья "приличной" длины. О покупке модной, яркой одежды, о которой мечтали все их сверстницы, не могло быть и речи, несмотря на более чем обеспеченный статус семьи.

-16

Наиболее ярко контраст между возможностями семьи и родительскими запретами проявился в истории с джинсами...

 Во время зарубежных гастролей Вишневская, поддавшись на уговоры дочерей и, возможно, чувствуя некоторую вину за строгость, купила им модные джинсы — предмет страстных мечтаний советских подростков. 

Восторгу Ольги и Елены не было предела. Однако когда Ростропович увидел дочерей в этой "крамольной" одежде, его реакция была мгновенной и яростной. Он счёл джинсы символом вульгарности и разложения, абсолютно неприемлемыми для своих детей. Несмотря на слёзы и мольбы девочек, он приказал им немедленно переодеться, а новую одежду демонстративно сжёг прямо в камине на веранде их дома. 

Этот акт "публичной казни" модной одежды стал шоком и глубокой травмой для подростков. Галина Вишневская, по воспоминаниям дочерей, внутренне не разделяла такой категоричности мужа и, возможно, жалела их, однако никогда не оспаривала его решений при детях, поддерживая единый фронт воспитания. Повторить попытку купить джинсы она не решилась.

 Первые шаги во взрослую жизнь: Монастырь вместо свободы

-17

Когда Ольге исполнилось восемнадцать, а Елене шестнадцать, семья, лишённая советского гражданства за поддержку опального Солженицына, оказалась в вынужденной эмиграции. Родители, чья профессиональная деятельность требовала постоянных разъездов по миру, столкнулись с проблемой: где и как оставить подрастающих дочерей в непривычной западной среде, полной соблазнов и свободы, казавшейся им опасной. 

Тогда Вишневская, обеспокоенная моральным обликом и будущим дочерей, предложила радикальное решение: определить их на проживание в католический монастырь-пансион Notre Dame de Sion в Лозанне (Швейцария). В этом закрытом, строго регламентированном учебном заведении, фактически изолированном от внешнего мира, под надзором монахинь, девочки должны были, по мнению матери, адаптироваться к новой жизни в эмиграции, продолжить образование и, главное, избежать "разлагающего" влияния западной молодежной культуры и возможных дурных знакомств. Это решение, шокировавшее многих знакомых (ведь семья могла позволить себе лучшие пансионы или постоянную няню), было продиктовано искренним, хотя и крайне жестким, желанием уберечь дочерей.

Ольга Ростропович с матерью Галиной Вишневской
Ольга Ростропович с матерью Галиной Вишневской

Через два года пребывания в атмосфере монастырской дисциплины и умеренной аскезы, Ольга и Елена перебрались в США. Им удалось убедить отца снять для них небольшую квартиру в Нью-Йорке, недалеко от Джульярдской школы (Juilliard School), куда они поступили для продолжения музыкального образования. Они дали родителям торжественное обещание быть крайне осмотрительными и все силы отдавать учёбе. К этому времени, отчасти под влиянием монастырского опыта, отчасти из-за осознания ответственности перед родителями, переживавшими изгнание, сёстры действительно сосредоточились на занятиях. Их юношеское стремление к развлечениям и ярким впечатлениям было существенно приглушено, что позволило им стать более самостоятельными и снять с родителей часть тревог об их будущем.

 Две судьбы: Найти свой путь

Елена Ростропович с родителями
Елена Ростропович с родителями

Елена, обладавшая ярким музыкальным талантом, сумела окончить престижную Джульярдскую школу экстерном и вскоре начала активно гастролировать по миру вместе с отцом в качестве его аккомпаниатора. Однако её собственная карьера концертирующей пианистки оказалась недолгой. Музыка отошла для неё на второй план после замужества и рождения первого ребёнка.

 Семейные ценности и материнство стали для неё новым, более важным призванием. Ольга, напротив, упорно пыталась утвердиться в музыке профессионально. Она была прекрасной виолончелисткой, получившей великолепную школу, но постоянно существовала в тени гениального отца. 

Мстислав Ростропович с женой и дочками, Ольгой и Еленой
Мстислав Ростропович с женой и дочками, Ольгой и Еленой

Осознание того, что её мастерство и уникальный дар неизмеримо уступают ростроповичевскому, а также жёсткая конкуренция в музыкальном мире, вызывали у неё глубокие сомнения в правильности выбранного пути исполнительницы. Публичные сравнения были слишком болезненны.

Тогда она приняла мужественное решение оставить сольную карьеру и посвятить себя педагогике, надеясь передавать знания и любовь к музыке следующему поколению. Это решение вызвало непонимание и глубокую обиду у Мстислава Ростроповича. Он воспринял уход дочери со сцены как личное оскорбление и предательство дела, которому сам служил беззаветно всю жизнь. Его реакция была крайне резкой: в порыве гнева он отобрал у Ольги дорогую виолончель, которую когда-то сам ей подарил, и на долгие годы полностью разорвал с ней общение, возведя между ними глухую стену отчуждения. Этот период стал одним из самых тяжёлых в их отношениях.

-21

Потребовалось несколько лет и мудрое вмешательство духовника, чтобы начать процесс примирения. Стена молчания, возведённая отцом, рухнула после того, как Ольга, следуя совету священника, нашла в себе силы преодолеть гордость и позвонила отцу, искренне попросив у него прощения, хотя формальной вины за выбор своего пути она не чувствовала. Этот телефонный звонок стал переломным моментом. Мстислав Леопольдович смягчился, и отношения между отцом и дочерью начали медленно, но верно восстанавливаться. Уже на склоне лет Галина Вишневская с горечью и покаянием признавалась в интервью, что обе её дочери, несмотря на все перипетии, выросли удивительно цельными, добрыми и отзывчивыми людьми. Она глубоко сожалела о чрезмерной суровости, которую проявляла в их воспитании, особенно вспоминая с болью эпизод с отрезанной косой Елены. 

Галина Вишневская с дочерьми
Галина Вишневская с дочерьми

"Я не имела права быть такой жестокой", — говорила она, осознавая, что некоторые методы были продиктованы скорее её собственными страхами и представлениями о должном, чем реальными потребностями детей.

Судьба Елены сложилась насыщенно и многогранно, центром её жизни стала семья и благотворительность. Она была замужем дважды и стала любящей матерью четверых детей, каждый из которых нашёл своё призвание. Старшая дочь Анастасия Ростропович пошла по стопам бабушки, связав жизнь с искусством, и стала известной художницей. 

Александр Кнехт избрал стезю деда, став профессиональным виолончелистом. Иван Кнехт посвятил себя медицине, а младший, Сергей Кнехт, нашёл себя в кинематографе. Сегодня Елена Ростропович является президентом и движущей силой Фонда «За здоровье и будущее детей» (Foundation for the Health and Future of Children), который под её руководством реализует масштабные программы по вакцинации детей в развивающихся странах, спасая тысячи жизней. 

Параллельно она возглавляет Культурно-просветительскую ассоциацию «Вишневская – Ростропович» (Vishnevskaya-Rostropovich Foundation), которая активно занимается организацией престижных музыкальных фестивалей, поддержкой молодых музыкантов и важными гуманитарными проектами в сфере культуры, продолжая миссию родителей.

-23

Ольга Ростропович после непростого развода полностью посвятила себя воспитанию двух сыновей — Олега и Мстислава. 

Когда не стало Мстислава Леопольдовича в 2007 году, она выполнила его волю и вернулась на постоянное жительство в Россию. Здесь она активно включилась в работу основанного её матерью Московского Центра Оперного Пения Галины Вишневской, где помогала в организации учебного процесса, направленного на подготовку не просто вокалистов, но и всесторонне развитых оперных артистов, владеющих мастерством сценического перевоплощения. 

Со временем Ольга Мстиславовна возглавила Фонд Мстислава Ростроповича, сосредоточив его деятельность на поддержке юных дарований в области классической музыки, организации мастер-классов с мировыми звёздами и проведении международных конкурсов и фестивалей имени её отца. После кончины Галины Павловны Вишневской в 2012 году именно на плечи Ольги легла ответственная миссия руководства Центром оперного пения. Она восприняла это как святой долг перед памятью матери и вложила огромные силы в сохранение и развитие её уникальной педагогической школы.

-24

Обе сестры, несмотря на все сложности детства и юности, всегда с огромным уважением и благодарностью отзывались о родителях. 

Они подчёркивали, что все их жизненные достижения, сила характера, ответственность и умение преодолевать трудности стали прямым следствием того воспитания, которое они получили. 

Строгость, граничившую порой с деспотизмом, они в зрелом возрасте научились воспринимать не как несправедливость, а как своеобразную, хоть и чрезмерно жёсткую, форму родительской любви и заботы, продиктованную искренним, хоть и гипертрофированным, желанием уберечь их от ошибок, дать им прочный внутренний стержень и нравственные ориентиры в сложном мире. 

Их идеалом семейной жизни всегда оставался союз Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича — союз двух невероятно сильных личностей, проживших жизнь в удивительном творческом и человеческом согласии, поддержке и преданности, служа для дочерей недосягаемым, но вдохновляющим примером гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Они мечтали о подобной глубине чувств и взаимопонимании в своих семьях.

-25

А как Вы считаете уважаемые читатели, оправдана ли чрезмерная строгость в воспитании детей, в семьях где деньги и власть позволяет получать все по первому щелчку пальцев...